Чечня. Будущий эмират

Читати цю новину російською мовою
Чечня. Будущий эмират
Теракт в Грозном показал, что правительство Рамзана Кадырова не может справиться с сепаратистами. В то же время на Кавказе нарастает влияние радикального исламизма.

Утром 18 октября 2010 года несколько вооруженных террористов попытались ворваться в здание парламента Чеченской республики. В бою с охранниками все они были убиты, один успел подорвать себя. Погибло три милиционера, еще 15 получили ранения. Точное число террористов пока назвать не могут, одни источники утверждают, что их было четверо, другие говорят о трех нападающих.

Это нападение стало наглядной демонстрацией того, что в Чечне, где контртеррористическая операция официально завершилась осенью в 2009 году, не все так спокойно. Правительство Рамзана Кадырова не сумело навести порядок в республике и окончательно победить вооруженные отряды сепаратистов.

В то же время и экономическая ситуация в Чечне остается напряженной. По данным ООН, республика — одна из самых бедных среди федеральных субъектов России, за время войны она потеряла более 500 тысяч жителей убитыми.

Между тем, официальная Москва, кажется, утратила интерес к беспокойной республике. На фоне борьбы за власть в Кремле и отставки московского мэра события в Грозном прошли почти незамеченными.

Складывается интересная ситуация, когда Чечня оказалась забытой всем миром. До 2001 года Европейский парламент постоянно рассматривал вопрос войны в Чечне и осуждал Россию. Теперь же в мире вспоминать о войне не желают. В то же время Москва, по мнению аналитиков Московского центра исследования военных конфликтов, все больше переводит войну в русло гражданской. Это делается путем противопоставления независимых боевиков и контролируемых Москвой групп, составляющих основу вооруженных сил Кадырова.

Наконец, само исламское движение в регионе радикализируется. Аналитики Института Войны и Мира считают, что мусульманские организации на Кавказе и в Средней Азии становятся все активнее. Основной причиной этого процесса, по мнению экспертов, является неспособность правящих режимов обеспечить высокие стандарты жизни и экономическое развитие региона. Пока на пути исламизации региона стоят такие крупные страны, как Россия и Казахстан, имеющие достаточно сил, чтобы подавлять выступления сепаратистов. Но постепенно ситуация все больше меняется. Теракты в Грозном стали только отдельным напоминанием об этом.

«Независимый» Кадыров

После завершения в 2000 году активной фазы второго чеченского конфликта Москва тут же стала искать лидера, который удержал бы своих единоплеменников от начала новой войны и пользовался бы авторитетом, дабы подавить сепаратистов. До этого Кремль пытался договориться с Асланом Масхадовым. Но это закончилось тем, что Грозный ввел на своей территории шариатское правление, и она, формально оставаясь в составе России, стала независимой.

Чтобы убрать Масхадова и снова усмирить республику, понадобилась еще одна война. Поэтому с новым претендентом Россия не хотела повторять прежних ошибок. Лидером страны был избран бывший главный муфтий Ахмад Кадыров. А когда он в 2004 году погиб, на пост президента стали продвигать его сына Рамзана.

В итоге с 2007 года Чечню возглавляет Рамзан Кадыров. Он всецело пророссийский политик, сумевший, тем не менее, достичь формальной независимости Чечни. «Кадырова нельзя уволить, как остальных мэров или губернаторов. Это дало ему возможность чувствовать себя внутри Чечни свободно и убеждать боевиков, что он принесет им свободу, которую им не удалось одержать в войне», — рассказал «Главреду» эксперт Центра исследования военных конфликтов Роман Локтионов. Эту точку зрения подтверждает и заявление, сделанное два года назад лидером сепаратистов Ахмедом Закаевым. Находясь в Европе, он признал, что ситуация изменилась и теперь вооруженное сопротивление не имеет смысла.

С другой стороны, кандидатура Кадырова устраивает и Москву. Он подавил всех своих политических и личных оппонентов, и теперь боевики противостоят не российским войскам, а администрации президента. Поэтому Кремль может сбросить с себя все обвинения по поводу войны в Чечне: мол, сейчас там гражданское противостояние между самими чеченцами. Роман Локтионов считает, что Россия никогда не давала настоящей свободы Кадырову: «Они не желают второго генерала Дудаева: Россия разрешила ему утвердиться в Грозном, ибо считала, что он не потребует независимости, а потом получила войну. Поэтому Кадырова контролируют из Кремля».

Западные эксперты, в свою очередь, утверждают, что освободительное движение в Чечне начинает приобретать исламские формы. По данным Совета по международным отношениям (США), позиции исламского движения в регионе в последние 10 лет укрепились. Этому способствует не только Чечня, но и война с Талабаном в Афганистане, и перманентная нестабильность в пакистанских провинциях. Наконец, главной причиной роста исламских движений послужил кризис и неспособность власти обеспечить большинству населения достойный уровень жизни.

Регион эмиратов

В начале 1990 года в докладе, который эксперты Института Брукингса отправили в администрацию Джорджа Буша, отмечалось, что, если СССР распадется на независимые республики, на Кавказе и в Средней Азии фактор исламизма значительно возрастет. И ядерные арсеналы этих стран могут оказаться в руках террористов. Поэтому США так настаивали, чтобы Казахстан вывез свое атомное оружие. Когда это произошло, в Вашингтоне успокоились и стали постоянно напоминать Москве о негуманных методах ведения войны в Чечне.

В 2001 году и эти напоминания прекратились, потому что Владимир Путин и Джордж Буш-младший договорились помогать друг другу в борьбе с терроризмом. По мнению экспертов журнала The Economist, лидеры стран также договорились забыть о войне в Чечне, а Россия взамен оказала свою поддержку американской операции в Афганистане.

Параллельно Россия стала активно вооружать шиитский Иран. Аналитики Центра Гувера (США) считают, что это делается, дабы создать на Ближнем Востоке противовес Израилю, который активно вооружает Америка. Пик сотрудничества пришелся на 2008-2010 годы, когда Москва поставила Тегерану современные комплексы ПВО и загрузила ядерное топливо в реактор Бушерской АЭС. Западные обозреватели считают, что Иран рассматривает Кремль только в качестве промежуточного союзника, поскольку, став достаточно сильным, он начнет широкий экспорт радикального ислама. В качестве примера приводят ситуацию в Ираке, где за 2010 год влияние шиитской доктрины возросло на 45%, и теперь правительство страны уже выражает обеспокоенность ростом исламского экстремизма.

В настоящий момент Иран не скрывает своих намерений стать региональным лидером на Ближнем Востоке. Являясь при этом перевалочным пунктом для боевиков, идущих в Чечню и другие кавказские республики из Пакистана. А там, из-за невысокого уровня жизни, местные жители, особенно сельская молодежь, подпадают под агитацию исламистов и вступают в их ряды.

С Чечней ситуация еще более неопределенная, поскольку там постоянно идет гражданская война. И только жесткий контроль Москвы не дает ей расползтись по региону.

Источник: Главред

  • 50
  • 23.10.2010 17:49

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода