Белорусская интернет-революция провалилась

Читати цю новину російською мовою
Белорусская интернет-революция провалилась
Народ понял, что от «революций через социальную сеть» нет никакой практической пользы, а отсиживать 15 суток — радость не великая. К тому же интернет-революции стали предсказуемо обрастать оппозиционными деятелями.

 

Люто ненавидимые Батькой интернет-революционеры вернулись с летних каникул (акции временно прекратились 3 августа 2011 года), а вот их последователи, возвращаться не торопятся: народ понял, что от «революций через социальную сеть» нет никакой практической пользы, а кататься в автозаках и отсиживать 15 суток – радость не великая. 21 сентября в Минске на традиционную акцию протеста собралось всего 30-40 человек – самых «пламенных революционеров». Но ОМОн и автозаки все равно подтянули, а главный проспект столицы перекрыли.

Проблема еще и в том, что изначально заявленные как социальные протесты, интернет-революции стали предсказуемо обрастать оппозиционными деятелями. Организатор акций, скрывающийся в Польше Вячеслав Дианов (в прошлом – доверенное лицо экс-кандидата в президенты Алеся Михалевича), создал «совет старейшин» для планирования будущих акций, и в этот оргкомитет поспешили войти многие белорусские лидеры оппозиции. Например, экс-кандидат в президенты поэт Владимир Некляев. По информации администраторов РЧСС, совещания проходят в режиме интернет-конференций через skype.

Вячеслав Дианов перед первой осенней акцией отмечал серьезное отношение белорусского режима к придуманному им формату протестов: «Власти всеми своими действиями показывают, что считают наши акции и все, что делается в рамках РЧСС, прямой угрозой режиму. Если посмотреть новости, то можно понять: дали команду «фас». По всем областям Беларуси прошли задержания, профилактические беседы.

Недавно стало известна главная задача сотрудников КГБ (помимо сбора информации и дестабилизации системы РЧСС) в разработке РЧСС: любыми способами вызвать у организаторов чувство фрустрации и пессимизм. Как на подбор, некоторые личности устраивали «мыльные оперы» в скайпе и в «ВКонтакте». Поначалу мы думали, что эти чувства — настоящие, но благодаря своевременной информации мы узнали, что это действия, направленные на подрыв боевого духа. Потому совет такой: не сомневайтесь, не волнуйтесь и верьте зову сердца. Нам предстоит ещё долгий путь обретения свободы, но для начала надо победить все сомнения. Будущее не остановить!»

План возрожденного протеста в Минске был незамысловат: собраться в центре города, поаплодировать (так в Беларуси принято иронично выражать возмущение действиями властей) и разойтись.

Вечером 21 сентября было заметно, что власти сильно опасаются народных волнений: главные улицы города обрасли гаишниками, в глубине Октябрьской площади паслись автозаки, а крепкие молодые люди с короткими стрижками и мощными затылками активно прогуливались по площади, безуспешно пытаясь затеряться среди редких прохожих, но при этом не заботясь о том, чтобы минимально спрятать торчащие из ушей витые проводки наушников от переговорных устройств.

К 19 часам группа из нескольких десятков человек собралась у центрального минского «Макдональдса». Их «охраняли» омоновцы, оттеснили к входу в фаст-фуд. Проезжавшие мимо автомобили сигналили собравшимся протестантам в знак поддержки.

Люди начали аплодировать, нервно озираясь по сторонам – не бегут ли к ним «упаковщики» в гражданском, чтобы отвезти КПЗ. Но все прошло спокойно – многочисленные журналисты щелкали затворами и светили фонарями видеокамер, представители спецслужб наблюдали за происходящим издалека. Собравшиеся начали петь «Перемен!».

Через 10 минут очередная «революция» завершилась, люди разошлись, никого не задержали.

Белорусский политилог Сергей Кондратенков комментирует провал первой из возрожденных акций протеста: «Оранизаторы прогадали со временем. Если бы восстановили протестные мероприятия до того, как Лукашенко вернул доллары в обменники, на улицы бы вышли тысячи людей, которые к тому времени находились на грани отчаяния, серьезно опасаясь, что скоро не за что будет купить даже еду. Но после 14 сентября доллары снова можно свободно приобрести, пусть и по 8500 белорусских рублей вместо 3120, как это было в феврале. К тому же Лукашенко пообещал оказать хоть и одноразовую и не всем, но материальную помощь, размер которой, 500 тысяч белрублей, является третью зарплаты многих бюджетников, половиной пенсии, и целым месячным пособием по уходу за ребенком. Народу показали призрак намечающейся стабильности, и белорусы заняли выжидательную позицию, потому что в нашей стране экономические свободы ставятся народом гораздо выше свобод социальных и свободы личности».

Кстати, за несколько часов до начала акции Лукашенко, объезжая сельские предприятия в Минской области, заявил: «Вот, наша пятая колонна, оппозиция, пытается раскачать наше государство. Никогда ничего не получится, если у тебя гражданин накормлен и одет. Никакой раскачки не будет, тем более белорусы – не глупые люди. Они помнят, что было в советское время. Видели, что было 10 лет назад, и видят, что есть сейчас!».

А вот прогнозировать дальнейшее развитие революций через социальную сеть не берется никто — политологи говорят, что невозможен качественный анализ ситуации в связи с двумя контрастными тенденциями: с одной стороны социальное напряжение все еще нарастает, но с другой – формат мероприятий уже приелся и не ведет ни к каким положительным изменениям. Поэтому ждать «второго Египта» не приходится.

  • 45
  • 22.09.2011 14:38

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода