Киевская дипломатия: и нашим, и вашим

Читати цю новину російською мовою
Киевская дипломатия: и нашим, и вашим
В преддверие 25-ой годовщины катастрофы на ЧАЭС Украина стала ареной дипломатического противостояния. «Чернобыльские» мероприятия планируют посетить гости и из ЕС, и из Беларуси. А угодить всем сразу хозяевам будет сложно.

Поствыборный синдром

Идея отметить 25-летие со дня чернобыльской катастрофы на максимально высоком уровне в 2011 году выглядит логично. В канун печально памятной даты Киев собирался не только почтить память погибших и поддержать пострадавших, но и поделиться с миром своим опытом, получившим «заряд» актуальности в связи с японскими событиями. Одним из центральных мероприятий, запланированных на апрель, должна стать конференция, посвященная вопросам безопасности ядерной энергетики. Детище украинского Кабмина «Двадцать пять лет Чернобыльской катастрофы. Безопасность будущего» пройдет под эгидой нескольких организаций ООН, соорганизаторами конференции выступили правительства России и Беларуси, Европейская комиссия и Совет Европы. Но разумное желание провести саммит международного масштаба невольно сыграло с Украиной злую шутку. С началом весны стало очевидно, что доброжелательное обсуждение проблем «мирного атома» кажется весьма проблематичным: гостям из Европы не хочется видеться с гостями из Беларуси.

Необходимость проверить дипломатические навыки руководства государства вызвали декабрьские события в соседней стране. Как известно, в странах «старой демократии» жестокий разгон акций протеста оппозиции и последующие аресты активистов, мягко говоря, не вызвал понимания. Вскоре Евросоюз и Соединенные штаты Америки, вспомнив былой опыт, ужесточили санкции против белорусских властей. К началу февраля запрет на въезд в США и страны ЕС (не говоря уже о заморозке счетов) коснулся свыше 150 высокопоставленных чиновников, включая и президента РБ. «Альтернативы у нас не было. Потому мы внесли в чёрный список 160 фамилий, в том числе и президента Лукашенко. ЕС по-прежнему требует освободить всех, кто был задержан. В то же время выражает свою поддержку народу Беларуси в его борьбе за свои права и свободы», — поясняла позицию объединенной Европы верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон.

Не исключено, что держать планку санкций на нынешнем уровне европейцы будут недолго – пресса предполагает, что характер судебных процессов против оппозиционеров служит достаточным поводом для ужесточения мер уже в апреле. Другим, не самым приятным для Беларуси сигналом, служит побег в Чехию одного из бывших кандидатов в президенты – Алеся Михалевича, которому там предоставили политическое убежище. Но официальный Минск свои дипломатические затруднения воспринимает в традиционным стиле «Не мы плохие, а Запад не прав». Александр Лукашенко обвиняет оппонентов в недемократичности, в финансировании «пятой колонны», МИД составляет список «невъездных» европейских чиновников… Тем временем заявления «Бацьки», вроде «Оппозиция будет получать по башке на полную катушку» популярности на Западе белорусскому лидеру снискать не может. Но Александр Григорьевич не унывает: «Плевать я хотел на все их комментарии. Это злые и непорядочные люди. С ними нельзя ни разговаривать, ни выстраивать отношения».

И нашим, и вашим?

Взаимное нежелание белорусов и еврочиновников «разговаривать и выстраивать отношения» вдруг стало серьезной дипломатической проблемой для Украины. Источником затруднений предсказуемо оказались планы на международную конференцию. Изначально предполагалось, что страны и организации-основательницы будут представлены на встрече делегациями на самом высоком уровне. Но к середине марта появилась информация о том, что председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу не готов присутствовать на одном саммите с Александром Лукашенко.

Неприятная новость была воспринята неоднозначно. Реакция на нее разместилась в диапазоне от «Да не может такого быть!» до «Так дела не делаются!». Часть экспертов убеждена, что европолитик не мог поставить подобное условие. «Я не думаю, что был такой ультиматум. Вряд ли еврокомиссар будет делать такие заявления и ставить ультиматум на какой-либо важный форум. Они не делают таких заявлений, они могут сослаться, что сильно заняты и проводят какое-то мероприятие, а подобное заявление кто-то сделал для того, чтобы дискредитировать того же Лукашенко», — цитирует From-UA руководителя Школы политической психологии Геннадия Балашова. Другие специалисты допускают, что подобные идеи могли прозвучать, но остаются при мнении о его чрезмерной (а для некоторых – и категорически недопустимой) заполитизированности.

Официальное или неофициальное, требование или пожелание, но организационное известие в одночасье усложнило украинское положение. С одной стороны, отказ высокопоставленного еврочиновника присутствовать на одной территории с объектом игнорирования, закономерно. Вопрос в том, ожидают ли от Украины, что она присоединится к такому игнорированию, а главное – какими будут последствия, если Киев этого не сделает. С другой стороны, порыв обойтись в мероприятиях, посвященных годовщине катастрофы без представителей серьезно пострадавшей Беларуси выглядит не слишком привлекательно, и чревато порчей отношений со страной, которая, кроме прочего, помогла Украине развернуть нефтепровод «Одесса-Броды» в изначально запланированном направлении.

Осознав масштабы возможной проблемы, официальный Киев попытался выйти из щекотливой ситуации с минимальными потерями для себя. Так, когда дипломатическая новость стала известна, глава АП Сергей Левочкин почти сразу же озвучил возможный вариант: конференцию все-таки откроет Баррозу, а поскольку делегации России и Беларуси будут возглавлять премьеры, то и встречи гостя из Брюсселя с Александром Лукашенко получится избежать.

Спустя два дня белорусская сторона уточнила, что на саммите их государство будет представлено на самом высоком уровне. «У нас имеется официальное приглашение украинской стороны на имя нашего президента, и Александр Лукашенко намерен лично принять участие в этих мероприятиях», — разъяснил посол Беларуси в Украине Валентин Величко. Спустя еще несколько дней в прессе мелькнула новая версия – о том, что белорусский лидер посетит украинскую столицу 26 апреля – в день годовщины аварии на ЧАЭС, тогда как конференция запланирована на 20-22 числа. Но и эта надежда была быстро развеяна: представители Лукашенко объяснили, что президент не намерен нарушать традицию и в этот день будет находиться на территории пострадавших областей, а вот в Киев может приехать и раньше…

Пока план мероприятий и список гостей не будет окончательно утвержден, неопределенность будет поддерживать дипломатическую интригу. В сложившейся ситуации Украина невольно зависла между двумя стульями – трудно сказать, как именно должен поступить Киев, чтобы обойтись малой кровью. Наиболее щадящий вариант – и в самом деле приложить максимум усилий для того, чтобы неприятные друг другу визитеры не встретились. Именно такой сценарий может помочь Украине сохранить лицо, хотя нельзя забывать о том, что успешная его реализация зависит не только от достижений отечественных дипломатов, но и от сговорчивости гостей. Впоследствии же, уточняют эксперты, наша страна могла бы сыграть роль своеобразного миротворца в отношениях между Западом и Беларусью. Вот только масштабы благодарности за такую помощь предугадать сложно. Кто знает, чем может обернуться потенциальное недовольство одной из сторон…

Каким боком обернется для Украины чужой дипломатический скандал – зависит не только от нее. Сейчас можно предположить, что Киев постарается сохранить доброжелательные отношения с Минском. Но неизвестно, как на это может отреагировать Брюссель. Сложность нынешней ситуации заключается не только в том, что Жозе Мануэль Баррозу не хочет видеть персонально Александра Лукашенко. Реакция Европы и США на белорусские события – это пример-намек для Украины, поясняющий, как именно может выглядеть гнев Запада, направленный на государство с демократическими затруднениями, гонимой оппозицией и своеобразно работающим правосудием (тем более, отмечают СМИ, у Украины уже возникают сложности не только с собственной, но и с белорусской оппозицией, о защите которой печется ЕС). Оказаться на месте соседей руководству нашей страны, видимо, пока не слишком хочется. Портить с ними отношения – надо полагать, тоже. Остается репетировать сеанс одновременного сидения на двух стульях и надеяться, что другие страны предпочтут его не заметить.

Текст: Ксения Сокульская

Источник: Подробности

  • 62
  • 25.03.2011 05:07

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода