Тигипко как инструмент Банковой по контролю за Партией регионов

Читати цю новину російською мовою
Тигипко как инструмент Банковой по контролю за Партией регионов
Если в Партию регионов придут люди Тигипко, это будет означать уменьшение влияния «старых донецких». Это совпадает со стремлением самого Януковича как можно дальше дистанцироваться от тех, кто помог ему прийти к власти.

По поводу слияния, а точнее вливания «Сильной Украины» Тигипко в Партию регионов уже высказано достаточно много версий.

Наиболее распространенные — это подготовка Сергея Леонидовича к премьерскому креслу, в которое Тигипко не мог бы сесть не будучи членом Партии регионов, и попытка собрать вокруг партии власти другие более или менее лояльные политсилы, чтобы уменьшить уровень внутренней конкуренции накануне парламентских выборов.

Обе версии, конечно, имеют право на жизнь. Во-первых, слухи об отставке Азарова идут уже почти год, и в числе основных претендентов на премьерство регулярно появляется фамилия Тигипко.

Однако стать премьер-министром последнему мешало негласное правило, согласно которому правительство и партию власти должен возглавлять один человек. Теперь эта преграда почти устранена. Тигипко уже в ПР, и может претендовать на премьерство на равных с, например, Клюевым.

Во-вторых, не менее очевидно, что в Партии регионов хотели бы собрать вокруг себя лидеров меньших провластных партий, чтобы избежать или хотя уменьшить градус конкуренции на выборах.

С одной стороны так в ПР делали всегда — с Богословской, Кинахом, покойным Кушнаревым. Кроме того, дополнительным подтверждением этой версии является информация о торгах между Виктором Балогой и Банковой за вливание в ПР еще и «Единого центра».

Однако вторая версия выглядит сомнительнее, ведь Партия регионов, которая медленно, но верно теряет рейтинг — не резиновая. Собрать туда всех не получится. Ведь списка и проходных округов не станет даже на действующих депутатов-регионалов. Что уж говорить о перспективах вливания новой крови.

При таких условиях «подвинуться» из сессионного зала придется очень многим нынешним парламентариям от ПР. К тому же, опыт «Нашей Украины», которая в свое время попыталась собрать все «демократические силы», а на выходе получила поражение, проиграв БЮТ в 2006 и 2007 годах, должен хоть чему-то научить новых хозяев Банковой.

Поэтому представляется, что комбинация с вливанием «Сильной Украины» в ПР является более сложной многоходовкой. И связана она со стремлением Сергея Левочкина уменьшить влияние «старых донецких» на партию власти накануне выборов.

Здесь следует отметить несколько важных позиций. Во-первых, Левочкин, попав в ПР благодаря Прутнику, так и не стал своим для «отцов-основателей» ПР. Зато именно он и люди, которых условно относят к группе RoSUkrEnergo — Фирташ, Бойко, Хорошковский — получили наиболее существенные бонусы, выгодные ресурсы и влиятельные должности после прихода Януковича к власти.

Очевидно, это вызвало еще большее отторжение у «старой команды», которая считает, что обеспечило почетному лидеру ПР победу и президентство, очень мало получив взамен.

Во-вторых, затаив обиду за «недостаточную благодарность» после победы Януковича на выборах, «старые донецкие» считали Партию регионов своим последним бастионом, ключевым ресурсом для сохранения влияния на Януковича.

Расчет в том, что на выборы все равно пойдет ПР, а не администрация президента. Поэтому пока партия контролируется «старыми донецкими», а Януковичу нужно влияние в парламенте, он будет считаться с интересами стейкхолдеров ПР.

Ну, и конечно же, для сохранения этого бастиона «старым донецким» прежде всего необходимо было не допустить влияния Левочкина на ПР.

С другой же стороны, самому Левочкину необходимо было получить контроль над ПР, чтобы иметь дополнительный ресурс влияния, кроме доступа «к телу» главы государства.

Кроме того, уменьшение влияния «старых донецких» в ПР полностью совпадает со стремлением самого Януковича как можно дальше дистанцироваться от тех, кто помог ему прийти к власти.

Таким образом, благодаря Тигипко и его «Сильной Украине» Банковая нашла возможность войти в число стейкхолдеров Партии регионов.

Во-первых, если в ПР придут люди Тигипко, это автоматически будет означать уменьшение влияния «старых донецких» и на формирование списка, и на ведение избирательной кампании, и на будущую парламентскую фракцию.

Это уже не говоря о том, что реальное влияние «старых донецких» в следующем парламентском созыве и так уменьшится условно вдвое. Ведь кандидатов на мажоритарные округа, скорее всего, будут утверждать в администрации президента, а не в аппарате Партии регионов.

Во-вторых, если Тигипко таки станет премьер-министром и автоматически возглавит ПР, то фактически Банковая, прежде всего в лице Левочкина, получит во главе партии власти человека целиком и полностью лично обязанного ему своим карьерно-политическим взлетом.

И напоследок. Следует помнить, что Тигипко во многом подпортил себе публичный имидж из-за проведения наиболее сложных и, наверное, наименее удачных социальных и экономических реформ. А это вряд ли забудут избиратели. Поэтому он точно не станет конкурентом для президента Януковича в 2015 году, и маловероятно, что станет его преемником в 2020.

В ходе парламентских выборов образ Тигипко можно будет использовать как символ партийного обновления. В то же время, на премьерском посту он будет более молодым и фотогеничным продолжением Азарова, на которого можно будет вешать собак за просчеты.

Зато лавры, если такие будут, будет собирать Янукович. Поэтому Сергей Леонидович в данном случае не открытие и не предатель, а просто — инструмент.

Автор: Алексей Красноперов, политолог для «Украинской правды»

  • 35
  • 30.08.2011 13:26

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода