Золотой тык

Читати цю новину російською мовою
Золотой тык
Модернизация ГТС Украины: помпезное начало без ТЭО проекта и денег. Сваркой «золотого стыка» под г. Богуславом был дан старт первой очереди реконструкции газопровода «Уренгой-Помары-Ужгород».

Запуская долгосрочный и дорогостоящий проект модернизации ГТС, Украина обязана наконец-то определиться со стратегическим партнером и реформировать свой газовый сектор, уверены эксперты.

 

Немного истории

 

На протяжении, по меньшей мере, последних десяти лет сменявшие друг друга правительства непрерывно искали партнера, который дал бы деньги на модернизацию ГТС, но при этом оставил ее под полным контролем украинских властей. Считалось, что своих средств в Украине было недостаточно. Платежи за прокачку российского газа поступали исправно из года в год, но для них всегда находилось более важное применение, нежели реконструкция газопроводов.

Задача по модернизации ГТС Украины имела три возможных решения, но ни одно из них не устраивало власти. Первый вариант – реализация проекта собственными силами – требовал выделения средств из госбюджета или из прибыли «Нафтогаза Украины». Это было вполне возможно в первой половине 2000-х, но тогда «Нафтогаз» играл роль главной «дойной коровы» госбюджета. Затем, после подъема цен на импортрный газ, корпорация превратилась из прибыльной в безнадежно убыточную, и денег у нее не стало по определению.

В 2003-2004 годах появились возможности для решения проблемы с помощью российских инвестиций. Непременным условием выделения средств на модернизацию ГТС российская сторона выставила допущение к управлению системой и получение ее в частичную собственность посредством создания то ли международного консорциума, то ли совместного предприятия на основе «Укртрансгаза». Этот вариант оказался неприемлемым, главным образом, по политическим мотивам.

В марте 2009 года в Брюсселе была подписана декларация, согласно которой Украина могла рассчитывать на получение кредитов от европейских финансовых структур на модернизацию ГТС. Но взамен Еврокомиссия потребовала реформ, включающих, в частности, разделение вертикально интегрированного «Нафтогаза Украины» на составляющие, либерализацию внутреннего рынка газа и, как следствие, многократное повышение тарифов на него для населения и предприятий теплокоммунэнерго, что означало резкое увеличение коммунальных платежей. Это требование также оказалось неприемлемым.

 

Только факты

 

На протяжении последних двух лет шло привычное обсуждение проблемы, в рамках которого в сотый раз рассматривались три одинаково непроходных варианта. Но летом текущего года, наконец-то, все сдвинулось с места. Была принята программа модернизации ГТС Украины до 2018 года, стоимость реализации которой оценивалась в $6,5 млрд. Правда, в Брюсселе в 2009 году приводились несколько иные цифры: от немногим более $3 млрд до $5,5 млрд. Более точные суммы, как ожидается, должна назвать осенью текущего года компания Mott MacDonald, выигравшая тендер на разработку ТЭО проекта.

Тем не менее, не дожидаясь ТЭО, «Нафтогаз Украины» объявил о старте первой очереди модернизации газопровода «Уренгой-Помары-Ужгород». Программа продолжительностью три года оценена в $538,9 млн., из которых $230,9 млн. должно приходиться на собственные средства «Нафтогаза», а $308 млн. – на внешнее финансирование.

В середине июля, непосредственно перед проведением торжественной церемонии «первого стыка», «Нафтогаз» подписал меморандум с ЕБРР и письмо о намерениях с Европейским инвестиционным банком, согласно которым обе финансовые организации пообещали рассмотреть этой осенью вопрос о предоставлении кредитов в размере по $154 млн. каждая на 15 лет под госгарантии. Как заявил директор ЕБРР в Украине Андре Куусвек, решение будет принято после получения готового ТЭО от Mott MacDonald.

Между тем, эксперты считают, что задекларированные «Нафтогазом» вложения в модернизацию не имеют ничего общего с реальностью. На реконструкцию ГТС нужны на порядок большие суммы. Речь должна идти не о миллионах, а о миллиардах долларов! 200-300 млн долларов в год – это средства в основном на поддержание системы в работоспособном состоянии, и не более того. Если двигаться такими темпами, то полного обновления ГТС придется ждать лет двадцать-тридцать.

На этом факты заканчиваются и начинаются вопросы.

 

Под знаком вопроса

 

Вся эта история производит весьма странное впечатление. Что и с чем сварили под Богуславом? Ведь традиционно «золотой стык» сваривают не в начале, а как раз в конце проекта. Им обычно завершают строительство нового трубопровода, и уж никак не начинают реконструкцию действующего.

Хватает и других странностей. Во-первых, какой именно вариант из трех ранее не подходящих был в итоге задействован и почему он вдруг подошел?

Во-вторых, почему модернизация стартовала еще до того, как было составлено ТЭО проекта и принято решение о выделении кредитов? Ведь от декларации о намерениях до реального получения денег от европейских институтов пролегает весьма долгая дистанция. Иногда она даже имеет свойство растягиваться до бесконечности.

В-третьих, как получилось, что в проекте не участвует Россия – поставщик транзитного газа? Причем, вопрос этот весьма важный, так как планы «Газпрома» по строительству «Южного потока» способны существенно снизить потребность в использовании ГТС Украины.

Наконец, в-четвертых, а хватит ли у «Нафтогаза» средств на реализацию проекта? Ведь всего через несколько дней после старта модернизации компании пришлось привлекать новый кредит, чтобы сделать обычный ежемесячный платеж за российский газ, а подорожание данного ресурса до $354 за 1 тыс. куб м в третьем квартале и, возможно, до более $400 в четвертом ставит «Нафтогаз» на грань банкротства.

Что же, попробуем поискать ответы на эти и некоторые другие вопросы.

 

Неизбежность изменений

 

Начнем, как говорится, с конца, потому что рост цен на газ снова, как и в начале 2010 года, приобретает для Украины первостепенную важность. В начале текущего года «Нафтогаз» прогнозировал среднюю стоимость российского газа в 2011 году на уровне $269 за 1 тыс. куб м, именно эта цифра и была заложена в финансовый план компании. Подорожание газа, которое явилось следствием войны в Ливии и «Фукусимы» в Японии, приведет к увеличению дефицита бюджета «Нафтогаза» на 13 млрд грн., покрыть которые пока нечем.

Правда, с 1 июля НКРЭ повысила на 18,4% предельный уровень тарифов на газ для промышленных и приравненных для них потребителей и бюджетных организаций. В результате, с учетом стоимости доставки, целевой надбавки и НДС им теперь приходится платить за тысячу кубометров газа более 4040 грн., т.е. свыше $500 по текущему курсу. По мнению ряда специалистов, эти цены становятся непосильными для многих потребителей, в результате экономика Украины, и так не восстановившаяся до конца после кризиса, получит сильный удар.

Как отмечает Валерий Боровик, глава правления альянса «Новая энергия Украины», «повышение цен для ТКЭ и промышленности сегодня просто не успевает за ростом цен на газ для Украины». Ведь, «Нафтогаз», согласно требованию НКРЭ, продает природный газ промышленникам не дороже 3023,5 грн. (немногим менее $380) за 1 тыс. куб м (без учета НДС), так что особой прибыли на данных поставках он не получает.

«Тарифы же для предприятий теплокоммунэнерго составляют пока что только $164 за 1 тыс. куб м, а домохозяйства, которым, правда, теоретически, должен поступать менее дорогой отечественный газ, платят порядка $90-150. Текущая ситуация может привести к серьезным финансовым проблемам «Нафтогаза» и вообще ставит под вопрос реализацию инвестпроектов компании», — полагает эксперт.

Привлечение кредитов в ЕБРР и ЕИБ возможно только в том случае, если Украина приступит к реформированию своего газового сектора. Об этом указывалось в Брюссельской декларации от марта 2009 года, это повторяют европейские представители и сейчас. При всей заинтересованности европейских структур в бесперебойном функционировании ГТС Украины, подход Еврокомиссии всегда остается неизменным: утром – реформы, вечером – деньги. Может быть.

«Перед Украиной, как государством, стоит огромная и очень важная проблема: сохранить конкурентоспособность и создать условия для загрузки украинской газотранспортной системы, — говорит Анатолий Кинах, член комитета Верховной рады по вопросам национальной безопасности. — Для этого надо выполнить три требования Евросоюза. Первое – это разделение «Нафтогаза Украины», выделение из его состава независимого оператора ГТС. Судя по всему, это требование будет выполнено. Второе: обеспечение свободного доступа к украинской газотранспортной системе, включая газохранилища. Третье: либерализация внутреннего рынка природного газа, введение европейских стандартов, прекращение перекрестного субсидирования». Это совпадает с требованиями МВФ, также настоятельно рекомендующего избавить украинский газовый рынок от советских «пережитков».

Однако, выполнение данного условия потребует роста цен на газ для населения в 4-5 раз, для теплокоммунэнерго – в 3 раза, повышения коммунальных тарифов – в 2,5-3 раза по сравнению с текущим, не таким уж и низким уровнем. «Выполнить эти требования сейчас не представляется возможным», — подытожил А.Кинах.

Поэтому, возможно, спешка с началом модернизации ГТС Украины вызвана стремлением украинского правительства «подписать» Евросоюз под проект даже при невыполнении одного из ключевых требований. Реконструкция украинских газопроводов, увеличение пропускной способности системы должны продемонстрировать Еврокомиссии привлекательность ГТС по сравнению с планируемым Россией «Южным потоком», заставить Брюссель надавить на Москву, чтобы та отказалась от очень опасной для украинской трубы идеи.

Тем не менее, позиции Украины в бесконечном газовом споре с Россией трудно назвать прочными. Очень сомнительно, что Европейская комиссия, несмотря на все свои антироссийские настроения, решится напрямую торпедировать «Южный поток», интерес к прокладке которого проявляют ряд крупных европейских компаний. Конечно, может так произойти, что потребление газа в Европе в ближайшие годы резко возрастет, тогда равно востребованными окажутся все возможные маршруты поставок.

«Южный поток» в любом случае будет построен, и, скорее всего, Украина лишится значительной доли транзита, — прогнозирует Александр Гудыма, член комитета Верховной рады по ТЭК. — Модернизация ГТС и в этом случае будет, безусловно, необходимой, просто для окупаемости этого проекта понадобится больше времени. Кроме того, в обозримом будущем у Украины не будет иного поставщика газа, кроме России. Так что ссориться с ним, как говорится, чревато. Добыча сланцевого газа, строительство LNG-терминала, мероприятия по энергосбережению – все это требует времени, а цены на российский газ выросли уже сейчас и надо решать вопрос цены уже сейчас».

 

Перед выбором

 

Украинское правительство в результате находится перед непростым выбором. Что делать – искать поддержку в Европе, стараясь одновременно оттянуть неизбежное подорожание газа для населения на как можно более поздний срок, удержать от банкротства «Нафтогаз», а от неконтролируемого роста дефицита — государственный бюджет, либо выбрать дешевый газ в обмен на создание СП с «Газпромом»?

Первый вариант выглядит откровенно разорительным для экономики и крайне неприятным для населения. Второй при всей своей финансовой выгодности поставит крест на перспективах евроинтеграции, которую нынешние власти почему-то считают единственным возможным для нашей страны вариантом.

Киев должен найти баланс в энергетических отношениях между Евросоюзом и Россией, а также отговорить Москву от строительства «Южного потока», который может наполовину сократить транзит российского газа по украинской ГТС, — на днях заявил польский независимый эксперт по энергетическим вопросам Анджей Щеньсьняк. Он выразил убеждение, что если Украина «отдаст» ГТС Европе, то система не будет иметь никакой ценности «из-за отказа Москвы осуществлять транзит по территории Украины».

«Для Украины деньги за транзит являются мощным источником прибылей, а газотранспортная система будет пустовать, если Россия обойдет Украину благодаря строительству «Южного потока», — подчеркнул А.Щеньсьняк. По мнению эксперта, у Киева есть два варианта: пойти на уступки ЕС или же согласиться на создание с Россией единой ГТС до границ с Евросоюзом. «Второй вариант для Украины экономически выгодный», — считает он.

Прошло то время, когда Украина могла бесконечно балансировать между Россией и Евросоюзом, стараясь сидеть сразу на двух стульях и получать преференции от обеих сторон, не беря на себя никаких обязательств, — отмечает директор компании Fuelalternative Виталий Давий. По его словам, взлет цен на газ и начало модернизации ГТС заставляют страну сделать выбор, причем, уже в ближайшие месяцы. «Самостоятельно проект миллиардного масштаба «Нафтогаз Украины» и даже отдельно «Укртрансгаз» не потянут», — уверен эксперт.

С приближением осени переговорный процесс по газу между Украиной и Россией вошел в более активную фазу. В ответ на призывы Киева пересмотреть формулу поставок, «Газпром» сделал свой ход, предложив Украине «белорусскую модель» сотрудничества. Украинский премьер буквально на следующий день заявил, что «Белоруссия идет своим путем, Украина идет своим путем». Действительно, с этим можно согласиться – Беларусь в 2012 г. будет импортировать газ из РФ по внутрироссийским ценам плюс транзит, то есть около $100-120 за 1 тыс куб м, а Украина уже в 4 кв. 2011 г. может готовиться к $400 за 1 тыс куб м. Вряд ли этот «особый» путь выдержит украинская промышленность. Здравый смысл подсказывает, что нужно выходить на взаимоприемлемое решение по совместной модернизации ГТС, которое было бы и в интересах собственника энергоресурса – России, и в интересах владельца транзитных мощностей – Украины.

  • 59
  • 17.08.2011 11:13

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода