Метаморфозы греческой коалиции СИРИЗА: левый радикализм, православие и правый традиционализм

Читати цю новину російською мовою
Метаморфозы греческой коалиции СИРИЗА: левый радикализм, православие и правый традиционализм
Прошедшие в Греции внеочередные парламентские выборы преподнесли, несмотря на ожидаемый результат, несколько сюрпризов...

Почему нам вообще интересны эти выборы? Греция – своего рода единственный «заповедник» в Евросоюзе, где согласно Конституции, есть государственная религия – Православие (в лице новостильной Элладской архиепископии).

Более того, экономика страны теснейшим образом переплетена с финансовыми структурами архиепископии и монастырей, гласно и негласно являющихся владельцами почти 25 % недвижимости и земельных угодий в стране.

А без участия рясофорных топ-менеджеров этой структуры в Греции практически невозможно принятие более-менее серьезных политических или экономических решений.

Да и все крупные финансовые скандалы последнего десятилетия не обошлись без участия в них клириков государственной Церкви (вспомним, из известных российскому читателю, хоть недавнюю земельную аферу игумена афонского монастыря Ватопед – Ефрема).

Как и ожидалось еще с конца 2014 года, к власти в Греции пришла коалиция лево-радикальных сил СИРИЗА (Συνασπισμός Ριζοσπαστικής Αριστεράς, ΣΥΡΙΖΑ), а новым премьер-министром стал ее молодой сорокалетний лидер Алексис Ципрас (Αλέξης Τσίπρας).

СИРИЗА в предвыборной программе сделала ставку на обещание отменить в Греции меры жесткой экономии и отказаться от выплат «тройке еврокредиторов» большей части огромного долга страны, достигающего сейчас € 320 млрд.

Партия-победительница представляет собой совершенно разношерстный конгломерат троцкистов, маоистов, социалистов, «зеленых» экологов-язычников, феминисток и прочих радикальных леваков-антиглобалистов, слегка разбавленный (для толерантности) партией геев и лесбиянок.

Объединяют всех ее членов только две вещи: ненависть к экономическим требованиям ЕС и юношеские фантазии о том, что достаточно плохих людей во власти заменить на хороших, сбросить капиталистическое ярмо нахлебников из Евросоюза – и на следующий день после этого по всей Греции сами собой потекут молочные реки в кисельных берегах.

Наблюдая за предвыборными выступлениями лидеров СИРИЗА, я поймал себя на мысли, что и демагогия ее ораторов, и реакция на них пришедшей молодежи (а выборы показали, что средний возраст проголосовавших впервые оказался на отметке до 30 лет) что-то до боли мне напомнили.

Потом, проанализировав свои ощущения, я понял, что вижу не вошедшие в знаменитый фильм ‎Бернардо Бертолуччи «Мечтатели» постановочные сцены митингов знаменитой революционной французской весны 1968 года.

Печально только, что участники нынешнего греческого шоу явно опоздали на пол-века и ментально навечно застряли в наивной эпохе 60-х. Видно, их совершенно не смущает то, что действо  с призывами отнять все у богатых стран Европы и раздать бедным происходит отнюдь не в благополучном и сытом буржуазном Париже 1968 года, и на дворе практически разрушенного дома греческой экономики – не весна, а лютые морозы. Да и комсомольский задор идеалистов из СИРИЗА, обещающих «золотые горы» грекам чуть ли не на следующий день после выборов, звучит наивно и смешно.

Казалось бы, молодой харизматичный лидер левых радикалов, честно заявляющий о своем сознательном атеизме в погрязшей в псевдоправославном лицемерии Греции, должен вызывать уважение.

Он – честен и бескомпромиссен. Он еще в юности, избрав своим идеалом Че Гевару и Уго Чавеса, шел их прямым путем самоотречения ради счастья и процветания греческого народа.

Он столько раз указывал грекам, что от счастья их отделяют два гнетущих их ярма – клерикальный (Церковь) и капиталистический (МВФ), сбросив которые, Греческая Республика пойдет своим особым путем к процветанию и могуществу…

Да и биография Ципраса, еще на школьной скамье вступившего в молодежное отделение Коммунистической партии Греции (KNE), а позже – ставшего главой этого «всегреческого комсомола», являет образ неподкупного борца с Системой и поповскими сказками, дурманящими народ.

Этот образ подкупил своей искренностью и принципиальностью европейских соратников Ципраса. В декабре 2013 года он стал первым кандидатом, предложенным на должность председателя Еврокомиссии Партией европейских левых на выборах в Европейский парламент‎.

Но поведение лидера СИРИЗА перед выборами, а главное – его поступки сразу после вступления в должность премьер-министра, вынуждают предположить, что верность принципам, бескомпромиссность и идеализм – отнюдь не главные его качества. Скорее, наоборот. Их он считает необходимыми лишь для электората, приведшего его на вершину власти.

Основой агитации Ципраса, которую он проводил не только в Греции, но и в других странах Европы, была резкая критика курса ЕС с его мерами жёсткой экономии и привлечение внимания к проблемам безработных, социально незащищённых и пострадавших от кризиса.

В Греции же, помимо этих популистских призывов видеть причиной бедствий народа исключительно злодеев-капиталистов из Евросоюза, Ципрасом были еще в начале пути во власть дополнительно указаны внутренние враги нации – Церковь и клерикалы.

Руководители СИРИЗА неоднократно требовали отмены церковного брака, утренних молитв и молебнов перед началом учебного года в школах и университетах, удаления икон и распятий из больниц, судов, школ и других государственных учреждений.

Также они выступали против существования института армейских священников, финансирования зарплат иереев из государственного бюджета и требуют полного отделения Церкви от государства. Православное воспитание в школах предлагалось заменить светской этикой и религиоведением.

Ципрас со товарищи даже предлагал убрать крест с греческого флага. В предвыборной агитации СИРИЗА раннего периода активно использовалась распространенная Яннисом Милиосом скандальная листовка с изображением грека, попирающего ногами икону Христа.

Сам А. Ципрас, демонстративно живущий без венчания с соратницей по борьбе Перистерой Вазиани, официально отказался крестить двух сыновей, родившихся в этом гражданском браке. Во всех заполняемых им анкетах он в графе «вероисповедание» пишет слово «атеист».

Более того, сразу после победы на прошедших выборах, во время принесения 26 января присяги в качестве нового премьер-министра, А. Ципрас впервые за историю греческого парламентаризма отказался последовать традиции приносить эту присягу пред Евангелием и Крестом и принять благословение от священнослужителя, окропляющего пучком базилика главу кабинета святой водой.

Читателю в России, на глазах которого происходит обвальная клерикализация формально светского государства, а организация, называющая себя Русской Православной Церковью, являет полную непричастность не столько возвышенной евангельской морали, сколько элементарным мирским приличиям, позиция СИРИЗА и ее лидера должна быть близка и понятна. Но… лишь до тех самых сюрпризов, о которых мы упоминали в самом начале статьи.

Тотчас после церемонии принесения гражданской присяги атеистом А. Ципрасом и его отказа принести присягу на Евангелии, приняв благословение от Церкви, большинство европейских СМИ напечатали на первых полосах сообщения об этом как о некой политической сенсации. Сам герой сенсации был назван в публикациях «рыцарем принципов и убеждений», а также «премьер-министром без Библии и базилика».

Но, по сообщению греческого портала «Ромфеа», тем же утром А. Ципрас посетил с визитом главу Элладской Церкви Афинского Архиепископа Иеронима в его резиденции. Там он испросил молитв Архиепископа и его благословения на свою деятельность в связи огромной ответственностью, которая ложится на Ципраса после вступления в должность премьер-министра.

Он пообещал, что теперь связям государства и Церкви будет придаваться большее значение, чем когда-либо, потому что в условиях кризиса особенно важна социальная роль Церкви и ее благотворительная деятельность, а новое правительство наладит с ней тесное сотрудничество. Также атеист Ципрас просил иерарха Церкви усугубить свои молитвы за Грецию в такой сложный для нее период.

А на следующий день, когда сформированный кабинет министров, приносил присягу на Евангелии и Кресте, господин Ципрас, ничтоже сумняшеся, в числе прочих принимал окропление святой водой кропилом из базилика.

Это было первым сюрпризом для его избирателей.

Вторым сюрпризом стало то, что победившая на выборах СИРИЗА, которая набрала 149 голосов в 300-местном парламенте, для формирования кабинета министров заключила коалицию не с одной из политически близких ей социалистических партий, а – с правой партией «Независимые греки» (Ανεξάρτητοι Έλληνες,  ΑΝΕΛ), славящейся популистской опорой на национал-консерватизм и традиционализм. Если отбросить свойственную обоим сторонам союза популистскую риторику, то ничего общего ни в предвыборных платформах, ни в партийной идеологии, ни в проектах реформ экономики у этих партий нет.

«Независимые» высказываются против разделения Церкви и государства, выступают за снижение налогов для стимулирования инвестиций, а также требуют высылки нелегальных мигрантов. Для большинства левых избирателей, проголосовавших за партию СИРИЗА, все эти требования являются неприемлемыми.

Странный союз. Особенно учитывая, что народное мнение крепко связывает имя лидера ANEL Паноса Камменоса (теперь – министра обороны) с представлением им и его партией политических и финансовых интересов… все той же Элладской архиепископии.

Это был сюрприз второй. Хотя, после поездки А. Ципраса в прошлом августе на Святую гору Афон, не такой уж и сюрприз. Тогда, уговаривая афонских старцев рекомендовать своим духовным чадам отдать голоса на грядущих выборах за него, этот показной антиклерикал в качестве платы за услугу пообещал поддержать их требования по облегчению налогообложения и замять скандал вокруг участков земли и недвижимости на материке, которую монастыри неправомерно присвоили.

Но и совсем уж интересными оказались обмолвки функционеров СИРИЗА на радостях от победы о том, что активное участие и помощь в этой победе им оказывала РФ. И речь, как выяснилось, шла не только о финансировании предвыборной компании СИРИЗА российскими банковскими структурами, но и о прямом участии в ней политтехнологов из России.

Так, оказалось, что новый министр иностранных дел Греции Никос Котциас активно сотрудничает с известным российским ультраправым деятелем Александром Дугиным, фотографии Котциаса в обществе которого были опубликованы Андерсом Остлундом.

Первым из иностранных дипломатов, с кем встретился новый премьер, стал российский посол, а первым требованием, которое Ципрас выдвинул Евросоюзу в разговоре с президентом Европарламента Мартином Шульцом, – пересмотреть политику в области отношений ЕС и Российской Федерации.

Стечение обстоятельств, наверное, но этот факт уж как-то удачно дополняет прочие попытки РФ через финансирование радикальных партий в ряде стран Евросоюза попытаться дестабилизировать там внутриполитическую ситуацию. С какой целью? Бог весть…

Выводы о том, что при правлении столь «принципиальных» политиков, может ожидать бедную Грецию, каждый может сделать сам.

Я же предположу, что если верить бывшей соратнице А. Ципраса Елене Порталиу, открыто критиковавшей тот факт, что СИРИЗА прибегает к любым мерам, чтобы в борьбе за власть разменивать свои принципы на голоса верующих, новый греческий премьер-министр – действительно не враг Церкви.

Той Церкви, которую он представляет себе огромной финансовой корпорацией, неким комбинатом по оказанию обрядово-ритуальных услуг населению ради облегчения страданий этого населения от социальной несправедливости и гнета капиталистов.

Той Церкви, которая с готовностью благословляет властвовать и коммунистов, и социалистов, и евроинтегристов, пока они не посягают на ее имущество и политическое положение. И той Церкви, которая сразу начинает видеть изъяны во власти, покусившейся проверить бухгалтерские книги и налоговые отчисления своих духовных вождей.

Такая Церковь близка и понятна выходцам из комсомола. С такой Церковью они быстро находят общий язык, как это показывают и события на постсоветском пространстве, когда главными проповедниками идей «русского мира» и «духовных скреп» как раз и стали без колебаний бывшие секретари райкомов и горкомов ВЛКСМ.

Ну, а Христос и Его Евангелие, право, становятся в такой Церкви излишними… Зачем они там?

Чтобы не заканчивать на такой грустной ноте, поделюсь новостью последнего часа. Долгожданные реформы экономики Греции с опорой на собственные силы таки начались.

Действие программы, которую согласовал бывший министр финансов Греции Гикас Хардувелис с Еврогруппой, прекращается. А первым шагом созидания новой греческой экономики стало увольнение из министерства финансов экспертов-экономистов высшего эшелона ради того, чтобы за счет их зарплат вновь принять на работу 600 уборщиц, сокращенных год назад в рамках «режима экономии».

На этом фоне уже недвусмысленно звучит фраза, которую мы все могли слышать от сторонника А. Ципраса в репортаже с афинского «митинга победителей» утром 26 января: «Бог наконец услышал наши молитвы, и решил избавить Грецию от мучений!» Вероятно, так и есть… И, при том, навсегда.

По материалам Священника Александра Павпертова,
для «Портала-Credo.Ru».

Источник: Власти.нет

  • 423
  • 30.01.2015 15:46

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода