«Манифест просвещенного консерватизма», или Как Никите Михалкову обустроить Россию
Читати цю новину російською мовоюОтметив свое 65-летие, Никита Михалков занялся обустройством России, выпустив политический манифест, завершающий его карьеру, как художника. Как сказано в преамбуле, работа над манифестом шла на протяжении всего года.
Программный текст был опубликован в ограниченном количестве экземпляров и передан руководителям российского государства. Но текст попал в прессу.
В документе под названием «Право и Правда. Манифест просвещенного консерватизма» кинематографист и теперь уже политик излагает свои взгляды на то, как должна быть устроена общественно-политическая жизнь в России и на ее место в современном мире.
Современное положение вещей Михалков характеризует как «гремучую смесь из догоняющей Запад либеральной модернизации, произвола местных начальников, всепроникающей коррупции». «Люди устали выслушивать декларации о политической независимости, внимать призывам к индивидуальной свободе и верить сказкам о чудесах рыночной экономики. Эйфория либеральной демократии закончилась! Пришла пора — делать дело!», — взывает мэтр.
По его мнению, необходимо установить и поддерживать законность и правопорядок в стране, обеспечить культурную и национальную безопасность, поднять благососояние всех граждан, восстановить чувство гордости и ответственности за свою страну, гарантировать социальную справедливость и социальную защиту граждан, а также отстаивать права и свободы соотечественников, проживающих в ближнем и дальнем зарубежье.
Для этого, как полагает Михалков, надо возродить силу и мощь российского государства, поддержать становление новых для России структур гражданского общества, восстановить и укрепить нравственный авторитет власти, обеспечить динамичный и устойчивый рост экономики, заложить основы правосознания у граждан, воспитать в них чувство уважения к закону, труду, земле и частной собственности. «Но прежде всего мы должны поверить в нашу Россию, укрепить дух нашей нации, восстановить позитивный образ нашей страны во всем мире», — призывает Михалков.
Для достижения всех этих здач, по мнению Михалкова, требуется переосмыслить роль и значение главных факторов материального произ-водства: труд, землю, капитал и человека, рассмотрев их с точки зрения духовного единства права и правды. Последние два слова часто встречаются в тексте и выделяются прописными буквами. Такое мировоззрение, которое позволяет достичь поставленных целей, Михалков называет «просвещенно-консервативным». «Просвещенный консерватизм — это позитивное умение осмыслить прошлый и будущий мир вещей, свойств и отношений в должной и верной мере, а также способность эффективно действовать в современном мире, не разрушая его», — сказано в манифесте.
Михалков аппелирует к авторитету Пушкина, Гоголя, а также русских мыслителей К.Н. Леонтьева, Б.Н. Чичерина, П.Б. Струве, С.Л. Франка, И.А. Ильина и Н.Н. Алексеева, называя их просвещенными консерваторами. «Мировая и отечественная история учит: все важнейшие реформы, направленные на модернизацию, успешно осуществлялись только в том случае, если они проводились государственными, общественными и церковными деятелями России центристской, просвещенно-консервативной ориентации. А „разруху в стране и головах“, принесшую и приносящую России тяготы, невзгоды и испытания, творили и творят проповедники радикального прогресса и неистовые вожди либеральных буржуазно-демократических и пролетарских революций», — говорится в манифесте.
Некоторые принципы и установки, провозглашаемые этим весьма большим по объему документом, достойны отдельного упоминания.
Так, первой ценностной установкой, на которой базируется просвещенный консерватизм, называется «следование справедливому закону и божественному порядку, заповеданному в правде». Также в их числе называется укрепление вертикали власти, регулируемая рыночная экономика, «лояльность к власти, умение достойно подчиняться авторитетной силе», «почитание ранга».
В части манифеста «Культура» констатируется, что сегодня общество столкнулось с экспансией ложной культуры. «С культурой, представляемой как вещь и потребляемой как товар. С культурным ширпотребом, которым можно овладеть при самых незначительных способностях, без всяких интеллектуальных усилий и по самой дешевой цене». «Мы должны противостоять ложной культуре и противопоставить ей культуру истинную», — пишет Михалков.
«Личности, нации и государству в России необходимы стабильные условия существования, а стабильность — сестра традиции», — говорится в манифесте.
Михалков пишет об историчности консервативного мышления. «Псевдонаучные ссылки на всеобщие законы истории, „логику прогресса“ и „чудеса рынка“ представляются нам неубедительными. Мы служим Богу и Отечеству, а не идолам Теории и Истории,которым наши современники, лишенные веры, надежды и любви, вынуждены приносить кровавые жертвы», — говорится в манифесте. По мнению мэтра, российскому историческому ощущению свойственно уважение к авторитету и силе государственной власти, стремление к общественному порядку и неприятие стихии русского бунта.
В части «Нация» Михалков утверждает, что для русской нации свойственно «особое сверхнациональное, имперское сознание, которое определяет российское бытие в системе особенных — евразийских — координат. Ритм нашего развития и территория нашей ответственности измеряются континентальными масштабами».
«Непонимание роли и места, которое занимала, занимает и призвана занимать в мире Россия по меньшей мере опасно, а по большому счету — губительно, потому что ведет к гибели православной цивилизации, исчезновению русской нации и распаду российского государства. Мы не должны и не можем допустить этого! С теми, кто этого не понимает и не признает, нам не по пути!», — восклицает автор манифеста.
«Надо, наконец, понять и раз и навсегда усвоить, что Россия — континентальная Империя, а не национальное государство. У России другой масштаб, другая мера, другой темп и ритм бытия. Нам нельзя торопиться. Воля и вера, знание и сила, мудрость и терпение — вот верный рецепт для любой российской власти, а тем более для власти, занимающейся реформами. Мы убеждены — тот, кто ратовал и ратует в России за скорые реформы, тот не понимает природы российской государственности и подрывает корневое бытие нации, личности и государства», — говорится в манифесте.
Автор ясно и недвусмысленно рисует портрет лидера России, который может справиться с поставлеными задачами: «Идеологи российского консерватизма, как свободные творческие личности, могут и должны выступить сегодня в роли общественных и политических лидеров нашей страны, а просвещенно-консервативное движение должно стать кузницей кадров для руководителей Нации и Государства, которые в XXI веке смогут взять на себя ответственность за жизнь и судьбу нашего Отечества — России».
«Чтобы добиться нового качества политической и правовой работы в стране, следует не только укреплять внутрипартийную дисциплину, но и стремиться к сокращению общего числа политических партий. Карликовые, игрушечные, карманные партии, не представляющие никого и ничего, как и партии, утратившие поддержку своих избирателей, должны уйти с арены политической борьбы. В будущем в России должны остаться три политические партии, могущие реально бороться за власть: консервативная, либеральная и социалистическая».
«Геополитика в России должна получить приоритет над политикой, геоэкономика над экономикой, а геокультура над культурой. Довольно смотреть на себя и мир, стоя на коленях. Пришла пора вернуть достоинство, обрести уверенность, встать на ноги — и спокойно, с ровным дыханием отстаивать собственные национальные интересы. Мы вновь должны стать едиными и сильными, а Россия — Великой. В этом был, есть и будет главный смысл российской политики», — говорится в манифесте.
Источник: NEWSru.com
- 91
- 26.10.2010 20:25
Останні новини
Головне
Киев |
Коментарі до цієї новини: