Если Она сядет

Читати цю новину російською мовою
Если Она сядет
Осуждение оппозиционного лидера может иметь далеко идущие негативные последствия и для страны, и для власти. В лучшем случае — это сценарий грузинской революции, в худшем — революции балканские или латиноамериканские…

О возможных последствиях для украинской власти и украинского народа в случае вынесения приговоров оппозиционным политикам пишет на страницах Украинского тиждня Ростислав Павленко

«Украина превратится в Беларусь». Такой вывод часто приходится слышать в дискуссиях о том, чем закончится суд над Юлией Тимошенко, другими представителями оппозиции и чиновниками прежнего правительства. В целом ход процесса, предоставления обвиняемой и ее защиты короткого срока для ознакомления с материалами дела, организация проплаченных акций (и провокаций), попытка создать информационную волну «свидетели подтверждают вину Тимошенко» словно сигнализируют о настрое властей завершить процесс обвинительного приговора.

Об этом говорит и сама подсудимая. Впрочем, применение вышеуказанных приемов часто рыхлое (и создает противоположный желаемому эффект), а вынесение приговора может иметь негативные последствия для власть имущих. В частности, целый ряд влиятельных институций и должностных лиц США и ЕС уже выразили обеспокоенность избирательностью правосудия в Украине и особенностями процесса над оппозиционерами. К делу Тимошенко приковано пристальное внимание. Ведь рейтинги ее политической силы однопорядковые с рейтингами регионалов, и ее устранение из политического процесса (осужденные  — безразлично, условно или с лишением свободы — не имеют права баллотироваться в органы власти) будет означать слишком очевидную попытку избавиться от соперника. На языке бизнеса это называется «недобросовестная конкуренция», и отношение к «заказчикам» процесса над Тимошенко на Западе будет соответствующее. Однако этим последствия осуждения экс-премьера не исчерпываются.

Равнодушие ЗАПАДА?

Многие в Украине уверены, что, несмотря на громкие заявления западных чиновников и даже фактически воспрепятствование предварительному заключению Тимошенко, в случае вынесения ей приговора Запад воспримет факт как данность, возможно, будет сделано еще несколько заявлений, однако действенных последствий это иметь не будет. В качестве примера приводят то, что Запад «проглотил» осуждения Ходорковского и дальнейшие антидемократические процессы в России и так и не смог повлиять на режим в Беларуси. Оснований для отрицания такого сценария нет. Однако есть серьезные предостережения относительно того, что «проглатывание» Европой осуждения Тимошенко (и других политических подсудимых) будет иметь негативные последствия собственно для украинской власти.

Во-первых, оно станет серьезным аргументом в руках скептиков относительно Украины в США и ЕС, следовательно интеграционные инициативы, прежде всего те, которые выгодны бизнесу (зона свободной торговли) или положительно воспринимаются гражданами (упрощение визового режима), будут свернуты. РФ могла не считаться с такими перспективами  — европейцы все равно будут покупать ее газ, поэтому будут иметь с ними дело в любом случае. Нашей же стране таких аргументов не хватает. Во-вторых, целый ряд чиновников высокого уровня, которые, по мнению Запада, были причастны к организации процесса над Тимошенко, могут стать невъездными в США и ведущие страны ЕС. Так произошло, например, с белорусскими чиновниками. В случае Беларуси это мероприятие не имело особого эффекта: тамошний режим и без того не приветствовал поездки должностных лиц «по Европам». Однако Украина лишена такой специфики — его чиновники привыкли к возможности передвижения «свободным миром». К тому же многие из них имеют на Западе деловые контакты, а некоторые даже собственность или счета. Потеря доступа к ним не будет компенсироваться утешением передвижения в пределах «Русского мира» по примеру невъездных на Запад белорусских руководителей. В-третьих, в попытках противостоять попыткам Кремля взять под свой контроль ведущие отрасли украинской экономики (опять-таки подобно Беларуси) украинские власти требуют свободы маневра и возможности опираться если не на союзников, то по крайней мере на дружески настроенных партнеров в ЕС. Без этого долго противостоять российскому давлению она не сможет: экономика требует внешних кредитных вливаний и инвестиций, которые так или иначе надо будет получать. Отчуждение Запада в случае вынесения приговора оппозиционерам критически сузит свободу маневра руководства государства.

Поэтому если Тимошенко и других оппозиционеров осудят, то и страна, и власть существенно проигрывают на международной арене и влияние со стороны России усилится. Однако особо опасные последствия доведения дел над оппозицией до приговоров ждут во внутренней политике.

Пережима ПРУЖИНЫ

Опасность сильных символических шагов в том, что они начинают диктовать свою логику дальнейших действий и не позволяют остановиться. Просто посадить Тимошенко и ждать, что оппозиционность в Украине рассосется сама собой, — напрасные надежды. Если «БЮТ-Батькивщина» не обнаружит полной несостоятельности, то воспользуется раздражением общества от приговора над Тимошенко. 86% опрошенных в студии Савика Шустера заявили, что не считают процесс над ней правосудием, и эмоциональная реакция большинства граждан на новость об осуждении экс-премьера вполне прогнозируема. А направить эмоции в нужное русло бютовцы умели всегда. Но даже без специальных усилий со стороны БЮТ обвинительный приговор играет мобилизующую роль: 2012-й — фактически год избирательной кампании, а в обществе накоплен слишком большое недовольство властью. Осуждение Тимошенко вполне может сделать ее символом — ее грехи времен пребывания у власти окончательно забудутся, а поддержка возрастет. В 2001-м она уже входила в СИЗО с рейтингом в пределах статистической погрешности, а вышла с поддержкой около 8%.

Следовательно властям придется делать определенные шаги, чтобы не допустить провала на парламентских выборах. К сожалению, она играет, как умеет: меры, скорее всего, будут означать административное давление, эксплуатацию бизнеса для подкупа избирателей и усиление цензуры. Используя юридические и административные «находки», испытанные на местных гонках, руководство государства будет делать парламентское большинство «под себя». Однако общество не подарило ему такого даже в относительно материально благополучном 2004-м. Сейчас в результате кризиса демонстративное пренебрежение волей людей может привести к протестному взрыву. Именно по результатам парламентских выборов вспыхнула гражданская революция в Грузии.

Конечно, власть может попытаться «дать революции в морду», как учил русский «консультант» Глеб Павловский, или вести превентивную политику, запугивая и перекупая политиков, общественных деятелей и журналистов, разрушая финансовую и организационную основу оппозиции. Такие действия понятны и в определенной степени привычны для нынешнего политикума, но имеют свою цену. Они предусматривают рост расходов на специальные службы, которые будут обеспечивать защиту режима от граждан. Аппетиты этих служб потребуют все более широких ресурсов, а их деятельность все больше будет озлобливать украинским. Более того, государство, которое опирается на репрессии, не способно проводить реформы — приоритеты другие. Затем становится почти неизбежным резкое ухудшение уровня жизни, что после периода относительного благополучия грозит социальным коллапсом и перспективой того же протестного всплеска (как это было в середине 1990-х на Балканах или в начале 2000-х в Латинской Америке).

Поэтому объявление оппозиционерам (и прежде всего Тимошенко) обвинительных приговоров несет риски стабильности страны и позициям самой власти. Доведя ситуацию до такого, чиновникам пора искать цивилизованный выход из политических судебных процессов.

Источник: Власти.нет

  • 51
  • 05.08.2011 09:38

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода