На Кубе начинается «перестройка»

Читати цю новину російською мовою
На Кубе начинается «перестройка»
В Гаване появились надежды на перемены? Предзнаменований тому все больше: остров стал более открытым, там проводятся внутренние реформы, изменилось отношение к нему США… Хотя правительство Рауля Кастро остается весьма авторитарным.

 «Abajo los Castro», «Libertad» («Долой Кастро!», «Свобода!»). В четверг, 16 августа 2010 года, на ступенях Гаванского университета происходило нечто небывалое, пишет «Le Temps» (Швейцария). Пять молодых кубинских диссидентов призывали к свержению кастровского режима и установлению демократии. Последний раз подобные сцены возмущения на территории столичного университета можно было наблюдать до кубинской революции 1959 года, в эпоху, когда студент-юрист Фидель Кастро выступал против диктатуры Фульхенсио Батисты (Fulgencio Batista). Элисардо Санчес ( Elizardo Sanchez), активист-правозащитник, с которым в кубинской столице встретился журналист выходящей в Майами газеты El Nuevo Herald, не скупится на похвалы в адрес протестующих: «Это был очень мужественный поступок, потому что это место имеет большое символическое значение для правительства».

Хотя правительство Рауля Кастро (Raúl Castro) остается весьма авторитарным, над Кубой, кажется, повеял ветер перемен. Недавнее освобождение 26 политзаключенных, сидевших в тюрьме с 2003 года, стали их предвестником. К тому же, администрация Обамы в начале сентября или — самое позднее — после ноябрьских промежуточных выборов должна объявить о новом смягчении американской политики в отношении Кубы.

Предполагается упростить условия поездок кубинских беженцев, живущих в США, на этот карибский остров. На Кубу из США можно будет улететь не только из Майами, Нью-Йорка и Лос-Анджелеса. Вероятно, будут пересмотрены в сторону увеличения суммы, которые члены кубинской диаспоры могут посылать кубинцам, остающимся в стране, равно как и размер пожертвований церкви, школам и правозащитным организациям. Но это еще не отмена эмбарго, наложенного на Кубу Соединенными Штатами, врагом номер один кастровского режима, еще в 1962 году. И не отмена запрета на посещение острова американскими гражданами.

Однако эти меры положили конец ограничениям, вытекающим из закона Хельмса-Бертона, принятого Конгрессом (где большинством обладали республиканцы) в 1996 году, и ужесточению кубинской политики США, начатому президентом Бушем в 2003 году в ответ на усиление репрессий со стороны Фиделя Кастро. Что же касается Евросоюза, который Испания подталкивает как можно скорее прервать «диалог глухих» с Гаваной, то он пересмотрит свою кубинскую политику в сентябре. Испанский министр иностранных дел Мигель Моратинос надеется, что Брюссель вовремя заключит двусторонний договор с Кубой.

В коллективной статье Института имени Брукингса (Brookings Institution) в Вашингтоне Энди Гомес ( Andy Gomez), преподаватель Университета Майами, подчеркивает, что новая стратегия Белого дома может ускорить эти изменения. Доказательством этого он считает результат, который дали первые меры по смягчению политики, принятые Бараком Обамой в 2009 году. В течение трех месяцев после введения этой новой политики на Кубу съездили 300 000 американцев кубинского происхождения, то есть на 50 000 больше, чем за весь 2008 год. Кубинская диаспора США за год перевела своим родственникам на Кубе больше 600 миллионов долларов.

Ввиду политической медлительности Капитолия в деле снятия эмбарго, введенного 48 лет назад, — «во имя демократии, но не породившего демократии», по словам американского сенатора Джона Керри (John F. Kerry)  — исследователь Института имени Брукингса считает делом первостепенной важности для Белого дома проведение «культурной дипломатии» с целью развития личных контактов кубинцев с внешним миром. Эта политика будет напоминанием о пинг-понговой дипломатии 1970-х годов между Китаем и Соединенными Штатами или о дипломатии президента Билла Клинтона, который вел переговоры с кубинскими властями о проведении спортивных матчей между бейсбольными командами США и Кубы в Балтиморе и Гаване.

Энди Гомес считает своевременными меры по увеличению числа межличностных контактов. Почему? Гражданское общество на Кубе постоянно растет, включая в себя, помимо диссидентов, религиозные и молодежные организации, сельскохозяйственные кооперативы, а также обитателей все более расширяющейся блогосферы. Именно многочисленные межличностные контакты в Восточной Европе конца 1980-х годов способствовали росту сознательности населения и подтолкнули простых людей к тому, чтобы взять собственную судьбу в свои руки.

К тому же, хотя кубинские власти всячески стараются максимально ограничить доступ к информационным технологиям, в 2008 году они отменили запрет на мобильные телефоны, которыми до тех пор могли пользоваться лишь представители элиты режима и иностранцы. Привлечение денежных потоков перевесило политические риски, связанные с подобной открытостью. На самом деле, число мобильных телефонов за пять лет выросло с нескольких тысяч до почти миллиона.

Потенциальные перемены на Кубе, однако, будут зависеть не только от США. Далеко не только от них. Рауль Кастро, долгое время чувствовавший себя скованно в своей новой роли, разочаровал тех, кто думал, что он быстро обеспечит открытость острова. Сегодня, глядя на кубинского президента, можно предположить, что режим будет меняться. Страна столкнулась с экономическим кризисом, масштабы которого напоминают о первых годах «особого периода», провозглашенного Фиделем Кастро в 1994 году, после того как с крахом СССР прекратились советские дотации Кубе.

В 2009 году импорт сократился на 38%, а экспорт на 21%. Падение цен на никель и резкое сокращение числа туристов значительно снизили доходы государства. В системе здравоохранения обнаружились «трагические недостатки», как писала газета El País, и население столкнулось с дефицитом продовольствия. Кризис был так глубок, что имели место даже кражи железнодорожных рельсов, использовавшихся для строительства домов.

«В условиях неспособности режима удовлетворить элементарные потребности населения Рауль Кастро вынужден идти на уступки, — отмечает кубинский эксперт, пожелавший остаться неназванным. — Именно поэтому он приказал освободить 52 заключенных. Но он движется на ощупь, не зная толком, куда он идет». На прошлой неделе были освобождены шесть узников, которые отправились в Мадрид. «Их освобождение — положительный шаг, но этот процесс по-прежнему связан с различными страхами. Они свободны, но вынуждены скрываться в Испании», — добавляет эксперт.

Смерть диссидента Орландо Сапаты Тамайо (Orlando Zapata Tamayo) 23 февраля этого года (на 85-й день голодовки против условий содержания — прим. пер.) показала, какое влияние голодовщики могут оказывать на кубинское правительство. Дипломатические усилия Евросоюза в лице Испании и Католической церкви Кубы оказывают давление на Гавану. Сегодня Элисардо Санчес хочет знать, почему эти меры должны ограничиться освобождением 75 узников «Черной весны» 2003 года (политических заключенных, осужденных весной 2003 года за сотрудничество со спецслужбами США — прим. пер.) и не касаться 150 -200 политзаключенных, все еще гниющих в застенках.

Политика «открытости через час по чайной ложке» кубинского режима объясняется также тем, что трудно иметь дело с развалившейся экономикой, на 90% контролируемой государством. Здравоохранение и образование, которые были самыми процветающими отраслями экономики после Кубинской революции, теперь потеряли сотни тысяч «лишних» работников, которые были направлены в отрасли, где отмечается нехватка рабочей силы, такие как сельское хозяйство. В начале августа Рауль Кастро объявил об экономических реформах, в результате которых будет разрешено заниматься мелкой торговлей, в частности, в сельскохозяйственном секторе, подрываемом коррупцией. Год назад кубинское правительство уже выделило частным лицам неиспользуемые земли, принадлежащие государству. Для страны, которая импортирует значительную часть продовольствия, сельское хозяйство, неэффективное и дезорганизованное, приобрело большое значение.

Эти перемены нельзя назвать незначительными, хотя частные предприятия существовали и до этого. В настоящее время 148 000 кубинцев имеют свой бизнес: парикмахерские салоны, службы такси, рестораны. Экономист-диссидент Оскар Эспиноса Чепе (Oscar Espinosa Chepe) приветствует этот шаг: «Речь идет о положительной мере, которая открывает дверь переменам, созданию малых и средних предприятий, хотя нужно еще посмотреть, как и когда это будет осуществлено». В своем дерзании кастровский режим идет еще дальше. Он готов без лишнего шума построить 16 площадок для гольфа с виллами, которые намеревается продать богатым иностранцам…

Надежды на перемены в Гаване теперь имеют название: перестройка. Это слово приводит в восторг тех, кто стремится к полной открытости острова. На Кубе переменам радуются, опасаясь при этом, как это было в СССР в 1990-е годы, как бы полвека репрессий и авторитаризма не закончились хаосом.

Источник: Голос России

  • 67
  • 26.08.2010 22:20

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода