Украина: реально ли быть с газом без Газпрома?

Читати цю новину російською мовою
Украина: реально ли быть с газом без Газпрома?
Говорят, что избавляться от зависимости лучше тогда, когда отсутствует предмет пристрастия. Когда перед глазами не маячит пачка сигарет, когда нос не дразнит аромат свежего кофе, когда нельзя раздобыть очередную дозу.

Говорят, что избавляться от зависимости лучше тогда, когда отсутствует предмет пристрастия. Когда перед глазами не маячит пачка сигарет, когда нос не дразнит аромат свежего кофе, когда нельзя раздобыть очередную дозу. Больше шансов перетерпеть, не сорваться, не побежать с истерическими воплями за своей «прелестью» – и выздороветь.

Сейчас Украина столкнулась с тяжелейшим за всю свою новую историю кризисом отношений с Россией. Полный политический разрыв и необъявленная война поставили под угрозу все украино-российские отношения, в том числе в газовой сфере. Одни эксперты считают, что Украина встала перед выбором между политической капитуляцией и гибелью экономики. Но другие оптимистически полагают, что в этой ситуации можно выбрать третий путь: извлечь из неё пользу и разрешить, наконец, извечную газовую проблему…

Сколько нужно денег?

История украино-российских газовых отношений, как известно, полна не только драматизма. Но также маразма, истерики, жадности, уголовщины и скрытых схем. Самое же худшее началось в январе 2009 года с подписания контракта Путина-Тимошенко, который реально нанес Украине колоссальный экономический ущерб.

Он не только обязал Украину покупать у Газпрома определенное количество газа, но и навязал ей «мировую» цену – значительно выше той, которую за российский газ платят в Европе. То, что сегодня Тимошенко освобождена от ответственности за содеянное и оправдана своими соратниками (политиками, депутатами, чиновниками, судьями), иначе как горькой иронией не назовешь.

Цена на российский газ в 2009 году колебалась от 360 (1 квартал) до 198 долларов (3 квартал), приводя в ужас его мелких потребителей – бюджетные организации, тепловые станции, население. Крупный бизнес тоже скрипел зубами и требовал государственных субсидий. Но затем цены на газ начали резко взлетать: эксперты прогнозировали рост до 430 и даже 450 долларов. В Украине схватились за голову – такие цены были бы неподъемны для населения и невыгодны для производителей. Собственно, уже тогда ребром встал вопрос о зависимости от российского газа.

Его разрешили политической уступкой. В апреле 2010 года президентами Януковичем и Медведевым были подписаны т.н. Харьковские соглашения, согласно которым Россия обнуляла для Украины экспортную пошлину на газ. Киев экономил на этом 100 долларов с каждых тысячи кубометров, фактически покупая его по 320-350 долларов, а Москва продлевала аренду военных баз до 2042 года – фактически заявляя о том, что уже никогда не уйдет из Крыма.

Одновременно с этим, не особо рассчитывая на милость соседей, Украина начала покупать газ у Европы, взяв небольшую партию методом реверса, что вызвало у Газпрома приступ ярости и поток непрекращающихся обвинений.

Промышленники вводили какие-то энергосберегающие технологии и даже отказались от старых прожорливых домен. Компания олигарха Фирташа «Ostchem Gas Trading AG» закупила себе газ отдельно, по специальной цене в 260 долларов, которую объясняли как компенсацию Фирташу за его утерянный газовый бизнес в России и Средней Азии. А расходы газа для населения и коммунальной сферы умудрились сократить аж на 20%!

Следующей политической уступкой Киева стал отказ от подписания Ассоциации. Москва немедленно угостила послушного Януковича пряником в виде новых, Декабрьских соглашений 2013 года, снижающих цену на российской газ до 268 долларов. Это казалось весьма заманчивым и перспективным – если закрывать глаза на то, что Украина должна была стать послушной марионеткой России. Однако все прогнозы перечеркнули Евромайдан и Февральская революция.

Месть Кремля все-таки убежавшей от него Украине была страшной – по крайней мере, так казалось кремлевским политикам. Во-первых, 1 апреля 2014 года они отменили скидку Декабрьских соглашений, вновь подняв цену на российский газ для Украины до «мировой». А через несколько дней, сочтя нелогичным платить за аренду баз в захваченном Крыму, разорвали Харьковские соглашения и отменили нулевую ставку экспортной пошлины на природный газ. Таким образом, его цена для Украины взлетела до рекордных 485 долларов.

Столь высокая цена вызвала изумление даже в США, где попытались заступиться за Украину, но безрезультатно. Москва выдвинула Киеву четкие условия: принятие новой конституции, выборы и формирование нового правительства, которое признает аннексию Крыма. В обмен на эту очередную политическую капитуляцию Украине обещают некую финансовую помощь – возможно, это будут кредиты и отсрочки, с помощью которых Киев сможет оплатить долги за российский же газ, насчитанные Кремлем. В самом лучшем случае – какие-то скидки, позволяющие Украине покупать газ дешевле 485 долларов, если, конечно, она будет «послушной девочкой»…

Сколько нужно газа?

Самое смешное, что в сложившейся ситуации какие-либо экономические претензии России к Украине выглядят весьма нелепо. Представим, что летом 1941 года Гитлер начинает требовать от Сталина деньги за поставленное ранее оборудование и предлагает кредит в обмен на признание утраты Минска… Да, фюрер хотя бы с головой дружил… Путин же в нынешней ситуации то ли потерял чувство реальности, то ли изощренно прикалывается.

В Москве собрались «наказать» Украину, разорвав все прежние договоренности на скидки, полученные в обмен на политические уступки, – за то, что украинцы, устроив Евромайдан и революцию, отказались от этих уступок. Нет уступок – нет скидок, это было бы вполне логично. Но только в случае, если бы только Россия оставалась сторонним наблюдателем, а не оккупировала украинский Крым, сделав фатальную ошибку. Теперь же говорить с Москвой о каких-то договоренностях или счетах просто смешно. Как говорится, на войне как на войне!

В этой совершенно неясной обстановке под вопросом оказалось всё: цена на российский газ, его закупки Украиной, даже его транспортировка в Европу. В частности, Киев логично не признал разрыв Харьковских соглашений, считая Крым украинским (хоть и оккупированным), что обязывает Москву либо продолжать платить за аренду баз, либо, как говорится, выметаться со своим флотом домой. Поэтому «Нафтогаз» настаивает на прежних ценах на газ. Что, разумеется, не находит отклика в Москве.

В итоге всё это может закончиться традиционным перекрытием газового вентиля. На этот раз очень надолго, учитывая нынешние отношения между Россией и Украиной. На уступки Киев не пойдет, это понятно, поэтому ни о каких скидках можно и не мечтать. Но и соглашаться, как Тимошенко, на любую цену, тоже не может, потому что денег нет, да и цену Москва выдвигает явно политически завышенную.

Возможно, новые газовые договоренности заключат лишь после завершения украино-российского противостояния. Вот только кто знает, когда же оно закончится! А возможно, что и никогда. Поскольку сейчас Киев, похоже, начинает продумывать вариант полного отказа от закупок российского газа.

Так как отопительный сезон только что закончился, а времени для заполнения газовых хранилищ еще предостаточно, то пока что у украинских властей есть время для раздумья и экспериментов. Сейчас уже рассматриваются несколько вариантов, в том числе покупка российского газа через реверс в Европе. В частности, готовность к реверсным поставкам уже высказала Словакия. Правда, это немедленно вызвало нервную реакцию Путина, заявившего, что в этом случае под вопрос встанут поставки российского газа в Европу. Похоже, что самое интересное только начинается!

А вот министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт считает, что Украина вообще может обойтись без закупок газа, если научится экономить собственный. «Если взять украинский уровень энергоэффективности и довести его до уровня Польши или Чехии, то вам никогда больше не придется импортировать газ», – заверяет он.

Правда, главным шагом к такой экономии он считает повышение тарифов для населения как основного стимула сокращения расходов энергоносителя. Вопрос, который всегда был острым и болезненным для Украины.

Насколько обоснованной является идея шведского министра? Начнем с того, что в настоящее время Украина обладает мощностями, дающими ей около 20 миллиардов кубов газа в год (и 2,2 миллиарда остались в оккупированном Крыму). Что касается потребности страны в нём, то Украина расходует в год: 18,5 миллиарда кубов на нужды населения и бюджетных организаций (льготные тарифы), около 9 миллиардов на нужды ТЭК, и 25-28 миллиардов кубов потребляет промышленность.

Как видим, потребности населения вполне укладываются в рамки собственной добычи. А если оно начнет экономить и потреблять вдвое меньше, то собственного газа хватит еще и тепловым станциям. Однако это осуществимо лишь теоретически. Господин шведский министр, видимо, просто не знаком с реалиями украинского быта. Так, например, большая часть городских жителей домов, подключенных к котельным и ТЭЦ, не могут ничего экономить при всем желании – это невозможно технически. Далеко не у всех есть даже счетчики тепла! Потому в Украине и тарифы на отопление рассчитывают исходя из жилплощади, не обращая внимания на температуру.

Вопрос экономии в таких районах всецело зависит от котельных – а точнее, от их владельцев, то есть коммунальных предприятий и городских властей. А у тех к этому нет никакого стимула. Им проще выбивать в Киеве льготы и лимиты, чем перестраивать котельные и утеплять трубы. Кроме того, никто не собирается озаботиться утеплением самых жилых домов. Это стоит денег, которые никто пока что не хочет выбрасывать на ветер.

Поэтому экономия в сфере отопления пока возможна лишь там, где стоят мини-котельные и индивидуальные котлы – и люди действительно могут регулировать расход газа. Увы, но таких потребителей в Украине менее половины. Перевод же на индивидуальное отопление остальных требует денег и технически сложен. Даже если взяться за него серьезно, то на это потребуется не один год. А сейчас у Украины есть от силы несколько месяцев.

В этой ситуации, чтобы уложиться в рамки, придется перевести на уголь тепловые электростанции. А это тоже очень непросто. Тем более, что сейчас их остановка на модернизацию недопустима ввиду возможного кризиса АЭС, которые получали свое топливо (ТВЭЛы) тоже из России. А намерения «Энергоатома» приобретать их у компании Westinghouse, с которой Украина сотрудничает уже несколько лет, вызывает понятную негативную реакцию у России, которая пугает Украину риском «нового Чернобыля».

Это означает, что в ближайшее время довольствоваться собственной добычей газа Украина просто не сможет. А ведь в очередь за ним выстроились еще и владельцы промышленных предприятий. Как же быть?

В этом случае выходом видится комплексный ряд мер. Если вдобавок к экономии государство откажется от своей монополии на газовом рынке и возложит проблему поиска газа для предприятий олигархов на самих олигархов – как это уже делает компания Фирташа, – то его объемы для нужд украинской энергетики вполне можно будет покрывать за счет закупок «реверсного» газа в Европе.

Конечно, возникает вопрос: обрадует ли такое решение украинских олигархов? Как знать! Но уже в прошлом году не только Фирташ самостоятельно выходил на мировой газовый рынок. Так, одна из компаний Ахметова заключила контракт о покупке газа у Польши…

Таким образом, сейчас Украина вновь оказалась на распутье газового вопроса. Что выбрать: политические уступки в обмен на дешевый газ или заплатить за политическую самостоятельность высокую цену? Амбиции и жадность России привели к тому, что украинцы решили все же заплатить, но только не Газпрому, а Европе, где газ, к тому же, даже дешевле. Украина получила возможность соскочить с российской газовой иглы, чтобы впредь никогда не оказываться перед подобным выбором…

Источник: FromUA

  • 580
  • 17.04.2014 16:12

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода