Россия и НАТО могут поделить «зону ответственности» в Закавказье

Читати цю новину російською мовою
Россия и НАТО могут поделить «зону ответственности» в Закавказье
Так называемый «грузинский фактор» во взаимоотношениях между Россией и Западом оттеснен на далекую периферию большой политики. От Грузии на Западе сейчас отмахиваются как от назойливой мухи…

В Тбилиси с первым визитом побывал генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен. Как заметил в этой связи постоянный представитель Грузии в НАТО Григол Мгалоблишвили, «Грузия ждала от Расмуссена повторения той поддержки, которая была высказана в ходе Бухарестского саммита относительно членства Грузии в НАТО». Тем более? что визит в Грузию генерального секретаря НАТО пришелся на период перед Лиссабонским саммитом НАТО, который состоится во второй половине ноября. Накануне в Вашингтоне побывал спикер грузинского парламента Давид Бакрадзе. В американских коридорах власти он активно лоббировал принятие специальной резолюции Североатлантического альянса, которая должна касаться оценки российских действий двухлетней давности в ответ на вооруженное вторжение Грузии в Южную Осетию — в формулировке «оккупация». Еще один момент: на 12 ноября в Варшаве намечено заседание 56-й по счету Ассамблеи НАТО. В повестке дня, среди прочего, будут обсуждаться североатлантические перспективы новых членов.

Что ответил на предпринятое Тбилиси информационно-политическое давление на НАТО генсек Андерс Фог Расмуссен? На совместной пресс-конференции с президентом Грузии Михаилом Саакашвили он заявил, что «Грузия станет членом НАТО, естественно, при условии удовлетворения соответствующим критериям. Мы поможем в этом Грузии». О каких критериях ведется речь, и примут ли вообще Грузию в НАТО? В настоящее время набирает обороты сотрудничество между Россией и Североатлантическим альянсом, которое было заморожено из-за той же российско-грузинской войны 2008 года. Это означает, что так называемый «грузинский фактор» во взаимоотношениях между Россией и Западом оттеснен на далекую периферию большой политики. Об этом свидетельствуют, в частности, состоявшаяся встреча в Нью-Йорке на уровне министров иностранных дел стран НАТО и России, визит в США министра обороны РФ Анатолия Сердюкова и, конечно, запланированный на ноябрь саммит НАТО в Лиссабоне, на который приглашен и президент России Дмитрий Медведев. В Португалии альянс намерен принять рассчитанную на период до 2020 года стратегию развития. В присутствии главы России включать в повестку дня «грузинский вопрос» НАТО не будет. У него иные проблемы: «архитектура» новой европейской безопасности, терроризм, пиратство, наркотрафик, война в Афганистане и многое другое. Обозначена также растущая потребность альянса в России как в важном союзнике при ведении военной операции в Афганистане и в борьбе с терроризмом, что вынуждает Брюссель искать компромиссы, развязки, активизировать свои отношения с Москвой. Хотя бы потому, что из системы натовской безопасности стала выпадать Турция, вступившая на путь более независимой внешней политики в целом, и на Ближнем Востоке — в частности. Неслучайно в НАТО дали понять, что Москва рассматривается не только как союзник альянса, но и как его потенциальный член. При этом возникшая динамика во взаимоотношениях между Россией и НАТО, появление проблем дискуссионного, а не конфронтационного уровня, свидетельствуют, что Москва и Брюссель реально обозначили «горизонты прорыва». Правда, генсека НАТО Андерс Фог Расмуссен по-прежнему считает, что альянс, обеспечивая безопасность стран Европы, «может действовать и за пределами Европы». В этой связи министр иностранных дел Сергей Лавров заметил, что это противоречит главным антивоенным принципам ООН: любое государство может применять оружие только в двух случаях — либо в целях самообороны, либо с санкции Совбеза. Но это всего лишь «пристрелка словами», поскольку может случиться и так, что такая формулировка при определенных условиях может устроить и Россию.

Поэтому сейчас Грузии на натовском направлении ничего не светит — желанная для Тбилиси резолюция вряд ли будет принята и в Варшаве. Польша вступила на путь нормализации двусторонних отношений с Россией. Турция, Германия, Словакия относят Россию к числу важнейших экономических партнеров. Для США, Британии, Франции — Россия важна в целях выстраивании новой геополитики с учетом факторов Ирана или Афганистана. Теперь по большому счету наличие российских военных баз в Армении, Абхазии и Южной Осетии не является «элементом раздражения» для НАТО. Неровен час, когда и натовская база в турецком Инджирлике будет интегрирована в новую совместную систему безопасности. Более того, текущий политический контекст таков, что если раньше Запад играл на политических противоречиях между новыми закавказскими государствами с Россией, то сейчас он больше России нуждается в стабильном Закавказье. Новое геополитическое видение Вашингтона начинает базироваться на трех элементах: США — объединенная Европа — Россия. Но для того, чтобы встроить Россию в предполагаемую систему безопасности, Западу необходимо провести модернизацию натовских институтов, перевести, в частности, Закавказье в «зону ответственности» России. В противном случае рано или поздно в этом регионе мира будет обозначено блоковое противостояние, что сохранит за ним статус очага потенциальной дестабилизации. Азербайджан находится в конфликте с Арменией из-за карабахской проблемы, Грузия вынашивает идеи военного реванша после поражения в войне августа 2008 года и на этой платформе стремится выстроить стратегический альянс с Азербайджаном. США не удержали Грузию от военного конфликта с Россией, не увенчались успехом и их попытки взять на себя инициативу в содействии разрешению армяно-азербайджанского конфликта, интегрировать его в рамки своей общерегиональной политики. Плюс к этому предлагаемые Западом схемы конструирования в этом регионе мира энергетической безопасно выглядят архаично. В попытке снизить зависимость от российского газа ЕС поддержал трубопроводный проект NABUCCO. В ответ Россия выступила с инициативой строительства газопровода «Южный поток». Чтобы выбраться из образовавшегося » кавказского мелового круга» необходимо предпринять нестандартные политико -дипломатические ходы. В частности, Москва и Вашингтон могли бы выступить с идеей проведения американо-российского или общеевропейского саммита на высшем уровне по проблемам безопасности Кавказа.Одним из итогов такого форума могло бы стать обозначение и кавказского полюса России в общеевропейской структуре безопасности.

Все эти проблемы уже открыто стоят в повестке дня большой политики. Поэтому от Грузии на Западе сейчас отмахиваются как от назойливой мухи. «Я могу подтвердить, что в диалоге с Россией мы затронули проблему Грузии, — заявил генеральный секретарь НАТО Андрес фог Расмуссен на пресс-конференции в Тбилиси. — Мы считаем, что углубление диалога — верный подход». Похоже, что такой ход событий для президента Грузии Михаила Саакашвили не является сюрпризом. Он заявил, что Тбилиси стремится в НАТО, «но это не является навязчивой идеей».

7 ноября — в третью годовщину жестокого подавления акций протеста в Тбилиси — грузинская оппозиция намерена принять «Декларацию народного недоверия» нынешнему лидеру Грузии. «Саакашвили — не исторический лидер», — заявил и экс-президент Грузии Эдуард Шеварднадзе, который оценил ситуацию в стране как «очень тяжелую». Но, может быть, не стоит сейчас атаковать Саакашвили, а подождать, когда в открытом при участии Андерса Фог Расмуссена офисе связи НАТО в Тбилиси, наряду с другими, появятся и русские офицеры?

Текст: Станислав Тарасов

Источник: ИА REGNUM Новости

  • 73
  • 04.10.2010 00:56

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода