Мифы о «Великой войне» и «Великой Победе»

Читати цю новину російською мовою
Мифы о «Великой войне» и «Великой Победе»
В первый же день немецко-советской войны (22 июня 1941) комиссар иностранных дел СССР Вячеслав Молотов в речи по радио сравнил агрессию Гитлера с походом Наполеона и заверил слушателей, что как когда-то российский народ ответил Наполеону …

Накануне очередной годовщины «Победы» в советско-германской войне происходит усиление политического противостояния вокруг этой страницы нашей истории. Власть, которая априори должна делать все возможное для уменьшения протестных настроений и примирения в обществе, выступает инициатором споров, возвращаясь к коммеморативным практикам советской эпохи. В частности, украинский парламент одобрил инициированное КПУ заявление «К 65-й годовщины Нюрнбергского трибунала над фашистскими преступниками», которым фактически осудил попытки отечественных ученых и политиков объективно отражать роль СССР в разжигании войны и его участие в преступлениях против человечества.

Через несколько дней Верховная Рада приняла Закон «Об увековечении Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», согласно которому 9 Мая на зданиях органов власти и других учреждений по всей Украине появятся красные флаги. Конечно, дразнящие попытки реанимировать и актуализировать идеологический набор советских штампов о Второй Мировой напоминают действия слона в лавке посуды, однако они наглядно демонстрируют подход нынешней власти к освещению роли Украины в советско-германской войне. Он полностью совпадает с советским мифотворчеством о «Великой Отечественной войне» и  «Великой Победе», которое происходило в течение длительного времени. О слветской мифологии во второй мировой войне рассказывает в своем материале на Украинском тиждне Ярослав Файзулин.

Миф о «Великой Отечественной войне»

С захватом власти в Украине советские идеологи взялись за построение новой системы ценностей с присущими ей героями, праздниками и мифами. Место традиционных украинских праздников заняли День интернационала, Международный коммунистический день 8 Марта, День Парижской коммуны, годовщины создания СССР и т.д. В годы Великой Отечественной войны появляется новый мощный миф под названием «Великая Отечественная война», который во время военных действий должен поддерживать веру во власть и ее вождей, мобилизовать население на борьбу с врагом, а по ее завершении творить безнациональную идентичность и унифицированный «советский народ». Со временем он приобрел значительную популярность и заменил собой другой фундаментальный советский миф о «Великой Октябрьской революции», вошел в научную литературу и школьные учебники и был воплощен в государственном празднике День Победы. Наполненный ура-патриотической риторикой, он отвлекал внимание от трагических последствий войны для Украины и преступлений коммунистического режима.

В первый же день немецко-советской войны (22 июня 1941) комиссар иностранных дел СССР Вячеслав Молотов в речи по радио сравнил агрессию Гитлера с походом Наполеона и заверил слушателей, что как когда-то российский народ ответил Наполеону отечественной войной, так и теперь «Красная армия и весь наш народ вновь поведут победоносную отечественную войну». На следующий день речь была напечатана в газете «Правда». В этом же номере издания вышла статья члена Академии наук СССР Емельяна Ярославского «Великая Отечественная война советского народа», в которой едва ли не впервые представлена «нужная» интерпретация войны и введены в обращение ключевые клише, которые взяла на вооружение советская пропаганда: 1) Великая Отечественная война советского народа, 2) освобождение страны от фашистских захватчиков, 3) великая победа над Германией.

Через два дня она была изданы отдельной брошюрой многотысячным тиражом. Определение, озвученные идеологами в первые дни войны, советская пропаганда на протяжении десятилетий выдавала за народные, и ни один тогдашний историк не решался поставить их под сомнение.

В названии «Великая Отечественная война» были объединены определения двух предыдущих войн, в которых принимали участие народы Российской империи: Первой мировой войны/Великой войны, память о которой в 1941 году была еще свежей, и русско-французской войны 1812-го , которая в русской историографии имела определения отечественной.

Интенсивное создание мифа продолжалось и в годы «освобождения» украинской территории от нацистов. Как отмечает историк Владислав Гриневич, в честь «освобождения» столицы Украины (6 ноября 1943) и Украины ( 28 октября 1944-го) ЦК КПУ разработал планы мероприятий по сооружению монументов «освободителям»: «пантеона героям Отечественной войны», бюсты генералам, монументы «Слава» и «Победа», а также установление памятников героям партизанской войны. В Киеве планировалось возведение отдельного памятника-монумента «Победа», который должен отразить «борьбу советского народа против иноземных захватчиков и помощь русского и других народов СССР, а также Великого Сталина украинскому народу в освобождении советской Украины».

Миф о «Великой Победе»

Завершением «Великой Отечественной войны» и апогеем государственного мифа была так называемая Великая Победа советского народа над фашизмом. Германия капитулировала перед западными державами 7 мая 1945 в Реймсе, а уже 8 мая подписала капитуляцию перед представителями СССР в Берлине. В тот же день Президиум Верховного Совета СССР назначил «всенародное торжество» на 9 мая, очевидно, для выделения роли Советского Союза в преодолении Германии и присвоение победы над ней. Так началась традиция отмечать отдельный советский День Победы. В отличие от СССР на Западе падение Третьего рейха и его союзников чествовали и чтят до сих пор без лишней помпезности как день памяти о  погибших.

Первый огромный парад в СССР в честь «Победы» с выбрасыванием на мостовую немецких знамен состоялся на Красной площади в Москве 24 июня 1945. Принимал парад Маршал Советского Союза Георгий Жуков, ведь, как утверждает Виктор Суворов, Верховный Главнокомандующий Вооруженных сил СССР Иосиф Сталин отказался от этой почетной миссии, не считая войну победной. И действительно, в сталинские времена миф о «Великой Победе» развивался недолго. После 1945-го Праздник Победы отмечали еще в 1946 году, а уже в 1947-м он перестал быть выходным днем. В учебнике по истории для средних школ 1947 года под 8 мая 1945-го написано: «Безусловная капитуляция Германии», а дата 9 мая даже не упоминалась.

До 1947-го все крупные города Советского Союза были очищены от инвалидов войны — живых свидетельств трагедии. На официальных мероприятиях и торжествах постоянно слушали одних и тех же ветеранов, тщательно отобранных для публичных речей и обученных говорить стандартную «правду» о войне. Несмотря на весь этот большой театрализованный фарс, Александр Довженко еще в 1946 году отметил: «Огни горят. Музыка играет. Развеваются кровью знамена Победы. Гремит площадь Красная под тяжестью ржавой сверхчеловеческой божественной славы. Скрежещут танки, воют радио-поэты панегирики маршалам, лошадям, железу и знакам нагрудным крупных событий. Салюты. Гордые планы. Международное влияние. Праздник Победы. А на поле. Запрягшись в плуг, напрягая мышцы и головы согнув от потуги, пахали вдовы и коровы и тихо плакали, умывая слезами свои права и обязанности неукоснительные и самые точные в мире достоверность — страдание. В мир злой! Что тебе до них? (…) И будь проклят всяк, кто пьет, жрет и смеется, когда пишут сегодня о благосостоянии. И будь проклята пафосная ложь в устах его ».

В годы правления Никиты Хрущева произошла переоценка «Победы». Ее приписывали не Сталин, как раньше, а партии, правительству, Красной армии и советскому народу. Однако Праздник Победы и далее оставался обычным рабочим днем.

Лишь в 1965 году, во времена Леонида Брежнева, когда большинство настоящих ветеранов войны ушли в небытие, а новое поколение не было свидетелем лихолетья войны, советское руководство возродило миф о «Великой Победе». День Победы стал национальным праздником, который отмечался с большой помпезностью. Для участников войны отчеканена специальная медаль. Москву, Киев, Брест объявили городами-героями. В Украину ставили памятники и музеи в честь „Победы“ настоящим и вымышленным «героям» войны, неизвестным солдатам. В Киеве Брежнев лично открыл монумент Матери-Родины и Музей Великой Отечественной войны.

Миф о «Великой Победе» оказался жизнеспособным и после распада СССР. Ее годовщины отмечают в государствах, входивших в состав Советского Союза, за исключением стран Балтии.

Братья наши меньшие

В мифе о «Великой Победе» украинцам отводилась роль младшего брата, который был освобожден русским народом. В 1943-1944 годах украинские советские деятели и органы власти не жалели эпитетов для восхваления «старшего брата» за его участие в «освобождении» Украины. Вместе с тем борьба собственного народа оставалась незамеченной.

Победителем войны признал русских и Иосиф Сталин. 25 мая 1945-го на официальном приеме в честь «Победы» в Кремле он произнес тост за здоровье русского народа, «выдающуюся нацию» и «руководящую силу Советского Союза», народа «с ясным умом, стойким характером и терпением», который стал решающей силой, которая «обеспечила историческую победу над врагом». Участия в войне и потери других народов Союза, прежде всего украинцев, Сталин не отметил. Хотя цена «Победы» была ужасной: погибли 4 млн военных и 4,5 млн гражданских украинских граждан, 3,5 млн человек эвакуированы на Восток, а 2,4 млн. вывезено на работы в Германию. Частично или полностью разрушено 714 городов и поселков городского типа, 28 тыс. сел, уничтожена экономика Украины.

По завершении войны наша страна оказалась в довоенном статусе. Ей не удалось завоевать собственной государственности, а значит она и дальше осталась административно-территориальной единицей Советского Союза и контролировалась Кремлем. Украинскую власть назначала Москва, в Россию вывозили природные богатства и результаты труда украинцев, советские органы госбезопасности жестоко подавляли любые проявления инакомыслия, репрессиям подвергались участники национально-освободительного движения. Членство же в ООН, Наркоматы иностранных дел и обороны, созданные в Киеве в конце войны, были лишь фикцией, иллюзией существования украинской государственности.

Одной из выгод «Победы в Великой Отечественной войне» для Украины советские историки называли объединение наших земель в одном государстве. В действительности же это было не так. За пределами СССР вместе с населением остались извечные украинские территории: Холмщина, Подляшье, Надсяння, Лемковщина, Пряшивщина, Берестейщина, Мараморощина и часть Буковины. И отнюдь не идеалами соборности руководствовались советские руководители, определяя границы нашего государства. Наряду с риторикой о «единстве украинских земель» Иосиф Сталин использовал последние как разменную монету в переговорах с лидерами «народных демократий», а значительное украинское национальное меньшинство в указанных странах становилось дополнительным рычагом влияния на их правительства.

Черные пятна

Вне мифов о «Великой Победе» оставались неудобные для советской власти вопросы: массовые расстрелы заключенных в первые недели войны и неприятие этой власти значительной частью украинского населения; использование как пушечного мяса штрафных рот и неподготовленных и невооруженных новобранцев-чорносвитникив; бесчеловечные приказы Сталина и Ставки Верховного Главного командования от 16 августа 1941 № 270, по которым командиры и красноармейцы, которые попадали в немецкий плен, приравнивались к «злостным дезертирам», а их семьи подвергались репрессиям; приказ от 28 июля 1942-го № 227, по которыму все, кто отступал, объявлялись предателями и должны были отдаваться под суд военного трибунала. Заградительные отряды получили указание «расстреливать на месте паникеров и трусов»; командиры приобретали славу и делали карьеру счет жизни тысяч подчиненных им солдат, которых бросали несвоевременно в бой лишь для того, чтобы получить некий объект на праздничную дату; мародерство; массовые депортации; террор против западноукраинского населения; преступлениях советских партизан и многое другое.

Не описана в официальной истории войны и советская тактика «выжженной земли», по которой власть пыталась вывезти все, что могла, а остальное уничтожала. Во время эвакуации в Запорожье коммунисты взорвали Днепрогэс, не сообщив об этом ни гражданскому населению, ни военным. Вследствие потопа, по некоторым данным, погибли около 20 тыс. красноармейцев, много гражданских лиц и десятки тысяч голов скота. В Днепропетровске был взорван хлебокомбинат вместе с рабочими. В Одессе при отступлении Красной армии затопили приморские кварталы вместе с их жителями, а раненых красноармейцев сбрасывали в море вместе с санитарными машинами. Таких фактов десятки, а то и сотни. Однако, говоря о преступлениях нацизма, советские историки замалчивали деяния тоталитарного режима.

 

Источник: Власти.нет

  • 694
  • 09.05.2011 13:37

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода