Борщаговский ХФЗ: Банкротство со многими неизвестными

Читати цю новину російською мовою
Борщаговский ХФЗ: Банкротство со многими неизвестными
В Украине, чтобы называться успешным бизнесменом и вести прибыльный бизнес, совсем не нужно дружить с законом.

Борщаговский химико-фармацевтический завод – ярчайший пример бизнеса по-украински. Предприятие неоднократно имело проблемы с законом, не раз прошло через банкротство, в пух и прах рассорилось с зарубежными инвесторами. Тем не менее, оно продолжает работать и, более того, считается гигантом в своей отрасли.

Как удается компании процветать в условиях, когда в кабинете гендиректора сидит человек, побывавший в розыске Интерпола? Все просто: этот самый гендиректор – Людмила Васильевна Безпалько – сумела «потерять» некоторые документы, касающиеся завода. И теперь его история выглядит, как уравнение со многими неизвестными. Впрочем, даже по имеющимся данным, к некоторым неутешительным выводам прийти все же удается.

Документальная история

Как самостоятельное юридическое лицо Борщаговский Химфармзавод оформился 22 июня 1994 года. Именно в этот день было зарегистрировано Совместное украино-американское предприятие «Борщаговский химико-фармацевтический завод». Компания действовала, как закрытое акционерное общество. Ее учредителями выступили 325 работников самого завода и американские инвесторы в лице компании «R&J Trading International, Inc». Обе стороны владели ровно половиной акций СП АТЗТ «БХФЗ».

Спустя год с небольшим в Украине появляется компания с очень похожим названием: Научно-производственный центр ООО «Борщаговский химико-фармацевтический завод» (НПЦ ООО «БХФЗ»). Дата ее регистрации – 14 сентября 1995 года. Что самое интересное, учредила и руководит обоими предприятиями-клонами один и тот же человек – уже известная нам Людмила Безпалько.

Зачем она «клонировала» БХФЗ, становится понятно прямо в день учреждения компании. Вновь созданный научно-производственный центр покупает у физических лиц 66 акций совместного предприятия. Тогда же СП АТЗТ «БХФЗ» решением своего правления увеличивает уставной фонд предприятия на 3 684 акции, заявку на которые незамедлительно подает НПЦ ООО «БХФЗ».

Купля-продажа ценных бумаг совместного предприятия происходит уже на следующий день – 15 сентября 1995 года. До конца осени НПЦ увеличивает свою долю в СП еще на 5 392 акции. Все ценные бумаги были куплены у физических лиц. По сути, НПЦ ООО «БХФЗ» получает право распоряжаться совместным предприятием по своему усмотрению. Этим правом компания-клон воспользовалась спустя год после завершения скупки акций.

26 декабря 1996 года НПЦ ООО «БХФЗ» подает заявление о банкротство СП АТЗТ «БХФЗ». В 1997 году совместное предприятия признают банкротом и ликвидируют, а все его активы переводят на баланс научно-производственного центра. Уже в мае 1997 года НПЦ меняет свой статус с открытого на закрытое акционерное общество. Таким образом, Людмила Безпалько перекрывает все пути для утечки предприятия из рук его фактических владельцев.

Но 24 мая 2001 года Борщаговский химфармзавод неожиданно становится собственностью территориальной общины города Киева. Столичный горсовет принимает решение о приобретении 30% уставного фонда предприятия по номинальной стоимости. В марте 2003 года появляется сертификат простых именных акций, в соответствии с которым территориальная община Киева является собственником 3 100 акций ЗАО НПЦ «БХФЗ» (29,92% уставного фонда). Номинальная стоимость каждой акции составляет 1 839 грн. Правда, договором купли-продажи свое право собственности киевская община подтвердить не может – документ числится как не предоставленный. Что же сподвигло владельцев завода передать его городской общине? Ответ на эти вопросы можно поискать в криминальной истории предприятия.

Дела судебные

За все время самостоятельного существования Борщаговского химфармзавода он неоднократно становился фигурантом различных судебных разбирательств, а его руководители – уголовных дел. Первый раз в судебных стенах название БХФЗ прозвучало в феврале 1996 года. Тогда американские инвесторы предприятия обратились в арбитражный суд с иском о признании недействительным дополнений в устав химфармзавода, позволивших увеличить его уставной фонд. Кроме того, они добивались отмены договора о купле-продаже акций совместного предприятия научно-производственному центу с аналогичным названием. «R&J Trading International, Inc» добивалась также возвращения всего имущества, переданного по сделке между предприятиями. Дело получило номер 57/7. Высший арбитражный суд Украины 4 марта 1996 года все просьбы американской стороны удовлетворил. Происходило ли с этим делом что-то в дальнейшем – неизвестно.

А вот, что был повторный иск, можно утверждать наверняка. Американская сторона добивалась тех же целей еще раз в 1999 году. Решение по повторному иску было вынесено 5 июля 1999 года. Что именно тогда присудил Высший арбитражный суд Украины установить практически невозможно, ведь документ с решением по делу 57/7-3/4 отсутствует.

Зато имеется кассационная жалоба на него так что, похоже, в 1999 году украинская фемида была не на стороне «R&J Trading International, Inc». Впрочем, и в 2001 году инвесторы потерпели неудачу в украинском суде. Высший хозяйственный суд Украины 27 ноября 2001 года отказал в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока для подачи кассационной жалобы, а саму жалобу вернули заявителю.

Как сообщалось

Некоторые темные пятна судьбы предприятия можно восстановить из сообщений средств массовой информации, которые, конечно же, следили за любопытными событиями вокруг БХФЗ. Так, например, из СМИ стало известно, что в 1996-1997 годах Ленинградский райсуд Киева рассматривал дело по иску прокурора Ленинградского района столицы, который добивался признания недействительным учредительных документов и госрегистрации совместного предприятия.

Кроме того, журналистам удалось установить, что на Людмилу Безпалько и ее соратников было заведено два уголовных дела. В период с 1997 года по 2001 год ряд должностных лиц ЗАО НПЦ «БХФЗ» являлись фигурантами дел по факту нарушения порядка выпуска ценных бумаг и за вымогательство взятки. Скандал был настолько громкий, что Людмилу Безпалько разыскивал Интерпол, а сама она вынуждена была скрываться. Позднее эти уголовные дела были закрыты. Официальные причины этого неизвестны.

Еще один виток скандала освещался в СМИ в 2007 году. Тогда бывший сотрудник НПЦ оспаривал в Соломенском райсуде нарушение своего преимущественного права на приобретение акций компании. По итогам рассмотрения этого дела государственная исполнительная служба наложила арест на 100% акций ЗАО НПЦ «БХФЗ» и заблокировала его деятельность. Тогда допускалось, что иск от имени физического лица инициировала третья сторона, интерес которой к деятельности научно-производственного центра был гораздо выше. Кто именно стоял за иском, на сегодня установить не удалось.

Кстати, об интересе – скандал вокруг Борщаговского химфармзавода вышел далеко за пределы страны, поскольку в этом деле были серьезно ущемлены интересы американских инвесторов. Посольство США по сей день напоминает о том, что готово отстаивать интересы компании «R&J Trading International, Inc» до победного конца. Таким образом, риск того, что этот вопрос будет снова поднят, очень велик. Так что, вполне стоит ожидать продолжения истории, в которой на сегодня столько фактов остаются неизвестными.

Источник: Власти.нет

  • 876
  • 18.12.2012 13:02

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода