Партия Качиньского распалась

Читати цю новину російською мовою
Партия Качиньского распалась
Когда летом Ярослав Качиньский боролся за пост президента Польши, было ясно, что в случае проигрыша ему вскоре придется уйти с первых ролей в польской политике. Правда, в случае выигрыша тоже пришлось бы уйти…

Правда, в случае выигрыша тоже пришлось бы уйти, но процесс можно было бы растянуть на несколько лет. А так последние пару месяцев вся политическая тусовка Польши только и делала, что ждала, когда же партия «Право и справедливость», наконец, развалится, похоронив под обломками надоевшего Ярослава. И дождалась.

23 ноября группа мятежных депутатов «Права и справедливости» объявила о создании в польском сейме новой фракции под названием «Польша превыше всего». 15 парламентариев признались, что больше не могут выносить атмосферу тоталитарной секты, которая установилась во фракции Качиньского. Польше, по их словам, нужна новая консервативная оппозиция – конструктивная, прагматичная, а главное, способная реально войти во власть, а не просто гоняться за голосами маргиналов.

То, что разлом в «Праве и справедливости» произойдет именно из-за конструктивности и прагматизма, предугадать было нетрудно. Ведь когда-то это была довольно респектабельная партия умеренных консерваторов. Там, конечно, были и национализм, и недоверие Евросоюзу, и католические ценности, но в разумных дозах. За братьев-близнецов голосовали вполне благополучные и образованные поляки, и это не считалось чем-то позорным. Именно в таком образе умеренных консерваторов Качиньские смогли выиграть парламентские и президентские выборы 2005 г.

Но потом братья и Польша стали двигаться в противоположных направлениях. Польша богатела и европеизировалась, стремясь в клуб крупнейших держав Европы, а Качиньские, наоборот, все сильнее скатывались в католический национализм так, что к 2010 г. за них были готовы голосовать только набожные старушки и малограмотные селяне. Гибель Леха Качиньского под Смоленском и проигрыш Ярослава на президентских выборах ускорили деградацию. «Право и справедливость» превратилась в партию одной темы: как Туск, Путин и мировая закулиса убили Леха в Катыни.

Пагубность такого курса продемонстрировали региональные выборы, прошедшие в Польше 21 ноября. Вот эта цветастая карта Польши довольно наглядно показывает, как уменьшилось представительство «Права и справедливости» в региональных парламентах (их цвет фиолетовый). Меньше, чем полгода назад, в июне, в первом туре президентских выборов Ярослав Качиньский получил 36% голосов, а сейчас доля «Права и справедливости» в целом по Польше сократилась до 23%.

Причины падения с 36% до 23% очевидны: во время президентской кампании Ярослав старательно изображал умеренного прагматика и старался избегать темы смоленской трагедии. А этой осенью только о гибели брата и говорил. Бесперспективность такой политики лучше всех поняла Йоанна Клюжик-Ростовска. Это она руководила успешной президентской кампанией Ярослава, создавая ему образ умеренного политика, а потом старалась уговорить его оставить, наконец, тему смоленской трагедии. Но Качиньский не послушался и 5 ноября исключил Клюжик-Ростовску из партии.

После этого партия стала рассыпаться. Оказалось, что Ростовска не одна такая сообразительная. То, что Качиньский свое отыграл и реальной власти в Польше ему уже не видать, осознали многие его сторонники. Вслед за Ростовской на выход из «Права и справедливости» потянулись другие депутаты, а также евродепутаты. Сейчас в сейме их уже набралось 15 человек – достаточно, чтобы создать собственную фракцию «Польша превыше всего». В Европарламенте партия Качиньского потеряла четверых из пятнадцати. Причины ухода из партии у всех оказались одни и те же: вождизм Качиньского, одержимость смоленской трагедией, несправедливое исключение Клюжик-Ростовской.

Сам Качиньский с оставшимися сторонниками утверждает, что ничего страшного не случилось. Партию покинула кучка маргиналов-попутчиков, либеральная фронда, без которых «Право и справедливость» станет только сильнее. Но поверить в это трудно. Ведь из партии ушли очень заметные фигуры. Ушли именно те, кто стоял за главными избирательными успехами «Права и справедливости» и Качиньских.

Возглавит новую фракцию сама Йоанна Клюжик-Ростовска. Она была самой заметной дамой в «Праве и справедливости», занимала пост министра труда и социальной политики в правительстве Ярослава Качиньского и руководила его президентской кампанией в 2010 г. Это ее усилиями всего за 2 месяца Качиньский сумел поднять свой рейтинг с 20% в конце апреля до 36% в первом туре выборов в июне.

Новую группировку поддержали евродепутаты Михал Каминьский и Адам Белан. Они организовали чрезвычайно успешные избирательные кампании «Права и справедливости» и Леха Качиньского в 2005 г. Тогда даже за неделю до выборов никто не верил, что этот забавный невысокий толстячок станет президентом, и, тем не менее, он выиграл. Еще среди мятежников Ян Олдаковский – создатель и руководитель знакового для поляков Музея варшавского восстания. Эльжбета Якубяк – бывший шеф секретариата президента Леха Качиньского. А также несколько бывших министров, замминистров и заметных деятелей избирательных кампаний.

Программа формирующейся партии пока намечена только в общих чертах. Должно получиться что-то вроде облегченной версии «Права и справедливости», только без паранойи Качиньского. Такая умеренная консервативная партия, за которую будут голосовать те, для кого Качиньский слишком националистичен, а Туск слишком либерален. Новая партия будет напоминать американских республиканцев или британских консерваторов, но с польско-католической спецификой. Низкие налоги, поддержка рождаемости, проамериканская внешняя политика и защита традиционных ценностей.

Потенциал у такого направления, безусловно, есть. За них могут проголосовать хотя бы те 13% избирателей, которые голосовали за умеренного Качиньского в первом туре президентских выборов, а сейчас рассосались по другим партиям, испугавшись Качиньского-радикала. Также можно будет отнять часть избирателей у «Гражданской платформы» Туска. Тех, кто достаточно консервативны, но голосовали за Туска лишь бы не допустить к власти Качиньского. То есть набрать 20–25% вполне возможно, особенно с такими мастерами агитации, как Ростовска и Каминьский. А это значит, что к парламентским выборам следующей осенью расклад сил в польской политике может сильно измениться. И среди претендентов на высшие посты в этой консервативной католической стране впервые окажется женщина.

Текст: Максим Саморуков

Источник: Slon.ru

  • 67
  • 25.11.2010 16:42

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода