Белорусская формула смены власти: все минус один

Читати цю новину російською мовою
Белорусская формула смены власти: все минус один
Мало кто такой промашки мог ожидать, но факт остается фактом — Александр Лукашенко собственноручно, хотя, скорее всего и помимо своей воли, сделал Сергея Сидорского и чиновничество в целом фактором президентской кампании.

Дата

До объявления даты выборов белорусского президента на внеочередном заседании палаты представителей белорусского парламента остается немногим больше недели. Тем не менее, временной диапазон проведения первого тура выборов уже достаточно понятен: 5 или 12 декабря 2010 года. Эти даты выглядят наиболее логичными как с учетом норм Избирательного кодекса, так и отработанной методологии проведения выборов белорусским Центризбиркомом.

Напомним, что в 2006 году, когда была аналогичная ситуация с переносом президентских выборов на более ранний срок, свое решение о дате назначения президентских выборов (состоялись 19 марта 2006 года) белорусский парламент принял 16 декабря 2005 года. В свою очередь, после объявления решения парламента о дате проведения президентских выборов, желая максимально затруднить независимым кандидатам процедуру регистрации, белорусский ЦИК дал претендентам на пост главы государства всего неделю — до 23 декабря 2005 года, чтобы зарегистрироваться в качестве кандидата и представить списки членов своих инициативных групп. С этой даты, т.е. с 23 декабря, согласно ст. 61 Избирательного кодекса, до даты выборов остается не больше 85 дней, что точно соответствует назначенной дате проведения выборов парламентом — 19 марта 2006 года.

Если перебросить эту схему в 2010 год, то она будет иметь следующий вид: 7 сентября белорусский парламент назначает дату выборов. В этот же день белорусский ЦИК объявляет последний срок подачи заявлений кандидатами — где-то на 14 сентября, т. е. как и в 2005 году даст кандидатам ровно неделю. Если к 14 сентября приплюсовать 85 дней, то первый тур выборов должен будет состояться до 7 декабря, а именно 5 декабря в воскресенье. Если ЦИК продлевает срок подачи заявлений кандидатами ориентировочно до 20 сентября, то выборы назначат на 12 декабря.

Белорусская власть переносить выборы не будет — на это нет ни ресурсов, ни соответствующего интеллектуального потенциала. К тому же ситуация серьезно осложняется двумя факторами — а) нарастающей информационной войной с Россией и грозящими с началом 2011 года новыми газовыми и нефтяными конфликтами,

б) все более очевидным брожением и недовольством проводимой главой государства политикой как рядовых обывателей, так и среднего и высшего звена чиновничества, которым надоело выступать вечными козлами отпущения.

И если с первым фактором все понятно — информационную войну лицезреют все, кому не лень, то второй аспект только начал выкристаллизовываться.

Чиновники ждут отмашки

Можно было считать этот тезис предположением, лишенным какого бы то ни было основания, но очередную серьезную ошибку допустил сам глава государства на прошедшем в пятницу 27 августа отчете Совмина по итогам работы в первом полугодии, когда отчитал, как мальчика, председателя Совета Министров республики Сергея Сидорского за вполне адекватную заботу премьера о людях: «Я политик, я должен думать о людях, а вы должны думать об экономике и финансах, — поучал Лукашенко Сидорского. — У вас людей нет. Забудьте! В экономике люди не стоят за деньгами и за тракторами. Вы голый экономист. Вы должны приходить с министром финансов ко мне и бороться за каждый рубль, за каждую копейку. И это я должен говорить, что там за ними стоят люди». И резюмировал: «У меня такое впечатление, что правительство, которое сегодня вносит предложения, не думает работать с 1 января».

Александр Лукашенко, как всегда, проговорился. Все сказал сам и дал всем другим понять, что он мало того что очень внимательно наблюдает за процессами брожения, происходящими среди чиновников, он этими процессами очень обеспокоен. Публичный «наезд» на Сидорского за вполне невинные слова заботы о людях можно расценить только как публичное выплескивание тех тревог, которые существуют у нынешнего главы государства в отношении как персонально председателя Совмина, так и в целом в отношении чиновников. Действительно, согласно ст. 89 Конституции Беларуси, «в случае вакансии должности Президента или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям, предусмотренным Конституцией, его полномочия до принесения Присяги вновь избранным Президентом переходят к Премьер-министру».

Мало кто такой промашки мог ожидать, но факт остается фактом — Александр Лукашенко собственноручно, хотя, скорее всего и помимо своей воли, сделал Сергея Сидорского и чиновничество в целом фактором президентской кампании. Это означает, что номенклатура теперь будет только ждать отмашки для того, чтобы начать свою игру.

Фактор Сидорского

В случае каких-либо форс-мажорных обстоятельств в ходе или после выборов, функции исполнения обязанностей главы государства переходят к премьер-министру. Вместе с тем, до выборов Александр Лукашенко уже не может уволить Сергея Сидорского, т. к. это будет означать практически открытую конфронтацию Семьи с чиновничьим корпусом республики. И силовики в этом споре будут играть исключительно техническую роль, т. к. они не смогут управлять экономикой. В этом плане развитие событий показывает, что ставка Семьи исключительно на силовиков рано или поздно должна была доказать свою ошибочность. Да, они функциональны как инструмент запугивания и удержания ситуации под контролем тогда, когда решены (даже на время) вопросы легитимности действующей власти. Однако когда проблема легитимности обостряется, а выборы являются классическим случаем обострения, силовики беспомощны и могут быть только инструментом в руках власти, но не самостоятельным фактором. Если же они начнут собственную игру, тогда и они станут самостоятельным политическим игроком, но это будет означать, что власть не может опереться даже на них.

Если говорить о Сергее Сидорском, то его роль, в принципе, понятна — сам он не пойдет кандидатом в президенты, этого глава государства может не опасаться. Вместе с тем, его присутствие во власти необходимо сторонникам перемен для стабилизации политической ситуации в случае каких-либо форс-мажорных обстоятельств в ходе выборов или после них. Приведем один простой пример.

Допустим, нынешний глава государства выбирает жесткий сценарий своего ухода из власти: проводит выборы и с «оглушительным треском» объявляет об очередной «элегантной» победе с 70-80-ю процентами голосов. В случае объявления результатов выборов со стороны ЕС, США и России недействительными, вакансия президента в республике остается открытой. В этом случае его полномочия переходят к Сергею Сидорскому, который должен согласно ст. 81 конституции объявить о проведении внеочередных президентских выборов «не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии». В этом случае вопрос может вызвать только одно — с какого момента считать полномочия президента оконченными — с момента проведения выборов или же с той даты, когда согласно законодательства должна состояться инаугурация нового главы государства.

Поэтому понятно, что даже отставка Сергея Сидорского и назначение полностью своего человека на пост премьер-министра не имеет никакого смысла в случае признания итогов выборов недействительными со стороны ЕС, США и России, т. к. тогда только поменяется техническая процедура объявления и проведения досрочных выборов главы государства. В то же время, если премьер будет сменен и не будет назначать дату выборов, то тогда хаос в стране резко усилится, что чревато различного рода эксцессами, что, конечно, нежелательно. В этом плане у Александра Лукашенко не остается никаких возможностей игры против Сергея Сидорского (или любого другого премьер-министра), кроме одной: удержания его в нынешнем подвешенном состоянии, его отставки во время проведения Всебелорусского собрания и оставления должности премьер-министра вакантной вплоть до выборов.

Серьезно усилить фактор Сидорского может еще одно событие — если будет отменен запланированный на осень союзный Совмин. Его отмена будет свидетельствовать, что глава государства более не может поддерживать в надлежащем состоянии свои полномочия по проведению внешней политики.

Все минус один

Все вышеизложенное означает, что в республике идет игра под условным названием «все минус один». Эта игра началась давно — сразу после выборов 2006 года, только тогда она была видна исключительно информированным людям. В нее играли часть окружения, часть оппозиции, номенклатуры, силовиков. Еще сегодня в республике все тихо, все как всегда — «закат над болотом». Но уже 7 сентября все изменится: любые противозаконные действия, которые власть привыкла совершать в отношении граждан, чиновников и силовиков, и которые не имели для нее практически никаких последствий, кроме информационной шумихи в независимых СМИ, теперь приобретут совсем другое измерение — за них надо будет отвечать.

Текст: Юрий Баранчик

Источник: ИА REGNUM Новости

  • 61
  • 30.08.2010 20:01

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода