Чего на самом деле боится Кремль

Читати цю новину російською мовою
Чего на самом деле боится Кремль
Президент России 26 февраля подписал указ о досрочном прекращении полномочий главы Карачаево-Черкесии Бориса Эбзеева. Бывший судья Конституционного суда, доктор юридических наук Эбзеев вступил в должность в сентябре 2008 года…

Бывший судья Конституционного суда, доктор юридических наук Эбзеев вступил в должность президента в сентябре 2008 года. До конца первого пятилетнего срока ему оставалось чуть меньше двух лет. Официально объявлено, что он уходит по собственному желанию. Неофициально в Кремле отставку Эбзеева объясняют отсутствием значимых результатов: «… социально-экономическое положение в Карачаево-Черкесии и меры, которые принимались руководством региона, были недостаточными для выполнения задач, поставленных президентом страны».

Такая мотивировка ничего не объясняет. Она не дает ответа, например, на закономерный вопрос: почему президент уволили главу Карачаево-Черкесии, где все спокойно, а не президента Кабардино-Балкарии, где за последние несколько дней расстреляли автобус с московскими туристами, подорвали опору канатной дороги, заминировали гостиницу и обстреляли из гранатомета здание ФСБ. По данным Генпрокуратуры, количество посягательств на сотрудников правоохранительных органов в КБР в прошлом году выросло в четыре раза по сравнению с 2009 г.; тем не менее социально-экономическое положение в республике, с точки зрения федеральной власти, остается вполне удовлетворительным. Так что же такое ужасное произошло в Карачаево-Черкесии?

Борис Эбзеев сменил в 2008 г. на посту президента республики Мустафу Батдыева, который уходил со скандалом: на даче зятя Батдыева, Алия Каитова были убиты семь бизнесменов (таким образом Каитов пытался получить контроль над местным лакокрасочным комбинатом). Когда это обнаружилось, толпа родственников погибших ворвалась в дом правительства и разгромила президентский кабинет. Возвращать Батдыева на его рабочее место пришлось тогдашнему полпреду президента Дмитрию Козаку. Полностью восстановить контроль над регионом Батдыеву так и не удалось (Каитов в итоге был все-таки осужден за убийств).

Новое назначение казалось сильным кадровым ходом Кремля: Эбзеев – карачаевец по национальности, блестящий юрист, делал карьеру в Москве, не связан с местными кланами, в 1999 г. баллотировался на пост президента Карачаево-Черкесии (в итоге, правда, не дошел даже до второго тура выборов). От вновь назначенного президента требовалось взять под контроль взаимоотношения местных элит и обеспечить относительную социальную стабильность. Первую часть задачи он выполнить не смог: отношения с кланами у Эбзеева на заладились, а собственного у него не было.

Вопреки неписанной традиции, обеспечивавшей баланс национальных интересов в регионе (если президент – карачаевец, то председатель правительства – обязательно черкес, а председатель парламента – русский), Эбзеев назначил главой правительства не черкеса, а грека Владимира Кайшева. Кадровые решения надо принимать не по национальным, а по профессиональным причинам, объяснил он.

Нарушение этнического баланса вызвало протест черкесских организаций и дало толчок к дестабилизации в республике. Очень скоро стало ясно, что Эбзеев теряет контроль над ситуацией. Осенью 2009 г. депутаты Народного собрания КЧР несколько раз отклонили кандидатуру Вячеслава Дерева, предложенную Борисом Эбзеевым и негласно поддержанную Москвой, в качестве представителя республики в Совете федерации, публично оспорив авторитет главы региона.

По мнению ряда экспертов, этнический конфликт разогревался вполне осознанно. «В КЧР идет искусственное раздувание конфликта со стороны черкесских олигархов, которые под видом того, что защищают интересы черкесов, пытаются получить высокие посты», утверждал президент исследовательского центра «Политическая аналитика» Михаил Тульский. Балкарцы в КБР, которых примерно столько же, сколько и черкесов в КЧР (12%), довольствуются лишь постом спикера парламента, а премьер-министром традиционно является русский, резонно отмечал он.

Посетивший республику полпред президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин (с ним, по слухам, отношения у Эбзеева тоже не сложились) 21 апреля 2010 г. поручил главе региона до 1 мая назначить председателя правительства, причем черкесской национальности, и создать координационный совет с участием представителей всех представленных в республике этносов.

Эбзеев отправил правительство в отставку и выдвинул на пост премьера кандидатуру своего советника, черкеса по национальности, Фраля Шебзухова. Буквально через несколько дней Шебзухов был убит в центре Черкесска. И только через полтора месяца правительство республики возглавил бывший первый вице-премьер, черкес Мурадин Кемов. К этому времени, отмечают наблюдатели, парламент практически открыто игнорировал инициативы президента. А это уже административный кризис, который ставит под вопрос «проводимость» команд, поступающих из федерального центра. И, судя по реакции Кремля, такая неисполнительность воспринимается как явление гораздо более опасное, чем атаки боевиков на здание ФСБ.

Очевидный кандидат на место Эбзеева – уже назначенный и.о. президента Карачаево-Черкессии Рашид Темрезов – до сих пор возглавлял ФГУ «Управление федеральных автомобильных дорог» в КЧР. Темрезов считается одним из близких друзей Каитова. Его назначение в республике расценивают как возвращение к власти влиятельного, но криминального «батдыевско-каитовского» клана.

Источник: Yтро.ru

  • 157
  • 28.02.2011 15:53

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода