Так кто же будет править Киргизией?

Читати цю новину російською мовою
Так кто же будет править Киргизией?
Благодаря «волшебному» июньскому референдуму, Киргизия стала парламентской. Поэтому теперь судьба страны зависит не от каких-то там президентов, которых то и дело приходится свергать, а от лидеров, прошедших в парламент партий.

Поэтому  подведение итогов парламентских выборов, прошедших 10 октября, превратилось в Киргизии в эпопею, длиной в месяц. А найти победителя, и правда, было не просто. В самой распарламентской демократии Европы лидеры партий-победительниц с их 25 или 30% – просто авторитарные властители, а 40% – уже просто тоталитаризм. Вот в молодой киргизской демократии у победителя – как у Феллини – восемь с половиной процентов, а за ним идут несколько партий, которые уступают ему меньше, чем на процент. То есть, практически, победила дружба.
 
«Ата Журт» («Отчизна»), лидер Камчибек Ташиев – 8,47% проголосовавших «за», 28 мест в парламенте.

СДПК (Социал-демократическая партия Кыргызстана), руководитель Алмазбек Атамбаев – 7,83%, 26 мест.

«Ар Намыс» («Достоинство»), председатель Феликс Кулов – 7,57%, 25.

«Республика», Омурбек Бабанов – 7,24%, 23.

«Ата Мекен» («Отечество»), возглавляемая почти 16 лет Омурбеком Текебаевым, – 5,49%, 18 мандатов.  

Понимаете, как важна ювелирная точность счета? Семь раз отмерь. Кто же они, виновники столь долгого пересчета, державшего в напряжении пятимиллионную республику? А почти все они – птенцы гнезда Курманбекова – Курманбека Салииевича Бакиева.

ПТЕНЦЫ ГНЕЗДА

Апрель 2007.  Бишкек. Площадь Ала-Тоо. Премьер-министр Киргизии Алмазбек Атамбаев, непринужденно улыбаясь, общается с журналистами. Дующий с гор ночной ветер медленно развеивает тяжелые пары слезоточивого газа. Глава правительства отмечает свой триумф: народ, митинговавший на площади за отставку Бакиева и полторы недели назад согнавший вальяжного чиновника с трибуны, разогнан спецназом. На соседних улицах раздаются выстрелы, милиция преследует митингующих, стреляя в них резиновыми пулями из специальных карабинов. Благодарите европейцев, дары привозящих. Цивилизованный мир, защищающий принципы демократии, не забывает при этом нежно заботиться о том, чтобы у восточных правителей не было недостатка в спецсредствах для разгона недовольных. За верную службу президент Бакиев награждает г-на Атамбаева медалью «Данк» и почетной отставкой.

2006–2009 гг. Камчыбек Ташиев – молодой активный депутат парламента, почти земляк Курманбека Бакиева, в силу восточного уважения  к старшим, наверное, поддерживающий изменения Основного закона республики, столь необходимые главе государства для сведения счетов с еще оставшейся оппозицией. После роспуска парламента Камчыбек Кыдыршаевич не остается без места, подобно многим своим коллегам. Он назначается главой МЧС и получает генеральское звание. Сгубила киргизского Шойгу излишняя самоуверенность. Он, вступив в противостояние с последним бакиевским премьер-министром Данияром Усеновым,  решил поставить своего царственного земляка перед выбором: глава правительства или министр ЧС. Курманбек Бакиев выбрал проверенного Усенова.

Товарищи г-на Ташиева по партии «Ата Журт»: Ахматбек Кельдибеков, еще один бывший депутат, получивший при втором президенте Киргизии должность председателя Налоговой службы, Нариман Тюлеев – последний «дореволюционный» бишкекский градоначальник, к которому имеется немало вопросов у правоохранительных органов.

2005–2010 гг. Феликс Кулов – первый глава правительства Киргизии после тюльпановой революции 2005 г., участник исторического тандема «Юг–Север», Бакиев–Кулов. Это именно он являлся организатором апрельских митингов 2007 года, разгону которых столь радовался Алмазбек Атамбаев. Недолго побыв оппозиционером, Феликс Шаршенбаевич решил, видимо, что с главой государства лучше дружить, и умудрился не только занять специально для него придуманную должность руководителя дирекции по строительству малых ГЭС, но и сделать Максиму Бакиеву комплимент, назвав его в СМИ умным парнем. Вызывает сожаление лишь один прискорбный факт: несмотря на двухлетнее пребывание г-на Кулова на посту, как не было в Киргизии малой энергетики, так ее и нет.

Ноябрь 2006. В столице противостояние. На площади Ала-Тоо перед Домом Правительства собрались десятки тысяч противников Бакиева, через несколько сотен метров от них на Старой Площади у здания парламента стоят сторонники власти. Неожиданно толпа с площади Ала-Тоо направляется к бакиевцам. Ее возглавляет едущий на грузовике депутат последнего «акаевского» парламента Омурбек Бабанов. Сторонники власти встречают оппозиционеров градом камней и пластиковых бутылок. Милиция применяет спецсредства и разводит две стороны. Отведавшие слезоточивого газа и испуганные разрывами шумовых гранат противники Бакиева становятся сговорчивее и соглашаются на компромиссный вариант Конституции (который будет переписан через два месяца).  

После этого Бабанов понемногу отходит от активной публичной антибакиевской позиции, встречается с президентом, угощается традиционным бешбармаком в госрезиденции и, наконец, входит первым вице-премьером в правительство Игоря Чудинова, считающегося ближайшим сподвижником Максима Бакиева. Своим человеком в окружении Бакиева стать Бабанову не удается, и поэтому после отставки правительства осенью 2009 года он остается не у дел.

Но далеко не все лидеры новой партии имеют даже такое оппозиционное прошлое. Например, ближайший сподвижник г-на Бабанова Бакыт Торобаев, являющийся земляком матери Курманбека Бакиева, уже имеет за плечами опыт депутатства. Около двух лет он входил в парламентскую фракцию партии «Ак Жол», созданную прежним главой Киргизии как киргизский аналог «Единой России» и казахстанского «Нур Отана». Последним местом работы г-на Торобаева была должность министра по чрезвычайным ситуациям (ну, любят политики это яркое министерство) в правительстве находящегося ныне в розыске Данияра Усенова. По иронии судьбы, он получил это место после громкой отставки Камчыбека Ташиева.  

Вот несгибаемый «вечный» оппозиционер Омурбек Текебаев, несмотря на многочисленные приписываемые ему недостатки, напротив, может быть примером верности однажды избранному пути. Еще в начале 2006 года, публично сравнив главу государства с собакой, он покинул кресло спикера парламента и вступил в резкую конфронтацию с властью. В состоянии войны  Текебаев и Бакиев находились до самого 7 апреля 2010 года. Победа осталась за лидером партии «Ата Мекен», но вскоре триумф обернулся поражением. Многочисленные невзгоды, свалившиеся на Киргизию после апрельского переворота, народ стал связывать с именем Омурбека Текебаева. «Кому много дано, с того много и спросится».     

КТО БУДЕТ ПРАВИТЬ?

Прошедшие в Киргизии выборы, бесспорно, были самыми честными в недолгой истории республики. Но в этом нет большой заслуги г-жи Отунбаевой и ее кабинета министров. Для использования пресловутого «административного ресурса» необходимо наличие достаточно сильной центральной власти, способной посредством верного ей чиновничества влиять на ситуацию. Однако нынешние киргизские бюрократы гораздо больше страшатся представителей криминалитета  и лидеров партий, окруживших себя отрядами вооруженных боевиков, чем мечтательного президента и ее бессменных министров (в большинстве своем служащих уже третьему главе государства).       
До 10 октября в среде бишкекских политиков царило чувство эйфории. Предстоящие выборы рассматривались лишь в качестве Северного блицкрига над разгромленным в майских и июньских боях Югом. Северянам во времена Бакиева приходилось поневоле скрывать свое недовольство увеличившимся представительством южан во властных структурах. После апрельского переворота желание посчитаться с зарвавшимися южанами стало скрытым лейтмотивом действий многих киргизских политиков, входивших во Временное правительство. Столичным деятелям казалось, что истощенный, сожженный, обильно политый кровью Юг, покинутый за последние месяцы десятками тысяч жителей, будет не способен противодействовать их планам.    

Триумф северянам отпраздновать не довелось: неожиданно для них Юг сумел консолидироваться и дать отпор, проголосовав за партии, не входящие в состав Временного правительства. Столь активное гражданское неприятие южанами «апрельских победителей» было в немалой степени спровоцировано их собственными действиями. Слишком неприкрытым было давление на «главную южную» партию – «Ата Журт». А в бывшем СССР, как известно, всегда любили обиженных властью. Многие южане, даже не разделявшие весьма своеобразных взглядов г-на Ташиева на межнациональную и государственную политику, отдали свои голоса за «Ата Журт», руководствуясь уязвленным чувством регионального достоинства.  

Столь длительное затягивание подсчета было, как считают некоторые эксперты, вызвано желанием входящих во Временное правительство партий последить за реакцией своих соперников и выяснить степень их опасности для себя.

Другой причиной задержки называют желание оказать психологическое воздействие на получивший небольшое преимущество «Ата Журт». Руководство «Журта»  уже 11 октября позволило себе расслабиться и отпраздновать победу, запуская фейерверки и разъезжая автоколоннами по улицам с песнями и флагами, и всерьез полагая, что теперь именно им рулить в Кыргызстане. Наивные.

Испугать «победителей» оказалось несложно, достаточно было просто поднять вопрос о пересчете всех голосов, после этого последователи г-на Ташиева заметно притихли, видимо, вспомнив свои методы получения голосов избирателей. Ведь по словам представителей других партий и некоторых наблюдателей, «Ата Журт» широко использовал финансовое стимулирование избирателей в день голосования.

Избирательный участок, мобильный телефон с фотокамерой, 70-сантиметровый бюллетень в руках. Поставил птичку напротив нужной партии, сфотографировал с нужного ракурса, вышел, вернул телефон, после просмотра получил 300 сомов (менее 5 евро по местному курсу). Беспроигрышная тактика в стране, где средняя зарплата не составляет даже 100$.

Кроме использования подобных фокусов была проведена и правильная работа с участковыми избирательными комиссиями на местах. Их членам популярно объясняли, с кем нужно дружить, и демонстрировали, что верная дружба легко переводится в звонкую монету. К чести «Ата Журта» нужно отметить, что не только эта новоявленная партия обвинялась в подкупах избирателей, не обошелся без торговли голосами и ветеран киргизской политики – возглавляемый Феликсом Куловым «Ар-Намыс». Политорганизация тепло принимаемого в Кремле «Железного Феликса», по словам людей, занимавшихся предвыборной агитацией, еще до выборов с прицелом на будущее определяла своих верных сторонников, собирала  паспортные данные и щедро дарила по 100 сомов (около 2$).     

Много разговоров было о причастности семьи Курманбека Бакиева к финансированию некоторых политических партий. Хотя для меня как человека, достаточно близко общавшегося с представителями бакиевского семейства, это кажется маловероятным. Бакиевы не привыкли разбрасываться деньгами, по натуре они очень скаредные люди. Поэтому участие в авантюре с непредсказуемым финалом для них не представляет большого интереса. Более продуктивно после подведения итогов выборов, договориться с победителями, финансово заинтересовать их и таким образом защитить свои интересы (если они еще есть) в Киргизии. Тем более, что в такой маленькой и периферийной стране, как Кыргызстан, договориться можно будет с любой властью.

Более вероятно участие в киргизской предвыборной гонке  московских бизнесменов чеченского происхождения Бажаевых, возглавляющих ОАО «Группа Альянс». Существует информация, что именно им свежеиспеченная партия «Республика» обязана своим четвертым местом в списке победителей.

Согласно новой конституции Киргизии формирование парламентского большинства Роза Отунбаева как глава государства на переходный период должна поручить одной из победивших партий. Выбрать мудрёно. Но скорее всего, эта процедура будет не более чем формальностью. Негласно коалиция уже существует, в нее входят три партии: СДПК, «Республика» и «Ата Мекен».

Набравшую в ходе голосования наибольшее количество голосов идеалистическую политическую партию «Ата Журт» журналисты, как иностранные, так и местные, уже дружно нарекли оппозиционной, так же, как  и куловский «Ар-Намыс», хотя никакой особой разницы между ними и их соперниками, входящими во Временное Правительство не существует. И те и другие обещают полуголодному и озлобленному народу небо в алмазах и молочные реки с кисельными берегами.

Пока же Киргизия семимильными шагами приближается не к счастливому будущему, а к государственному банкротству, которое может наступить уже в начале следующего года.    

P.S. Первое заседание парламента нового созыва было запланировано на 5 ноября. Об этом с присущей киргизским госорганам помпой было широко объявлено пресс-службой парламента. Но потом что-то не сложилось. Начало работы «Жогорку Кенеша» отложили на неопределенный срок до полного завершения судебных разбирательств по искам представителей проигравших выборы партий. В это же время в печально знаменитом на весь мир Оше опять по старой недоброй киргизской традиции начались самозахваты сельскохозяйственных земель Карасуйского района, принадлежащих лицам узбекской национальности. Около тысячи человек активно принялись с аршинами и колышками в руках межевать чужую землю, невзирая на противодействие областного руководства и силовиков. В воздухе запахло повторением июньских событий.

Текст: Радмир Сафаров

Источник: Slon.ru

  • 68
  • 14.11.2010 21:41

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода