Что скрывается за фантастическими привилегиями компании Shell

Читати цю новину російською мовою
Что скрывается за фантастическими привилегиями компании Shell
Щедрые налоговые привилегии для компании Shell, которая будет искать сланцевый газ в Украине, вызывают немало вопросов. Преференции для одной фирмы, отмечают критики, вовсе не означает улучшения бизнес-климата.

В недавно подписанном контракте на разработку Юзовского месторождения сланцевого газа компания Shell, судя по всему, получила беспрецедентные налоговые льготы и сказочные преференции для ведения бизнеса. По крайней мере, такой вывод можно сделать, ознакомившись с проектом соглашения, который обнародовал на своем персональном сайте депутат Харьковского облсовета Иван Варченко (Батькивщина). Инвестору разрешено не платить налог за землю, рентную плату за добытый газ, таможенный, экологический налог, сбор за специальное использование воды, сбор на обязательное государственное пенсионное страхование и т.д.

В проекте соглашения также предусмотрено, что Украина будет платить компании Shell пеню в размере 120% учетной ставки НБУ за каждый день несвоевременного возврата НДС. Проверку деятельности Shell будет осуществлять лишь один госорган и не чаще одного раза в три года, записано в проекте соглашения. Также там предусмотрено, что продолжительность проверки не должна превышать 10 дней. При этом на инвестора не распространяется действие каких-либо нормативных документов правительства Украины, органов местного самоуправления, если они ограничивают права инвестора.

Льготы – это еще не улучшение инвестиционного климата

Руководитель проекта «Инвестиционный климат» Международной финансовой корпорации (IFC) Всемирного банка Сергей Осаволюк отмечает, что такая избирательность в предоставлении привилегий негативно влияет на инвестиционный климат в стране. «Мы против таких преференции. Если они предоставляются, то это означает, что отсутствуют благоприятные условия для всех», – отметил Осаволюк в интервью Deutsche Welle. По его словам, льготы убивают конкуренцию на рынке.

Если преференции существуют, то очевидно, что система сотрудничества с инвесторами непрозрачная, говорит представитель IFC. И вместо того, чтобы избегать этого, украинская власть инициирует принятие законов об индустриальных парках и приоритетных сферах инвестирования. «Нет необходимости предоставлять право отдельным чиновникам определять, какие сферы являются приоритетными, а стоит упрощать условия ведения бизнеса для всех», – уверен Осаволюк. Ссылаясь на исследования Всемирного банка, эксперт отметил, что налоговые льготы вовсе не приводят к увеличению инвестиций в стране.

Независимый эксперт по энергетическим вопросам Александр Нарбут не исключает, что на таких особых привилегиях настаивала именно компания Shell. По его мнению, таким образом инвестор стремится обезопасить проект от рейдерских захватов и произвола контролирующих органов. Украинская власть, считает Нарбут, была вынуждена пойти на сказочные преференции для компании Sell, поскольку иначе невозможно привлечь крупного инвестора в добывающую отрасль. «Из-за неэффективного государственного управления Украина сейчас бедна на собственные инвестиционные ресурсы», – констатирует Нарбут.

Загадочная компания

Впрочем существует и другая версия того, почему украинская власть согласилась на значительные преференции для компании Shell. Если она таки найдет сланцевый газ в необходимых объемах на Юзовской участке на территории Харьковской и Донецкой области, то, согласно проекту договора, обнародованного Варченко, доля украинского государства при разделе продукции составит от 30% до 60%. С украинской стороны в проекте будет участвовать недавно созданная компания «Надра Юзовская», 90% которой принадлежит НАК «Надра Украины», и партнер государственной компании – «СПК-Геосервис».

Впрочем, что это за загадочная компания «СПК-Геосервис», почему она попала в соглашение с Shell и кто ее владелец, не смог объяснить даже министр энергетики и угольной промышленности Украины Эдуард Ставицкий. Чиновник подчеркивает, что это не его дело выяснять, кто владелец этой компании. «Это компания, где работают специалисты по геологии и уже более пяти лет работают с ведущими компаниями. Вся информация на официальных сайтах министерств и ведомств», – цитирует Ставицкого интернет-портал ЛигаБизнесИнформ.

А где же прозрачность?

Подобные схемы с привлечением малоизвестных фирм – самый легкий способ спрятать интерес власти в серьезной и вероятно перспективной сделке с Shell, уверен председатель правления Центра противодействия коррупции Виталий Шабунин. «Преференции для Shell – это плата за участие компании «СПК-Геосервис » в этом проекте. Там заложены финансовые интересы власти. Схема очень простая и коррупционная», – отмечает Шабунин.

Министр Ставицкий, однако, утверждает, что соглашение с Shell проходило антикоррупционную проверку. «В соглашении отдельным пунктом указана антикоррупционная составляющая и подписано оно в соответствии со всеми международными правилами», – отметил министр энергетики и угольной промышленности. Впрочем Виталий Шабунин не верит словам министра. «Если вы такие белые и пушистые, назовите, кто проводил ту антикоррупционную проверку и четко укажите владельцев «СПК-Геосервис «, – просит председатель правления Центра противодействия коррупции.

Источник: Власти.нет

  • 1013
  • 31.01.2013 17:18

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода