Папа Франциск дал беспрецедентное интервью

Читати цю новину російською мовою
Папа Франциск дал беспрецедентное интервью
Папа Франциск трижды встретился с главным редактором итальянского иезуитского журнала «Чивильта Каттолика». Интервью, ставшее плодом этих бесед, было вчера одновременно опубликовано 16-ю иезутскими журналами.

Порвав с обычаем Римских Пап не давать интервью, Папа Франциск трижды встретился в августе с главным редактором итальянского иезуитского журнала «Чивильта Каттолика» священником Антонио Спадаро. Интервью, ставшее плодом этих бесед, было вчера одновременно опубликовано 16-ю иезутскими журналами Европы и Америки.

По первым отзывам, беседа с о. Спадарой скорее походит на доверительный разговор единомышленников, чем на официальное интервью. Стиль беседы очень прост, ясен, она лишена каких-либо красивых фигур речи.

В одном месте, например, Франциск признается: «Могу о себе сказать, что я, пожалуй, немного хитрец, умею маневрировать, но при этом во мне есть простодушие». При этом, отмечают ватиканисты, внешняя простота соседствует с подлинной глубиной мысли.

Папа рассказывает о своем пути в рядах Общества Иисуса, с восхищением говоря об этой монашеской конгрегации. Он рассказывает о своем стиле руководства, в котором особую роль играет умение слышать других. Говоря о Церкви, он ставит особый акцент на том, что она должна быть открытой для всех – начиная с «социально раненых». Понтифик рассказывает и о своих художественных вкусах и, конечно, о взаимоотношениях Бога с человеком.

Ниже приводятся некоторые отрывки из беседы.

Говоря о папских апартаментах в Апостольском дворце, понтифик подчеркнул, что они не роскошны. «Они старинные, отделанные с большим вкусом, но вовсе не роскошные». При этом, добавил Папа, в этих просторных помещениях очень мало людей, доступ туда строго ограничен. «А я не могу жить без людей – мне нужно общаться с другими».

Отвечая, почему он решил вступить в орден иезуитов, Франциск сказал: «Три вещи поразили меня в ордене: миссионерский характер, дух общинности и дисциплина. Это даже забавно, потому что я детства я был недисциплинированным. Но их дисциплина, их манера распоряжаться временем меня поистине поразила!»

Важнейшее в иезуитской духовности для Папы Франциска – рассудительность. Св. Игнатий Лойола проработал эту тему наиболее глубоко. Для него (св. Игнатия) это оружие, с помощью которого можно лучше познать Господа и следовать Его путем. Но чтобы обрести этот дар, нужно время. «Многие считают, что перемены и реформы можно осуществить за короткий промежуток времени, – говорит Папа. – Напротив, я считаю, что для того, чтобы заложить основы по-настоящему эффективных перемен, требуется время».

Вспоминая о том, как в 36 лет он стал провинциалом иезуитов в Аргентине, Франциск признался, что по молодости принимал решения решительно, ни с кем не советуясь. «При этом, – добавил Папа, – если я поручал кому-то какое-то задание, я полностью верил этому человеку. И чтоб я отверг его, нужно было, чтобы он совершил совсем уж тяжелую ошибку». Но в целом стиль руководства о. Бергольо на этом этапе нынешний Папа Бергольо характеризует как «авторитарный» и в целом ошибочный.

«С годами я научился многому. Господь научил меня – через мои ошибки и мои грехи, — рассказывает далее Папа. – И поэтому, уже будучи архиепископом Буэнос-Айресским, я стал дважды в месяц созывать моих шестерых викарных епископов, а несколько раз в год – совет священников и выслушивать их советы. Мы обсуждали т ли иные вопросы, причем обсуждение было совершенно открытым. Это помогло мне принимать более правильные решения. Сегодня некоторые говорят мне: «Не надо так много консультироваться, принимайте решения!» Нет, я уверен, что консультации очень нужны».

Церковь для Папы – это дом для всех, а не маленькая часовня, в которой могут собираться лишь немногие избранные. «Церковь – это Мать, Церковь плодовита, и она должна быть таковой. Когда я узнаю о недостойном поведении служителей Церкви – священников, монахов или монахинь, – в первую очередь мне приходит в голову, что это либо «ожесточившийся целибат», либо «старая дева». Они не являются отцами и матерями, они неспособны дать другим жизнь».

«Структурные и организационные реформы в Церкви вторичны, — убежден понтифик. Первая реформа должна коснуться образа жизни. Служители Евангелия должны быть способны согреть сердца других людей, вести с ними диалог и идти вместе с ними по их пути. Народ Божий желает пастырей, а не функционеров ли госслужащих».

Миссия Церкви, считает Папа, не должна становиться беспорядочным навязыванием доктрин – она должна быть, прежде всего, направлена на то, чтобы в сердцах людей возгорелся огонь – как это было с двумя постолами по пути в Эммаус: «Проповедь Евангелия должна быть проще, глубже и лучезарнее».

Говоря о подразделениях Римской курии, понтифик подчеркнул, что они призваны служить Папе и епископам: они должны помогать местным церквам, или национальным епископским конференциям. «Это вспомогательные органы. Но в некоторых случаях, когда их роль истолковывается превратно, они рискуют превратиться в органы цензуры».

Согласившись с тем, что в Церкви нужно расширить служение женщин, Папа Франциск в то же время отметил: «Чего я боюсь, так это «мачизма в юбке». Женщина устроена иначе, чем мужчина. Но те споры о роли женщины в Церкви, которые я слышу, часто вдохновлены мачистской идеологией. Женщины поднимают вопросы, на которые мы не можем не отвечать. Церковь не может обойтись без женщин и той роли, которую они играют».

Говоря о II Ватиканском соборе, Папа отметил, что соборный подход к чтению Евангелия, подразумевающий одновременно актуализацию Благой Вести, «необратим».

Неприятие Франциска вызывают оборонительные тенденции в современном христианстве, когда, ссылаясь на угрозы со стороны «варварского» мира, члены Церкви пытаются замкнуться в узких рамках. «Нет, — уверен понтифик, — Бог присутствует в современном мире».

Папа глубоко уверен: «Бог присутствует в жизни каждого человека. Даже если эта жизнь разрушена пороками, наркотиками или чем-то еще, Бог присутствует в ней. Нужно искать Его в каждой человеческой жизни. Даже если жизнь человека подобна полю, поросшему терниями и плевелами, все равно найдется участок, на котором можно посеять доброе зерно. Нужно доверять Богу».

Отвечая на вопрос о своем любимом фильме, Папа назвал «Дорогу» Феллини. «Я охотно отождествляю себя с этим фильмом, в котором есть скрытые намеки на св. Франциска Ассизского».

С просьбой дать интервью обратились к Папе Франциску участники встречи главных редакторов европейских и американских иезуитских журналов, состоявшейся в июне этого года в Лиссабоне. Именно главные редактора и подготовили вопросы.

Ответы понтифика были опубликованы одновременно следующими изданиями: «La Civiltà Cattolica» (Итлия), «Etudes» (Франция), «Stimmen der Zeit» (Германия), «Choisir» (Швейцария), «Streven» (Бельгия), «Mensaje» (Чили), «Obnovljeni život» (Хорватия), «Razon y fe» (Испания), «America» (США), «Thinking Faith» (Великобритания), «Orizontes» (Греция), «A Szív» (Венгрия), «Brotéria» (Португалия), «Viera a život» (Словакия), «Signum» (Швеция) и «Sic» (Венесуэла).

Источник: Благовест-Инфо

  • 1081
  • 20.09.2013 16:04

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода