Дело Мельника: «Семья» поедает своих

Читати цю новину російською мовою
Дело Мельника: «Семья» поедает своих
Задержание ректора налоговой академии Петра Мельника за взятку от абитуриента прогремело, как гром среди ясного неба. Некоторые обстоятельства этого дела и личность самого "взяточника" дали веские основания предполагать, что Семья начала зачистку среди своих.

О мотивах и интересах различных сторон в деле Мельника пишет издание , пишет Тиждень.ua.

«… Уклонился от получения подозрения о совершении уголовного преступления … Без уважительной причины не явился на судебное заседание», – зачитывала решение об избрании регионалу Петру Мельнику меры пресечения судья Печерского райсуда.

«Все, будет сидеть», – тихо перекликнулись между собой присутствующие журналисты. Громкие судебные процессы последних лет имели именно такую ​​логику: если в своем вердикте судья начинает повторять аргументы стороны обвинения, то подсудимый обязательно отправляется за решетку или получает отказ в освобождении, если уже находится в тюрьме. Но молодая судья по имени Мария-Маргарита Пылаева удивила всех. Ходатайство обвинения не удовлетворили – вместо следственного изолятора следующие два месяца ректор ирпенской налоговой академии Мельник проведет под домашним арестом.

Его защитники победно, но едва заметно, сжали кулаки, сам же подозреваемый внешне никак не отреагировал. Все судьбоносное для себя судебное заседание Мельник провел в «полуовощном» состоянии: почти не двигался и не открывал глаза, говорил тяжело, тихо и неразборчиво, как девяностолетний старец. То ли его проблемы с сердцем действительно настолько серьезны, то ли Мельник просто играл на публику. Большинство присутствующих в суде сошлось на последнем.

За последние несколько дней уголовное дело об обвинении Петра Мельника во взяточничестве обросло многими версиями, слухами, гипотезами и комментариями. Однако совершенно достоверных ответов на главные вопросы: кто стоит за этим делом и с какой целью решили убрать Мельника, – пока нет. В том, что Мельника именно «заказали», сомнений нет. Несмотря на то, что за ним годами тянется шлейф обвинений в коррупции (и значительно более масштабных, чем получение взятки от абитуриента), совершенно очевидно, что «своих» коррупционеров регионалы не сдают. А Мельник был полностью «свой» – до недавнего времени.

По наиболее распространенной и аргументированной версии за делом стоит глава Министерства сборов и доходов, главный представитель «младосемейной команды реформаторов» Александр Клименко. Возглавляемая Мельником Налоговая академия является ведомственным учебным заведением Минсдоха. Поэтому Клименко вполне мог считать «своим» этот довольно привлекательный учитывая имеющееся активы и перспективы заработка объект. Клименко вроде предложил ректору добровольно уступить власть над университетом, который для Мельника стал частью жизни.

Впрочем, не академией единой. Мельник основал в Ирпене и окрестностях собственное княжество, порасставив своих родственников и друзей на должности в органах местной власти и силовых структурах и взяв под контроль местный бизнес. Подобных княжеств районного или межрайонного масштаба немало на юге и востоке Украины, Мельник же умудрился утвердить полуфеодальные порядки под самым Киевом. Безусловно, это не могло не привлечь внимание «семейных реформаторов», аппетиты которых заметно растут.

В отличие от большинства олигархов местного разлива, Мельник решил не договариваться «по-хорошему» и защищать свои владения, полагаясь на хорошие связи в партии власти, но прогадал. Ни один нардеп-регионал не пожаловал в суд поддержать Мельника, хотя он депутат парламента трех созывов, безусловно, успел завязать персональные дружеские отношения со многими влиятельными сине-белыми. А депутатской неприкосновенности у самого ректора после уверенного поражения на мажоритарном округе в Ирпене уже не было.

Не мог рассчитывать Мельник и на своего главного патрона во власти, премьера Николая Азарова, который находится в отпуске до 5 августа (по одной из версий, Мельник затягивал судебный процесс именно для того, чтобы дождаться возвращения Азарова). Ректор давно поддерживает хорошие отношения с Азаровым, основанные в том числе на любопытстве обоих к налоговой тематике. Азаров и Мельник даже в соавторстве писали (хотя и явно формально) научно-практический комментарий к Налоговому кодексу.

Но и между ними свое время пробегала черная кошка. На выборах мэра Ирпеня 2010 Мельник поддержал кандидата Владимира Карплюка, а Азаров – Владимира Скаржинского. Карплюк тогда вроде набрал большинство голосов, но значительно мощнее, чем у ректора, премьерский админресурс обеспечил победу Скаржинскому. Впрочем, нет оснований считать, что Азаров и Мельник после этой истории стали врагами. Как рассказали изданию знакомые с политической ситуацией в Ирпене источники, премьер и ректор вскоре снова нашли понимание, в частности на почве общей дружбы против других властных группировок.

По версии лидера фракции «Батькивщина» Арсения Яценюка, атака на Мельника и имела целью пошатнуть позиции премьера и освободить его кресло для другого человека. Хотя одной этой истории для отставки Азарова явно недостаточно, она вполне попадает в русло текущей внутриправительственной боротбы. В последнее время большую медиа-активность снова развил первый вице-премьер Сергей Арбузов, который уже почти год находится в неформальном статусе наследника «трона» Азарова. А вероятным инициатором дела против Мельника является его ближайший соратник – Клименко, поэтому логика в таком объяснении есть. Позиции же самого Азарова очень слаба, своих людей на высших должностях он потерял, держится только за счет личной лояльности к президенту, поэтому защитить Мельника от «младореформаторов» вряд ли в силах.

Попутно власть может получить и чисто имиджевые бонусы от дела. Так, перед Западом история с Мельником будет представлена ​​как образец отсутствия в Украине выборочного правосудия, когда на скамью подсудимых попадают не только оппозиционеры, но и вполне «свои» (привязать Мельника к оппозиции нельзя ни при каком желании). Безусловно, даже посадка десяти мельников не заставит Брюссель и Вашингтон забыть о деле Юлии Тимошенко, зато для внутреннего потребления регионалы будут тиражировать сообщение о торжестве правосудия в Украине (кстати, спикеры ПР уже начали развивать эту тему). Кроме того, регионалы элементарно смогут избавиться очень проблемного соратника, учитывая и репутацию и постоянные скандалы, в которые попадал Мельник.

Но это не значит, что ему обязательно «светят» тюремные нары, что и проиллюстрировало последнее судебное заседание: или приказа «мочить по полной» не последовало, или Мельник смог все-таки выехать на старых связях. Теперь его защита, очевидно, будет максимально эксплуатировать тему слабого здоровья ректора, хотя природа болезни и внезапность, с которой она постигла Мельника, вызывают большие сомнения.

Так, в перерыве заседания Мельник шокировал журналистов, внезапно опустив штаны и продемонстрировав закрепленную на бедре марлевую повязку. На вопрос, почему повязка у Мельника на ноге, а операцию ему вроде делали на сердце, ни сам подсудимый, ни его адвокаты не смогли сказать ничего путного.

Ректор должен как можно быстрее понять, что эту схватку он проиграл. Первый шаг уже сделан – Мельник написал заявление об увольнении с должности в налоговой академии. Так или иначе, электронный браслет на ноге – это лучше, чем наручники на руках, а жить под арестом в квартире в самом центре столицы, на Институтской, куда комфортнее, чем в застенках Лукьяновского СИЗО.

Уже на нынешнем этапе история с Мельником очень показательна и симптоматична – теперь принадлежность к ПР, достаточно большой партийный стаж и хорошие связи не дают гарантий даже личной неприкосновенности, тем более, если «объект атаки» не имеет депутатского значка (был бы Мельник депутатом, ситуация развивалась бы иначе). Возможно, организаторы этого дела и имели целью попутно показать, кто в доме папа. Но подобное запугивание в итоге может иметь совершенно противоположный эффект.

Источник: Власти.нет

  • 1988
  • 06.08.2013 09:32

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода