Спад в металлургии обвалит экономику?

Читати цю новину російською мовою
Спад в металлургии обвалит экономику?
Осенью украинский горно-металлургический комплекс, 80% продукции которого идет на экспорт, вновь может стать заложником ухудшения конъюнктуры внешних рынков.

Осенью украинский горно-металлургический комплекс, 80% продукции которого идет на экспорт, вновь может стать заложником ухудшения конъюнктуры внешних рынков.

Поскольку доля ГМК в ВВП составляет почти 30%, доля металлургов в общем объеме налоговых поступлений госбюджета — 12%, а доля металлургической продукции в общем объеме валютных поступлений от экспорта — 40%, то вместе с этим сегментом экономики заложницей неблагоприятного тренда станет вся страна. Уже сейчас по сравнению с прошлым периодом продажа сортамента металлопроката несколько снизилась. И эксперты утверждают, что это не предел.

Перспективы

В конце августа некоторые отечественные инвестиционные компании обнародовали прогнозы динамики конъюнктуры внешних рынков металлопродукции на ближайшие несколько месяцев.

Как предполагает главный экономист ИК «Драгон капитал» Елена Белан, в течение осени цены на украинскую сталь упадут на 20-25%. «В связи с обвалом финансовых рынков темпы роста мировой экономики, вероятно, замедлятся. Следовательно, цены на сталь тоже, скорее всего, будут снижаться», — уточнила она.

Эту точку зрения разделяет и директор по развитию АК Kreston GCG Андрей Попов. По его мнению, перспективы мирового рынка металла туманны, а сокращение мирового спроса на сталь обусловлено целым рядом причин.

Во-первых — падением финансовых рынков и долговым кризисом в Европе.

Во-вторых — беспорядками в арабском мире, в том числе в странах — традиционных импортерах металлопродукции.

В-третьих — землетрясением в Японии, который вызвал снижение потребления металла японским машиностроением.

В-четвертых — перепроизводством стали в Китае, не подкрепленным аналогичным ростом потребления.

Большинство аналитиков считает, что последствия этих негативных факторов проявятся уже в сентябре-октябре, и до конца ноября металлопрокат подешевеет на 100-150 долларов за тонну. В свою очередь, это приведет к сокращению объемов производства металлопродукции в Украине примерно на 10%.

Очевидно, что этот прогнозный показатель далек от того, который был зафиксирован в октябре 2008 года, когда в украинской металлургии был остановлен 75% мощностей.

Пожалуй, именно это дает основания аналитикам ИК «Ренессанс капитал» Анастасии Головач и Ивану Чакаров утверждать, что даже в условиях реализации наиболее пессимистичного сценария Украина окажется менее чувствительной ко второй волне кризиса, чем к первой.

По их мнению, об этом свидетельствуют действия крупнейшей украинской горно-металлургической компании «Метинвест». В 2010-2011 годах она включила в свой состав Мариупольский металлургический комбинат имени Ильича и частично «Запорожсталь», взяв под контроль более 50% отечественных сталелитейных мощностей.

Как считают Головач и Чакаров, благодаря высокой степени вертикальной интеграции, «Метинвест» сможет сохранить объемы производства на уровне, близком к настоящему, даже в условиях существенного снижения мировых цен на сталь. Это позволит смягчить негативный эффект ухудшения конъюнктуры для экономики в целом.

Симптомы

Тем не менее, некоторые признаки будущего ухудшения ситуации в ГМК уже появились.

По данным правительства, в январе-августе 2011 года по сравнению с этим же периодом 2010 года отечественные металлурги увеличили объемы производства чугуна на 6% до 19,1 миллиона тонн, стали — на 8% до 23,2 миллиона тонн, проката — на 6% до 19,2 миллиона тонн.

При этом в августе по сравнению с июлем объемы выпуска чугуна выросли на 8,9% до 2,5 миллиона тонн, стали — на 8,3% до 3 миллионов тонн, а вот объемы производства готового проката, наоборот, резко сократились — на 41% до 1,4 миллиона тонн.

Наряду с этим в январе-июле 2011 года по сравнению с этим же периодом 2010 года объемы экспорта металлопродукции выросли на 1,3% до 14,4 миллиона тонн. Однако в июле по сравнению с июнем они резко упали — на 21,6% до 1,8 миллиона тонн.

Впрочем, в Минпромполитики предусматривают, что отечественным сталеварам по итогам 2011 года удастся нарастить объемы производства чугуна на 4% до 28,5 миллиона тонн, стали — на 6% до 34,7 миллиона тонн и проката — на 9% до 30,7 миллиона тонн. Однако аналитики уверены, что факторы кризиса ставят эти прогнозы под сомнение.

Как отмечает аналитик ИГ «Арт Капитал» Дмитрий Ленда, эти планы формировались еще до появления данных о замедлении фондовых индексов, и в результате негативной макроэкономической ситуации они, вероятно, будут откорректированы.

«Конечно, при благоприятном развитии событий планы роста производства могли бы быть реализованы. Однако при неблагоприятном — они будут недовыполнены. Все будет зависеть от того, насколько ухудшится ситуация», — подчеркивает он.

Как считает специалист по корпоративным финансам АК Kreston GCG Дмитрий Томашевский, отечественный ГМК и вся экономика остаются столь уязвимыми к внешним факторам не только потому, что Украина является страной-экспортером.

«Ключевые риски обусловлены, прежде всего, монополизацией всех существенных сегментов экономики, а также отсутствием последовательной государственной политики», — объясняет он.

По мнению эксперта, это ведет к угасанию конкуренции, потери мотивации к технологическому развитию и повышению уровня оплаты труда, снижения производительности производства и рост цен. Результат — низкий уровень потребления и инвестирования, что снижает внутренний спрос в период стрессов на внешних рынках.

Последствия

Совершенно очевидно, что падение цен на металлопродукцию прежде повлечет за собой снижение рентабельности металлургических компаний. Более того, как подчеркивает Ленда, это произойдет также и потому, что наряду с непосредственным сокращением доходов многим предприятиям придется увеличить расходы на сырье.

«Сталь подешевеет больше, чем уголь и руда. Итак, больше всего от неблагоприятной конъюнктуры пострадают менее интегрированы, чем» Метинвест «, компании. Под ударом окажутся владельцы оставшихся 50% отечественных металлургических мощностей», — говорит он.

Следовательно, пропорционально уменьшится ВВП, возрастет дефицит бюджета и сократятся валютные поступления. Впрочем, как считают специалисты ИК «Ренессанс капитал», существенного ухудшения платежного баланса страны ожидать не следует.

По их мнению, возможное сокращение объема экспорта металлопродукции будет частично компенсировано хорошим урожаем и уже полученным заказам в машиностроении. «Выравнивать» ситуацию и сокращение импорта.

Таким образом, в 2011 году дефицит текущего счета платежного баланса, скорее всего, не превысит 7 миллиардов долларов. Поскольку золотовалютные резервы НБУ все еще близки к рекордным 38 миллиардов долларов, ситуация останется под контролем.

Впрочем, Головач и Чакаров говорят, что в случае роста дефицита платежного баланса давление на гривну может усилиться еще в сентябре. Белан уверена, что в условиях стрессовой ситуации, при которой даже в меньших масштабах повторится сценарий 2008 года, 38 миллиардов долларов не является гарантией, что Нацбанк сможет удержать курс гривны.

«Если цены на сталь упадут более чем на 30%, предотвратить девальвацию НБУ не удастся», — подчеркивает она. Однако, по оценкам эксперта, максимальный уровень падения курса гривни окажется минимум вдвое меньше, чем в декабре 2008 года.

Другим следствием второй волны кризиса может стать дальнейшее сокращение количества рабочих. Сейчас на 16 отечественных металлургических предприятиях работает 500 тысяч человек. По данным 13 компаний, только в 2008-2010 годах количество работников сократилось на 40,5 тысячи человек. Очевидно, этот показатель будет расти.

Смягчить последствия спада в ГМК, по мнению Ленды, можно двумя способами: принятием мер по развитию внутреннего рынка и стимулирования модернизации металлургических мощностей. Однако для этого необходима политическая воля со стороны власти.

Источник: Власти.нет

  • 80
  • 07.09.2011 16:37

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода