Украина — ЕС: Принуждение к партнерству

Читати цю новину російською мовою
Украина — ЕС: Принуждение к партнерству
Киеву хотелось бы избежать прямой привязки европерспектив к нашумевшему процессу Тимошенко. Но в Европе ждут того, «как ситуация будет развиваться». А ждать осталось не так уж и долго.

Второй саммит «Восточного партнерства» должен был прояснить перспективы сотрудничества ЕС с шестью странами-соседками. Но для Украины, с ее стремлением к ассоциации и проблемами с судами против оппозиционеров, варшавский съезд имел особое значение.

Что съезд грядущий нам готовит?..

Второй по счету саммит «Восточного партнерства» (ВП) заранее воспринимался как одно из наиболее заметных событий в ЕС-жизни в период председательства Польши в Евросоюзе. Накануне его начала допускалось, что в Варшаве старая Европа несколько более четко определится с тем, что же именно ей «делать» с шестью постсоветскими государствами. Первоначально оформленная в 2008-2009 годах инициатива «молодых» членов ЕС (Польши, Чехии, Венгрии) предполагала улучшать добрососедские отношения в восточном направлении, результатом чего могло стать создание зон свободной торговли и либерализация визовых режимов. Правда, в Москве сходу заподозрили, что такими «пряниками» ЕС пытается вывести Азербайджан, Армению, Беларусь, Грузию, Молдову и Украину с российской орбиты. За годы существования Восточного партнерства плотнее прочих с Европой сотрудничала Украина. Именно Киев к моменту проведения саммита вышел на финишную прямую подготовки Соглашения об ассоциации. И именно для Киева настроения собравшихся в столице Польши европейских лидеров (среди которых, к слову, не было президента Франции и британского премьера, несмотря на планы на повсеместное представительство на высшем уровне) были особенно важны.

К числу наперед интригующих моментов саммита относились и сомнения в том, будет ли представлена в Варшаве Беларусь; и интерес по поводу того, насколько доброжелательно смогут общаться между собой представители Армении и Азербайджана, между государствами которых остаются нерешенные территориальные проблемы; и надежды на то, что для Молдовы и Грузии запустят режим подготовки к зоне свободной торговли. Украину же больше всего беспокоило собственное «ассоциированное» будущее – особенно в свете близкого окончания судебного процесса против Юлии Тимошенко.

Судя по заявлениям первых лиц страны, и на сотрудничество в рамках «Восточного партнерства», и на индивидуальное взаимодействие с Брюсселем накануне саммита Киев смотрел с оптимизмом. Тогда как заметное число экспертов значимость варшавских встреч оценивало без энтузиазма. Украинские пессимисты указывали на то, как пристально в Европе следят за судебными злоключениями экс-премьера. «Очевидно, что далеко не все страны готовы громогласно заявить о своей всецелой поддержке Украины на пути к евроинтеграции. Так что ждать каких-то авансов или комплиментов на варшавском саммите не стоит», — цитировали «Комментарии» слова экс-вице-премьера по вопросам евроинтеграции Олега Рыбачука.  Пессимисты же европейские допускали, что обеспокоенному собственными экономическими трудностями Старому свету небеспроблемные соседи сейчас не настолько интересны, как того хотелось бы с энтузиазмом относящейся к ВП Польше. «… Безразличие по отношению к Востоку вполне объяснимо. Оно является следствием затруднительной экономической ситуации, в которой сейчас пребывает ЕС. Ни Германия, ни Франция не имеют ни времени, ни сил уделить надлежащее внимание попыткам Польши по интеграции восточных стран-соседей ЕС. Ситуация осложняется еще и двойственным положением внутри стран, находящихся в составе Восточного партнерства, и блокируется случаем Беларуси», — считает венгерский эксперт Андраш Деак. К слову, беспокойство по поводу «случая Беларуси» себя оправдало: приехавшая на саммит делегация от Минска 30 сентября демонстративно покинула Варшаву. Официальной причиной демарша стала «дискриминация»: согласно версии МИД республики, белорусов допустили к участию только в части мероприятий. Ну и, конечно же, не следует забывать о том, что, хотя большинство стран-участниц представлено лидерами государств, Александра Лукашенко в Польшу никто не приглашал… А вслед за этим канцлер ФРГ Ангела Меркель призвала расширить санкции против РБ.

Украину же «хозяева» саммита 29 сентября встретили доброжелательно. «Для всех участников саммита «Восточного партнерства» понятно, что ключевую роль в этом большом европейском проекте играет Украина», — обнадеживал гостей из Украины польский премьер Дональд Туск. «Мы вместе работаем для этого великого шанса, каковым является приближение Украины к Евросоюзу», — заверял президент Польши Бронислав Коморовский. При этом совсем без обсуждения самого проблемного на сегодня для Киева вопроса в Варшаве не обошлось. «Я выразил господину Януковичу свое мнение и мнение партнеров в Европейском союзе: отношения власти с оппозицией, демократические стандарты, которые, естественно, будут иметь влияние на понимание процесса евроинтеграции», — отметил премьер-министр принимающей страны. Тем не менее в Польше, похоже, все больше склоняются к точке зрения «Страна за власть не отвечает», которую взяла на вооружение и украинская оппозиция. «Позиция Польши заключается в том, что Украина не может быть заложницей этой ситуации. И хотя нам не нравится то, что происходит с Тимошенко, вся Украина не должна за это расплачиваться», — заметил заместитель министра иностранных дел Польши по европейским делам Миколай Довгелевич. Но то, насколько «позиция Польши» соответствует общеевропейскому видению ситуации, предстояло выяснить уже 30 сентября – в сессионный день саммита.

Бои за перспективу

Озабоченность Польши «восточным вопросом» некоторые эксперты объясняют желанием части европейских стран огородить соседей от влияния России. «И если будут преобладать голоса в пользу санкций против Украины, тем самым заблокировав переговоры, весьма вероятным станет выбор Украины вернуться к направлению таможенного союза с Россией, Беларусью и Казахстаном. Особенно потому, что восточные соседи Киева могут многое предложить Украине в виде природных ресурсов, а польские дипломаты не избегают категоричных формулировок в адрес Украины», — допускает немецкий политолог Александр Рар. Сам же Киев, тем временем, использовал Варшаву как площадку для утверждения важной для себя идеи, которая до сих пор находила недостаточное понимание в Европе.

Выступая перед гостями саммита, глава государства говорил о необходимости реформ, украинских успехах и перспективах «Восточного партнерства», инициативы которого «нужно наполнить практическим содержанием». Но ключевой темой не слишком продолжительной речи украинского президента оказался не слишком завуалированный тезис «Украине нужны гарантии перспективы членства в ЕС». Опираясь, сообразно случаю, на «общевосточные» интересы, Виктор Янукович неоднократно возвращался к «перспективному» мотиву. «При этом «Восточное партнерство» должно быть далекоидущим проектом и не создавать никаких ограничений в отношении тех государств, которые заинтересованы в интеграции в Европейский Союз и готовы брать на себя соответствующие обязательства», — убеждал глава государства слушателей. «Уверен, что предоставление Украине и другим государствам-партнерам, достигшим прогресса в сближении с ЕС, четких политических сигналов в отношении европейской перспективы, а также наполнение инициативы конкретными проектами, будет залогом успеха «Восточного партнерства» и станет мощным импульсом для продолжения масштабных внутренних реформ», — обнадеживал он европейцев. » (…) еще раз хочу подчеркнуть  — восточные партнеры ЕС не должны быть лишены наиболее эффективного стимула этих преобразований, каковым является европейская перспектива», — подытоживал свою речь Виктор Федорович.

Повторил свои чаяния глава украинского государства и позже – выступая на брифинге. «Мы настаиваем на том, чтобы в этом соглашении (об Ассоциации, — «Подробности») была отображена перспектива вступления Украины в Европейский союз. Пока что ответа на этот вопрос нет, но время есть, и я надеюсь, что мы найдем также взаимопонимание », — еще раз напомнил Виктор Янукович. Немедленного решения этот вопрос, возможно, и не требует. Для Украины закрепление гарантии в соглашении, подготовить которое собираются к декабрю, пожалуй, более значимо, чем риторика «общеперспективной» декларации, которую хотят подписать по итогам сентябрьского саммита. Еще раз поговорить с европейскими лидерами о будущем Украины президент собирается в октябре. Примечательно, в тот же день, 30 сентября, стало известно, что приговор Юлии Тимошенко будет оглашен 11 октября. Хотя, возможно, более примечателен тот факт, что снова-таки 30 сентября в Партии регионов признали, что «готовы рассмотреть» декриминализацию статьи 365 УК, по которой и судят экс-премьера.

Тему суда над Юлией Тимошенко на второй день варшавского саммита все-таки обсуждали. «Мы выразили нашу обеспокоенность в связи с делом Тимошенко, мы еще раз сказали о том, что отвергаем возможное избирательное использование судебной системы против оппозиции», — сообщил президент Совета ЕС Херман Ван Ромпай. Но, судя по словам Виктора Януковича, в случае с этим «серьезным вопросом» украинская делегация аргументацию не поменяла. «Да, этот вопрос периодически возникает, и на него нужно отвечать. Мы видим, что этот вопрос сегодня волнует представителей некоторых стран Европейского Союза, и мы объясняем, что суд еще не завершен и что суд – независимая инстанция. Сейчас сложно дать какой-либо ответ», — повторил знакомые доводы президент. Между тем, согласно заявлению пресс-службы главы государства, встреча последнего с председателем Еврокомиссии и главой Совета ЕС прошла успешно. «Оценка этой работы (действий Украины, направленных на подписание соглашения, — «Подробности») со стороны Еврокомиссии позитивная. Все отмечают, что есть прогресс », — заявил Виктор Янукович и отбыл в Киев, не дожидаясь подписания итоговой декларации.

Помимо упоминания/неупоминания возможности стран ВП рассчитывать на пусть отдаленное, но все же членство в ЕС, пресловутая декларация должна была стать интересной, в том числе и для Украины, теми пунктами, которые касаются плотности сотрудничества Брюсселя с «партнерами» по пути к либерализации визового режима. Накануне саммита ускоренному достижению безвизового режима уделялось столько внимания, что сложилось впечатление – лозунг о безвизовых перспективах может стать новым «пряником» для стран, огорчающих Европу своей недемократичностью. «Если наши партнеры будут проводить реформы, мы выполним наши обещания, с чем бы они ни были связаны — с мобильностью (то есть, с потенциальным отказом от виз, — «Подробности»), с торговлей или с европейскими устремлениями », — цитирует «Коммерсант-Украина» заявление еврокомиссара по вопросам расширения Штефана Фюле.

По итогам саммита глава Еврокомиссии назвал его «очень успешным». «Сейчас у нас есть четкая дорожная карта на следующие два года», — отметил Жозе Мануэль Баррозу. «Железное» право на членство обещать никто не спешит: упор делается на развитии «Восточного партнерства», перспективы которого еще не исчерпаны, — а вот потом можно будет поговорить и о «более тесных отношениях». Пока же стороны договорились способствовать интеграции, финансово помогать Беларуси, которая должна пойти «пойти путем демократизации и уважения прав человека» (по Беларуси приняли отдельную резолюцию, а критиковать действия ее руководства в общей декларации не стали), сотрудничать экономиками (в рамках саммита состоялась и встреча глав МИД стран-членов ГУАМ). Премьер-министр Польши Дональд Туск выказал уверенность в том, что нынешний год станет-таки «годом завершения переговоров по Соглашению об ассоциации с Украиной и началом переговоров по аналогичному соглашению с Грузией и Молдовой» (в целом же соглашения о зонах свободной торговли решено подписать так скоро, как только того позволит выполнение взятых на себя странами обязательств). Приветствуют страны ЕС и меры, связанные с упрощением визовых режимов. В декларации отмечается, что в случае с Молдовой и Украиной диалог об отказе от виз уже идет, соглашение об упрощении режима и реадмиссии с Грузией вступило в силу, и подобные же соглашения могут быть подписаны с Арменией, Азербайджаном и Беларусью (причем долгосрочность таких перспектив и в самом деле не подчеркивалась).

И все же для Украины многое по-прежнему зависит от исхода дела Тимошенко. «Мы все выразили наше удовлетворение сильным выбором Украины в отношении ее европейского пути. Мы сказали об этом и на двустороннем уровне – президент Ромпай сказал это очень четко президенту Януковичу. В то же время, мы тоже очень четко заявили о нашей обеспокоенности в связи с Тимошенко», — повторил Баррозу. Острее, чем за день до того, высказались и польская сторона. «На саммите Восточного партнерства Европа не оставила никому никаких иллюзий о том, что европейские стандарты, прежде всего, уважение прав человека, и в этом нет никаких сомнений, что эти ценности особенно ценны, когда мы говорим о перспективе членства», — заявил Дональд Туск, вероятно, не зря вспоминая ключевой мотив выступления Виктора Януковича. Как бы Киеву ни хотелось избежать прямой привязки европерспектив к нашумевшему процессу, похоже, удается это слабо. В Европе ждут того, «как ситуация будет развиваться». А ждать осталось не так уж и долго.

Автор: Ксения Сокульская

Источник: Подробности

  • 44
  • 02.10.2011 13:11

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода