Российский тандем показал пример Януковичу

Читати цю новину російською мовою
Российский тандем показал пример Януковичу
Попытки тотального давления и фальсификаций, которые наблюдались в России, могут привести к весьма печальным последствиям, которым украинская власть, в отличие от куда более сильной российской, просто не сможет противостоять.

Если считать парламентские выборы в России репетицией скорых президентских выборов, на которых, по идее, будет освящено третье пришествие Владимира Путина, то эта репетиция для российской власти, скорее, не удалась. Достаточно оценить фон, которым сопровождались в различных социальных сетях как сама предвыборная гонка, так и последовавшие позже события.

По большому счету, Кремль мог не волноваться за дееспособность Госдумы, сколько бы голосов не набрала «Единая Россия» – реальные оппозиционные силы были обречены еще на этапе подачи документов в ЦИК. Но власть решила особо не соблюдать правила приличия и перестраховаться топорными методами. В результате весь мир увидел карусели, вбрасывание бюллетеней, атаки на сайты оппозиционных СМИ, неприкрытое использование админресурса «медвежьей» партией – в общем, весь джентльменский набор. При всем этом «Единая Россия», пафосный съезд которой в преддверии выборов прошел в лучших традициях съездов КПСС, серьезно просела по сравнению с предыдущими выборами, но все равно с запасом набрала необходимое большинство в Думе. Правда, особых восторгов в среде победителей это не вызвало, несмотря на то, что федеральные каналы отчитались об успехах главной партии страны, причем даже перестарались, повеселив весь мир. Явно от фонаря нарисованные на телеэкране проценты разным партиям, в сумме дававшие куда больше привычных 100 %, стали наглядной иллюстрацией того, как в России считают голоса. А интернет-хитом стал демотиватор «Спасибо деду за победу» с Дмитрием Медведевым, пожимающим руку бородатому главе российского ЦИК Чурову.

Но главным сюрпризом для власти стал не столько относительно низкий результат, показанный на выборах, сколько беспрецедентно крупные для России (и даже для нынешней Украины!) акции протеста против фальсификаций, которые, конечно же, были разогнаны, а смутьяны отправлены на 15 суток в соответствующие места. Но такие акции повторяются, а о происходящем считают своим долгом высказаться многие знаковые фигуры от Михаила Горбачева до Лилии Ахеджаковой. Не говоря уже о записных оппозиционерах, для которых сейчас – идеальный повод выйти из забвения.

«Они уже поняли, что не могут уйти безнаказанно»

На этом фоне символической выглядит подача Путиным документов в ЦИК для регистрации кандидатом в президенты. По последним данным «Левада-центр», если бы выборы проходили в ближайшее воскресенье, действующий премьер набрал бы чуть более трети голосов избирателей. Если украинский президент может только мечтать о таком рейтинге, то для лидера российской нации это неутешительные цифры. А учитывая, что Медведев передал президентский престол Путину якобы из-за большей популярности последнего, картинка для российской власти становится совсем грустной. Ореол незаменимости тандема померк еще тогда, когда ВВП освистали на «Олимпийском», а парламентские выборы только выпятили тенденцию падения доверия к власти. Причем российский президент сказал, что не заметил применения админресурса (как будто 99 с гаком процентов поддержки «Единой России» в Чечне, а также схожие проценты партии власти в психбольницах можно объяснить чем-то еще), а на роликах, снятых свидетелями фальсификаций, «ничего не видно». Премьер же назвал потерю избирателей «неизбежной» и попытался объяснить существование термина «партия жуликов и воров», который оппозиция дала «ЕдРу», тем, что на партии власти всегда пытались навесить подобные ярлыки.

Конечно, говорить о том, что в российском обществе созрела революционная ситуация очень преждевременно. Но то, что благодаря современным каналам коммуникаций, неподвластным Кремлю, созрела критическая масса тех, кто не хочет кушать лапшу, которую преподносит официальная картинка, очевидно. Понятно, что большинство поклонников блогера Навального и любители приложить «Единую Россию» в «фейсбуке» ограничиваются словесным выпуском пара. Писатель Борис Акунин, конечно, посоветовал Путину уйти по-хорошему, чтобы не повторить судьбу Каддафи, но сложно представить в нынешней РФ повторения арабских и африканских революций.

«Пока еще ничего не произошло сверх того, что происходит обычно, – размышляет российский драматург Дмитрий Быков. – Сейчас, например, в Москве плюсовая температура, но это не отменяет зимы – примерно такая же ситуация в русской политике. Но положительно то, что массовое сознание проснулось от спячки, и моральная правота, безусловно, уже не на стороне Кремля».

Публицист и автор легендарной программы «Куклы» Виктор Шендерович отмечает, что особенность прошедших выборов в том, что «количество переросло в качество»:

«Собственно, свист в «Олимпийском» был первым внятным сигналом того, что никакого национального лидера Путина нет в природе. Это давно было понятно людям, следящим за политикой, а сейчас это становится понятно и всем на улице. Это гораздо более важный момент, чем соотношение процентов на этих сфальсифицированных выборах. Они себе могут рисовать сколько угодно, но, например, по моим данным Северный морской флот дал «Единой России» 5 % – это и есть показатель реального положения дел. Просто, как вы догадываетесь, всевозможные карусели просто технически невозможно было запустить на атомной подводной лодке. Вот 5–10 % – это максимум поддержки и, думаю, в Кремле это понимают. И главное – это понимание из оппозиционного и маргинального превратилось в общее».

Заглядывать в ближайшее будущее – весенние президентские выборы – Шендерович не берется:

«До марта еще много событий нас ждет – не уверен, что только позитивных, потому что власть будет обороняться до последнего – они уже поняли, что не могут уйти безнаказанно, и терять им нечего. Сейчас же главное – вытащить из тюрем политических заключенных».

Один из тех, кто однозначно стал бы таким заключенным, останься он на родине, опальный олигарх Борис Березовский комментирует российские события из своего авто, рассекающего британский туман. И в который раз пророчит крах путинскому режиму, мотивируя свой прогноз глобальными мировыми изменениями.

«Сейчас во всем мире сжимается время – все общественные процессы происходят быстрее, чем еще совсем недавно, – говорит Березовский. – Это следствие мгновенного распространения информации и увеличившейся прозрачности общества. Нет ничего тайного, что не стало бы явным – это то, чего не учел этот режим. Не исключено, что они без потрясений прожили бы сами и дети их прожили бы, но только в другое время. И, несмотря на сжатие времени, ничего не изменилось в логике самих процессов, все поддается одним и тем же закономерностям».

Березовский считает, что снова президентом Путин может стать только насильственным методом, поскольку прозрение в российском обществе уже наступило:

«Этот режим был обречен с самого начала, и я говорил Путину и людям, которые его окружают, что супротив природы не попрешь, и такая власть обязательно рухнет. Ключевым же моментом стало заявление о походе Путина на третий срок – хотя многие были уверены, что он так поступит, все равно это был шок. Людям стало понятно, что эти годы их дурили. Более того, я не вижу особенных вариантов, как он пойдет в президенты, – снова президентом он может стать только через кровь».

Уроки для Януковича

То, что российская власть опасается повторения украинских событий 2004-го, хорошо заметно по многочисленным высказываниям Путина, суть которых можно свести к одному посылу – не надо нам такой разрухи, как в Украине. Паранойя, что западные спецслужбы могут организовать революцию в России, среди российских державников весьма сильна. Например, главный редактор газеты «Завтра» Александр Проханов уверен, что нынешние протесты – это как раз отработка «оранжевой» технологии:

«Россия чем дальше, тем больше верит, что произошла фальсификация на выборах и процент фальсификации – 15 %. Может, этого и нет, но народ в это верит, поскольку привык, что его обманывают. На этой волне поднимается толпа, в основном, либеральная, и отрабатывается «оранжевая» технология. Вслед за этими выступлениями, которые будут нарастать, будет их довольно жесткое подавление и, не дай Бог, если кто-то на улице погибнет. В этом случае Запад будет демонизировать Путина – уже Хиллари Клинтон сказала, что обеспокоена нечестными выборами, Маккейн прислал Путину телеграмму, что того ждет судьба Каддафи. То есть Путин оказывается между молотом и наковальней – давлением Запада и давлением толпы».

В нынешней ситуации Проханов видит для Путина один вариант – пойти на конфронтацию с Америкой и, по сути, начать с ней «холодную войну»:

«Причем опираться в ней не на либералов, не на коррумпированное чиновничество, а на державников. Если он не пойдет на это, а склонит голову перед Америкой, его ждет Гаагский трибунал».

Готова ли Россия к такой откровенной изоляции – другой вопрос. Равно как и то, какой крен сделает Москва после возвращения Путина в «законное кресло». Нам же, конечно, интересно, какой вывод из российских выборов вынесет украинская власть, которая наверняка внимательно следила за тем, как делаются избирательные дела у «старшего брата». До парламентских выборов в Украине чуть меньше года, но если реформы будут идти такими темпами, к осени 2012-го для рассмотрения реального рейтинга правящей партии понадобится серьезное увеличительное оборудование. Но попытки такого тотального давления и фальсификаций, которые наблюдались в России, могут привести к весьма печальным последствиям, которым украинская власть, в отличие от куда более сильной российской, просто не сможет противостоять.

«Наши ситуации сильно различаются – в России нет кризиса режима, – считает политолог Владимир Фесенко. – Там есть рост протестных настроений, но это – усталость от режима, а далеко не кризис, в отличие от Украины. Но при всей разнице наших выборов я бы обратил внимание регионалов на одну принципиальную вещь – попытка сконструировать нужные результаты выборов закончится серьезным политическим кризисом. Если в России нынешняя власть достаточно сильна, чтобы решать этот кризис силовыми методами, то у нас ситуация может развиваться совсем по другому сценарию – достаточно вспомнить 2004-й год».

Конечно, 2004-й год хорошо помнят и украинская, и российская власть, но хотелось бы, чтобы вывод из тех событий Виктор Янукович сделал противоположный тому, к которому пришли его российские коллеги.

P.S. В СМИ прошла информация, что российские власти решили бороться с митингами протестов по украинской технологии – закрытием на ремонт Площади Революции, где в ближайшую субботу должен пройти массовый митинг. Правда, идиотизм этой идеи, в московской мэрии, похоже, осознали – вице-мэр Александр Горбунко заявил, что до выходных ремонт будет окончен. В любом случае, власть сейчас оказалась перед выбором – по старинке «не пущать» и разгонять либо пойти на умеренные послабления, чтобы вышел пар. Какая тактика будет выбрана, увидим уже в ближайшее время.

Автор: Павел Вуец

Источник: Главком

  • 78
  • 08.12.2011 21:14

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода