Каковы истинные причины конфликта в УПЦ МП

Читати цю новину російською мовою
Каковы истинные причины конфликта в УПЦ МП
Противостояние внутри УПЦ Московского патриархата возникло не между партиями «автокефалистов» и «москофилов». И та, и другая группировки стали заложниками в борьбе определенных политико-финансовых кругов Украины.

Во вторник, 21 февраля, вопреки решению предстоятеля УПЦ митрополита Владимира об отмене заседания Священного Синода, назначенного без его благословения Одесским митрополитом Агафангелом, члены Синода таки собрались в Киеве для проведения консультаций, пишут «Комментарии».

Эксперты прогнозировали, что именно на этом заседании мог быть назначен временно исполняющий обязанности тяжело больного Митрополита Владимира. Наиболее вероятным кандидатом на пост называли митрополита Одесского и Измаильского Агафангела. И хоть заседание Синода вопреки воле главы УПЦ МП состоялось, отстранять Митрополита Владимира священнослужители не решились.

Хотя некоторые кадровые перестановки все же было решено провести. Самая показательная из них — увольнение личного секретаря Предстоятеля УПЦ Александра (Драбинко). Члены Синода объяснили свой поступок тем, что тот вносит смуту в жизнь УПЦ МП.

Впрочем, многие последние события вокруг главенства митрополита Владимира в УПЦ МП попахивают смутой. Но речь идет не о войне внутри самой церкви.

Война компроматов

После прихода к власти Виктора Януковича многие его сторонники и симпатики рассчитывали на положенный «кусок пирога», который они заслужили (по их мнению), куя победу новому гаранту. Однако должностей на всех не хватило, парламентские выборы были отсрочены, преференций для бизнеса не оказалось. За три последних года в Украине сформировалась целая прослойка недовольных политикой их бывшего кумира. Поэтому с приближением выборов в Верховную Раду, которые должны состояться в октябре нынешнего года, те, кто тащили локомотив Януковича, но ныне оказались в глубоком депо, рассчитывают на осенний реванш. Именно с этим связана и возня в Украинской православной церкви.

Известно, что еще в декабре нескольким маститым журналистам поступило предложение создать ряд информационных ресурсов «под выборы». При наполнении контента заказчики не ставили ограничений: по крайней мере, такие свободные «пилотные» проекты должны были работать до октября. Объектами критики могли быть любые деятели как «по вертикали», так и «по горизонтали». Единственное условие: чтобы «не торчали уши» самого заказчика.

Совпадение или случайность, но в январе разразилась настоящая война компроматов, где главными героями оказались иерархи Украинской православной церкви. Постороннему наблюдателю может показаться, что конфликт в УПЦ сугубо церковный: одна часть епископата выступает за сохранение автономии в управлении, другая – за его упразднение и жесткое подчинение патриаршему подворью в Москве. На самом деле, и та, и другая группировки стали заложниками в политической борьбе определенных политико-финансовых кругов Украины. Причем эта информационная война настолько тонкая, что «уши заказчиков» действительно не торчат.

Мажоритарная церковь

Большинство комментаторов (церковных и околоцерковных), рассматривая конфликт в УПЦ, пытаются перевести стрелки в сферу межгосударственных отношений между Украиной и Россией. Мол, у Киева осталось два несданных плацдарма: газовая труба, по которой транспортируется российский газ в Европу, и церковная «труба», по которой Украину можно до отказа накачать идеологией «Русского мира». Если стратегическое значение ГТС неоспоримо, то церковно-транспортная система и так работает на Москву. Потому что и группа одесского епископа Агафангела, и «партизаны» митрополита Владимира получают указания из одного московского центра. Поэтому главе РПЦ патриарху Кириллу абсолютно без разницы, какая из враждующих сторон победит в этой борьбе.

Кто же тогда заказал эту музыку? Ответ напрашивается один: те, кто пытается сохранить свое влияние на церковь. Среди наиболее одиозных политиков, которые ассоциируются с мощным лобби в УПЦ, называются донецко-московский миллиардер Виктор Нусенкис и депутат от Партии регионов Андрей Деркач. Однако об их финансовой поддержке Киевской митрополии известно давно, что никогда и не скрывалось. Правда, недавно один из сайтов прямо назвал Деркача человеком, который поддерживает «автокефалистов». А представитель «москофилов», главный редактор сайта «Украина православная» Василий Анисимов в свое время заявил, что с Нусенкисом они «сходно смотрят на церковную ситуацию».

Тем не менее, и Андрей Деркач (сторонник сближения с Россией), и Виктор Нусенкис (противник удаления от Москвы) стоят на одной идеологической платформе: УПЦ должна интегрироваться с РПЦ.

По всей видимости, конфликт в епископате явление ситуативное, и связан он с решением единственной задачи. Главное — сохранить положительный баланс ныне действующей власти перед предстоящими парламентскими выборами. Не секрет, что рейтинг Партии регионов и Виктора Януковича упали до критического минимума. Поэтому хоть как-то повысить этот рейтинг помогла бы Церковь, которая бьет показатели по статистике гражданского доверия. Однако «автокефалисты» в этой игре делают ставку на Партию регионов, а «москвофилы» – на Президента.

Поэтому борьба внутри УПЦ идет не столько за свою независимость, сколько за долю активного участия в политической жизни. «Автокефалисты» потому-то и выглядят более «демократичными», ибо пытаются выторговать право независимо («автокефально») на местах (в областях, округах) решать вопрос о поддержке того или иного кандидата. «Москофилы» требуют строгой подотчетности единоначалию, чтобы ни один «язычник» не проскочил в Верховную Раду.

Похоже, Администрация Президента пока не решила, какой вариант наиболее приемлем. Как только решит, конфликт в УПЦ сразу прекратиться.

Источник: Власти.нет

  • 178
  • 22.02.2012 11:13

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода