Юрий Кармазин: «Власти нужны не налоги. Ей необходимо поставить людей на колени»

Читати цю новину російською мовою
Юрий Кармазин: «Власти нужны не налоги. Ей необходимо поставить людей на колени»
Если правительство подготовит бюджет будущего года на основе Налогового кодекса, оно нарушит другой, не менее важный документ, – Бюджетный кодекс. Граждане будут вполне правы, если откажутся жить по новоиспеченной финансовой конституции.

Если правительство подготовит бюджет будущего года на основе Налогового кодекса, оно нарушит другой, не менее важный документ, – Бюджетный кодекс. Таким образом, граждане будут вполне правы, если откажутся жить по новоиспеченной финансовой Конституции страны, считает первый заместитель главы Комитета Верховной Рады Украины по вопросам правосудия Юрий Кармазин. Отвечая на вопросы в эксклюзивном интервью МАИР, народный депутат рассказал также о том, насколько вырастет уровень безработицы, кому теперь предприниматели будут платить налоги в карман, и почему украинцы станут беднее.

 — Юрий Анатольевич, предприниматели протестуют против Налогового кодекса и грозятся уйти «в тень». Как Вы считаете, будут ли реализованы такие обещания? Так ли плачевно положение малого и среднего бизнеса?

 — Чтобы ответить на Ваши вопросы и лучше понять ситуацию, в которой мы находимся, надо открыть заключение Счетной палаты о выполнении государственного бюджета за девять месяцев 2010 года и подумать над некоторыми цифрами и выводами. Начнем с уровня безработицы, который был определен по методологии Международной организации труда, и на первое октября составлял 8,5%. И если в 2009 году Государственной службой занятости трудоустроен каждый четвертый инвалид, то в первом полугодии 2010 года только каждый пятый. То есть мы видим, насколько сложнее происходит трудоустройство инвалидов по сравнению с прошлым, кризисным, годом. Если СПДшники начнут массово сворачивать свою деятельность, безработица может увеличиться до 14-15%, а инвалидам станет практически невозможно найти работу, поскольку крупным предприятиям они не нужны.

  — Почему уровень безработицы должен вырасти почти в два раза?

 — Потому что Кодекс ограничивает количество людей, которых может взять на работу частный предприниматель. Следовательно, после его вступления в силу люди останутся без работы. К сожалению, многих работодатели уже предупредили о грядущих сокращениях.

  — Государство сможет содержать столько безработных, которым положены социальные выплаты?

 — Сокращая людей, мы тем самым увеличиваем расходы бюджета. Люди уволятся, зарегистрируются на бирже труда, а по последнему месту работы им будут вынуждены платить пособия в течение 6 месяцев. В это время они будут где-то подрабатывать, без оформления трудовой книжки. Так что «в тень» уйдут не только владельцы предприятий, но и наемные работники.

Это при том, что уровень бедности по данным, которые приводит Счетная палата, увеличился на 1,4 процентных пункта по сравнению с прошлым годом и составляет 26,4%. В абсолютных цифрах это 12,5 миллионов человек. Но такая цифра правительство, похоже, не впечатляет.

Как и то, что по всей стране массово закрываются предприятия. По моим данным, в зависимости от региона страны от 15% до 25% предприятий закрылось за время пребывания у власти этого правительства. Причин тому несколько. Например, налог на добавленную стоимость предприятиям возвращается не «живыми» деньгами, а облигациями внутреннего государственного займа. Да, они получили облигации на сумму около 30 млрд. гривен, но они не имеют оборотных средств. Теперь предприятиям будет намного сложнее брать кредиты и отрабатывать их. Если бизнесмен взял в банке кредит под 30%, уже через год ему необходимо его вернуть. Но ему дают вместо денег облигации, которые будут погашаться только через пять лет. А за год инфляция «съела» одолженные у банка деньги. Что делать такому предприятию? Снова идти и просить? Понимаете, какой получается парадокс? Чем больше человек производит товаров, тем больше делает долгов. Кроме того, что необходимо наладить сбыт продукции, сделать ее конкурентоспособной на рынке, бизнесу приходится решать и проблему дорогих кредитов, которых нет нигде в мире. Если на Западе кредит можно взять под 4%, то у нас – под 30%. Естественно, выжить в условиях, когда тебе не возвращают НДС, крайне проблематично. Вполне понятно, что предприятие не видит смысла в своем функционировании в этой стране. Вот почему они закрываются. А кто может, тот уходит «в тень».

  — Что значит уходит «в тень»? Ведь предприниматель продолжает работать на территории страны и налоговая служба об этом знает?

 — Да, налоговая служба об этом знает, но он начинает платить совсем иные налоги. Он их платит в карман налоговикам, решая все свои вопросы.

  — Премьер-министр Николай Азаров неоднократно заявлял, что при старой власти в стране существовали схемы, по которым НДС возвращали только за «откат». Такие схемы продолжают работать?

 — Схему, о которой вы говорите, в свое время назвали «азаровщиной». И введена она была сначала с двадцати процентов, потом ее подняли до сорока. Причем деньги нужно было отдавать за то, что тебе положено по закону. Если ты берешь то, что не положено и то, что называется воровство, тогда надо было заплатить 60%. То есть, сто процентов ты воруешь, тебя покрывает налоговая, но 60% за это отдаешь.

-  Вы хотите сказать, что такая практика появилась во времена, когда Николай Янович руководил ГНАУ?

 — Да, такая схема появилась именно в эти годы. А дальше успешно эксплуатировалась. Но срабатывала, в основном, на небольших предприятиях. На больших работать не могла.

  — Почему?

 — Не было возможности «отмывать» эти средства и отдавать их налоговикам «черным налом». Я больше того скажу: все конвертационные центры, которые обналичивали деньги, тоже курировались налоговой.

 — Если я правильно Вас поняла, предприятия начали закрываться, поскольку вымывались наличные средства. Но только ли налоговая служба виновата во всех их бедах?

 — Если бы Вы попытались построить маленькую коморку, а потом ее узаконить, чтобы использовать для ведения бизнеса, то сразу бы столкнулись с тем, что надо подписать документы почти у десятка различных служб. И во всех Вам предложат заплатить деньги в какие-то фонды. Это начинается с местных советов, которые имеют внебюджетные фонды. По сути, это ни что иное, как узаконенное взяточничество. И происходит оно зачастую под контролем правоохранительных органов, получающих свою долю. Например, в виде квартир для сотрудников. Вот почему до сих пор не запущены в действие три серьезных закона о борьбе с коррупцией. Они бы сразу заставили чиновников и силовиков прикрыть все благотворительные, внебюджетные фонды.

  — Существуют ли юридические основания для того, чтобы оспорить легитимность Налогового кодекса?

 — Что народ обсуждал на общественных слушаниях? Текст, который был опубликован 3 августа в газете «Урядовий кур’єр». Но вариант, за который голосовали народные депутаты, совершенно отличается от того текса. То есть, можно утверждать, что кодекс не обсуждался предпринимателями, а их предложения не были учтены.

У нас существует закон «Об основах государственной регуляторной политики в сфере предпринимательской деятельности», который требует, чтобы такие нормативные документы, как Налоговый кодекс, заранее проходили специальную процедуру. К сожалению, требования этого закона тоже были нарушены.

У нас также есть 22 статья Конституции, которая говорит, что при принятии новых законов или внесении изменений в действующие не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод. Если есть какие-то права, они не могут уменьшаться. Согласно Конституции, все граждане Украины имеют равные права. Новый же налоговый кодекс приводит к неравенству между разными группами населения, в нем есть много дискриминационных норм. Например, упрощенная система налогообложения по виду деятельности для одних существует, для других – нет.

Не стоит забывать и том, что ни один из кодексов не может претендовать на то, чтобы быть выше любого другого закона. Но у нас есть Бюджетный кодекс, статья 27 которого прямо указывает на то, что законы Украины, влияющие на формирование доходной или расходной части бюджетов, должны быть официально обнародованы до 15 августа года, предшествующего плановому. В противном случае нормы соответствующих законов, влияющих на формирование доходной и/или расходной части бюджетов, начинают действовать не раньше начала бюджетного периода, следующего за плановым. В данном случае это означает, что вступление в силу Налогового кодекса не может состояться раньше 2012 года. И принимать государственный бюджет будущего года на основании этого кодекса нельзя.

  — Но правительство все равно подаст бюджет, и большинство за него проголосует. Что Вы предлагаете сделать?

 — Любой гражданин Украины имеет право не выполнять такой закон. Если государство не выполнило Бюджетный кодекс, почему кто-то должен выполнять требования Налогового кодекса? Где написано, что статьи одного кодекса надо выполнять, а другого можно игнорировать?

 — Юрий Анатольевич, но мы же с Вами прекрасно понимаем, что кодекс писался под крупный бизнес, который заложил в документ комфортные для себя условия работы. Или я ошибаюсь?

 — В сентябре я зарегистрировал проект закона №7091 «О денонсации Соглашения между правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения доходов и имущества (об отмене акта, которым была создана система вывезения денег из СССР через Кипр, ограбление народов СССР высшим руководством и чиновничеством КПСС и СССР, и который до настоящего времени оказывает негативное влияние на налоговую систему и экономику Украины в целом) ». Но его не ставят на голосование. Потому что хотят, чтобы из Украины, словно пылесосом, высасывались средства через Кипр и другие двенадцать оффшорных зон. Это выгодно сегодня крупному бизнесу. И тем, кто не имеет совести. Равенство перед законом и здесь отсутствует. Потому что стоит Вам зарегистрировать свою фирму на Кипре — и Вы получаете право платить там налог намного меньше, чем здесь, либо вообще не платить. Потому что законодательство позволяет бизнесменам поступать следующим образом. Перечислить сначала деньги на Кипр, а потом инвестировать в Украину. В этом случае налоги платить вообще не нужно. То есть отсюда выводятся украденные у всего народа миллиарды. Но украденные якобы на законных основаниях. А потом они что-то из этих денег вкладывают в экономику и автоматически становятся благодетелями для всей страны.

Вместо того, чтобы денонсировать это Соглашение в одностороннем порядке, премьер-министр Николай Азаров и глава Верховной Рады Владимир Литвин провели переговоры с представителями кипрской стороны о заключении нового.

Если бы правительству нужны были налоги, то можно было их повысить, не вызывая никакого ажиотажа. Но власти нужны не налоги. Им необходимо поставить думающих людей на колени.

  — Что ждет в ближайшем будущем рядовых граждан? Богаче мы, судя по всему, не станем.

 — Очень хотелось бы доказать обратное. Но не получится. Возьмем, к примеру, статью 275, которая называется «Ставки налога за земельные участки, размещенные в пределах населенного пункта, нормативная денежная оценка которых не проведена». Эти ставки были установлены в первом чтении, но ко второму они существенно подросли. Так, в населенном пункте, где проживает до 3 тысяч человек, ставка составляла 0,075 грн. за кв. м. Вдруг появляется поправка, согласно которой она увеличивается до 0,24 грн. Получается больше, чем в четыре раза. Если проживает от 3 до 10 тысяч населения, то ставка налога будет 0,48 грн., а в предыдущей редакции была 0,15 грн. От 10 до 20 тысяч населения ставка была 0,24 грн., теперь – 0,77 грн. От 25 до 50 тысяч ставка была 0,375 грн., сейчас подросла до 1,2 грн. В населенных пунктах с населением от 50 до 100 тысяч ставка была 0,45 грн., а стала – 1,44 грн.

 — Сколько придется платить киевлянам?

 — Для таких городов, как Киев, сначала предусмотрели оплату по ставке 1,05 грн. за один метр квадратный. Сейчас ставка выросла до 3,36 грн. А еще умножьте все это на коэффициент 3, который прописан в этой же статье.

Такие нормы кодекса касаются уже половины населения нашей страны. В администрирование налога на недвижимость изначально заложен элемент коррупции. Поскольку местные власти наделяются правом рассчитывать этот налог по своему усмотрению и применять к тем постройкам, к которым посчитают нужным. Таким налогом можно постоянно манипулировать. Проголосовал человек не за ту политическую силу — ему насчитают налог по более высокой ставке. Но такого нельзя делать. Это же основа не только для коррупции, но и для гражданского противостояния.

Беседовала Татьяна Бодня — журналист Международного Агентства Информационных Расследований

http://www.mair.in.ua/interview/show/id/5688

Источник: Власти.нет

  • 58
  • 26.11.2010 16:00

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода