Русский медведь возвращается

Читати цю новину російською мовою
Русский медведь возвращается
Вопрос «Как относиться к путинской России?» встает на Западе все острее — им задаются в правительственных кабинетах, его ставят парламентарии, ответ на него ищут журналисты, историки политологи и просто обыватели.

Вопрос «Как воспринимать и относиться к путинской России?» встает на Западе все острее — им задаются в правительственных кабинетах, его ставят парламентарии, ответ на него ищут журналисты, политологи, историки и просто обыватели.

Это вполне можно было бы посчитать нормальным явлением, если бы не одно но: базисом для дискуссионных обсуждений актуального вопроса служит детальное освещение западной прессой двойственной роли Москвы в украинском кризисе и развернутой Кремлем в российских СМИ антизападной пропагандистской кампании, а также объективная информация о состоянии нравов правящей элиты России и социально-экономической ситуации в стране. В результате создается совсем не благостная, прямо сказать — негативная картина современной России, что, например, нашло свое подтверждение в закрытом анализе МИД Германии, ставшим известным изданию Spiegelonline.

Вот только некоторые характеристики, данные немецкими дипломатами российской действительности: «Госдума танцует по свистку Путина… Органы правосудия выносят вердикты, необходимые Кремлю… Страна при президенте Путине практически превратилась во всех отношениях в авторитарное государство… Элиты и средний класс принимают эти порядки, поскольку экономически зависят от сложившейся системы и даже извлекают из нее немалые выгоды для себя… Коррупция стала неотъемлемой частью государства и борьба с ней ведется избирательно…»

Ради справедливости следует заметить, что на Западе раздаются и голоса, призывающие понять логику путинской России, хотя легче от этого не становится. Журналистка Frankfurter Allgemeine Zeitung Керстин Хольм с начала 90-х годов пишет о русской культуре, и открыла немецким читателям многие имена современных российских поэтов, художников и писателей. Она искренне любит наше искусство, сопереживает нашим трудностям и проблемам, поэтому относится к сторонникам тех, кто считает, что нельзя рубить с плеча, отталкивать и изолировать Россию, без которой невозможно представить европейскую культуру.

Для эмоционального усиления и, видимо, из благих стилистических побуждений Керстин Хольм сравнивает Кремль с медведем, которому «флирт, начатый НАТО и ЕС с Украиной, сигнализирует очевидную угрозу его берлоге, а зверь в такой ситуации становится опасно непредсказуемым». Эта аллегория вопреки замыслу автора производит прямо противоположный эффект, воскрешая к жизни главный персонаж «холодной войны», которым на Западе десятки лет пугали обывателей, который стал героем бесчисленных пародий, комиксов и голливудских фильмов про коварство Советов. Спираль истории, сделав нисходящий круг, замкнулась даже в головах симпатизирующих нам представителей Запада на том прошлом, которое, как казалось еще недавно, ушло навсегда, и теперь образ России вольно или невольно ассоциируется с агрессивным советским медведем в шапке ушанке с автоматом «Калашникова» в лапах, самодовольно восседающим на атомной бомбе.

Известный автор книг и статей по проблеме коммунистического движения и истории германо-российских отношений, доктор исторических наук Герд Кёнен уже не ради стилистических изысков, а просто прямо сравнивает Россию «со свиньей, которая пожирает своих поросят». Звучит грубо, но автор не остается голословным: «Нынешняя Российская Федерация как крупнейшее территориальное государство мира имеет ВВП на уровне Франции, который по-прежнему основан на экспорте сырьевых энергоресурсов. За редким исключением так и не удалось создать современной гражданской промышленности и необходимый для этого научно-технический потенциал. Россия усыхает не только на периферии — в центральных областях опустели десятки тысяч деревень, медленно гибнут поселки и индустриальные моногорода».

Вместо того, чтобы заниматься этими проблемами, Путин, по мнению Герда Кёнена, «пытается соединить все то, что в истории России тотально и смертельно разделено: царя и Сталина, церковь и тайную полицию, белых генералов и красных комиссаров, безымянных жертв массового террора и их палачей». Такая цель, убежден немецкий историк, объясняет действия Кремля по аннексии Крыма, активную поддержку «сепаратистов» Донбасса и прямое участие российских военнослужащих в боевых действиях на востоке Украины, пропагандистский и теперь экономический разрыв с западным миром. И идет в своих выводах еще дальше: налицо симптомы внутренней исторической, идеологической и политической пустоты, как выражение собственной неуверенности, которая несет серьезную опасность как Украине, так и Евросоюзу в целом — игра мускулами и авантюрная внешняя экспансия в средне- или долгосрочной перспективе приведут российское общество в состояние очередного перенапряжения, которое ничем хорошим не закончится.

Источник: Новая газета

  • 3615
  • 28.09.2014 15:55

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода