Под прикрытием эффективного менеджмента в МинАПП продолжается грабеж отрасли

Читати цю новину російською мовою
Под прикрытием эффективного менеджмента в МинАПП продолжается грабеж отрасли
Пока новый министр аграрной политики и продовольствия Алексей Павленко с европейским бизнес-образованием и богатым опытом работы в аудиторских компаниях, рассказывает об эффективном менеджменте – реформы отрасли по-прежнему стоят на низком старте.

В сельском хозяйстве сложно придумать что-то новое. Это наиболее традиционный бизнес. В сельском хозяйстве нужно просто прийти и сделать. Но почему-то, когда назначенные эффективные менеджеры оказываются в кресле министра, вместо того, чтобы, как декларировалось раньше, проводить реформы, создают сомнительные схемы…

Дележка госпредприятий

Планируется разгосударствление 254 предприятий, о котором заявил Алексей Павленко буквально на днях, отчитываясь за 100 дней своей работы в Министерстве аграрной политики и продовольствия.

Дескать, по результатам проверки и финансовой диагностики из 571 ГП, оказались прибыльными лишь 20%. Все остальные пока являются бременем для бюджета. «Они давно изъяты из реальной экономики. Часть из них находится в стадии ликвидации, другая – на стадии банкротства, некоторые просто находятся в ужасном состоянии», – сказал Алексей Павленко.

По его словам, из них 101 предприятие будет приватизировано за паи, поэтому более 10000 членов трудовых коллективов получат земельные и имущественные паи. Эти активы будут возвращены в конкурентный реальный рынок. Но все прекрасно понимают, что этот рынок состоит из нескольких олигархов, приближенных к министерству.

А после реорганизации еще 158 госпредприятий, которые ждет приватизация, их останется не более 10. «Министерство и в дальнейшем будет формировать политику, а не будет надзирателем коррупционных схем», – заявил Алексей Павленко.

Именно под прикрытием борьбы с корупцией, что является сегодня главным приоритетом и PR-фишкой для всей власти, на вверенных министерству госпредприятиях и корпорациях проводятся «открытые» конкурсы с привлечением карманных HR-агентств. А результаты проверки аудиторов международного уровня делаются в интересах компаний, за которыми стоят люди из министерства… Например, мало кому известна настоящая финансовая ситуация в известном агрохолдинге «Мрия», который так тщательно опекает министр, убеждая, что все будет хорошо.

Но что же реально сделано для отрасли за эти 100 дней? Посевная под угрозой. Практически все государственные программы поддержки сельхозпроизводителей прекратились. Обещанных законодательных изменений так и не произошло. Нет даже конкретной программы, только общие фразы, которые никого ни к чему не обязывают и ничего не решают.

Правда начата работа над созданием Единой комплексной Стратегии развития сельского хозяйства и сельских территорий на 2015-2020 годы.

Старые-новые схемы разбазаривания земли

А чего только стоит идея законопроекта, который позволит инвесторам (в т.ч. иностранным) арендовать государственную землю минимум на семь лет, так сказать, вести совместную деятельность в рамках «государство-частный бизнес».

Дело в том, что новое руководство МинАПК решило реанимировать «оросительные» схемы, которые несколько лет назад активно продвигал, будучи главой сельскохозяйственного ведомства, Николай Присяжнюк. Павленко заявил, что Саудовская Аравия, якобы, готова инвестировать в модернизацию украинских ирригационных систем порядка $1 млрд.

Подробности этого проекта пока не раскрываются. Павленко рассказал, что проведены лишь предварительные переговоры с несколькими арабскими компаниями. Он также добавил, что министерство в столь денежном предложении явно заинтересовано, и готово идти инвесторам на уступки. В частности, уже сейчас обсуждается возможность законодательного урегулирования вопроса собственности оросительных систем, большая часть которых находится в государственной собственности.

Если это удастся сделать, может быть изменена форма собственности до 2,5 млн. га угодий, которые в Украине имеют статус орошаемых земель (в основном, в южных областях страны – Херсонской, Николаевской, Одесской).

Кроме арабов, о своем желании поучаствовать в модернизации украинской оросительной системы в очередной раз заявили и китайцы. Министр сообщил, что КНР хочет вложить в этот проект оставшиеся $1,5 млрд от $3 млрд зернового кредита, выделенного Экспортно-импортным банком Китая Украине в 2012 году.

В расширении земельных банков нуждаются и другие страны, в том числе, ЕС и США. Но тамошним инвесторам нужны прозрачные правила ведения бизнеса и понятное законодательство – лишь на таких условиях они готовы инвестировать в украинское сельское хозяйство. Арабы и китайцы в этих вопросах менее щепетильны. «Они знают о размахе коррупции в Украине и готовы с ней мириться (к примеру, по оценочным данным, из зернового китайского кредита в $1,5 млрд «на сторону» ушло не менее $1 млрд). По сути, им все равно, куда пойдут выделенные кредиты, и какую их часть разворуют наши чиновники. Главное, чтобы взамен они гарантированно получили украинский урожай», – отмечает Мария Колесник.

Но готовность этих инвесторов закрыть глаза на коррупционные схемы украинских чиновников чревата более жесткими и невыгодными для страны условиями сотрудничества, начиная от допуска на нашу территорию иностранных рабочих и заканчивая продажей урожая по явно заниженным ценам. Так что Украина рискует попросту потерять часть земель и соответственно валютной выручки, которую можно было бы получить на экспорте урожая с этих угодий.

«Мы инициируем долгосрочную совместную деятельность, чтобы потом инвесторам на конкурсной основе предложить те небольшие объемы земли, которые есть у Минагропрода на государственных предприятиях. Если, скажем, поселковые общины или поселковые фермеры захотят там работать, то им также потребуются долгосрочные контракты», – заявил Алексей Павленко в одном из последних интервью.

Схемы по выводу земель из распоряжения НААН

Может быть у госпредприятий МинАПП объемы земли и небольшие, но вот у Национальной Академии аграрных наук Украины, не смотря на неоднократный дерибан, еще осталось приличное количество земли, которыми не прочь полакомиться и министерство. Но вот незадача – Академия не входит непосредственно в сферу влияния Минагропрода. Поэтому министру Павленко остается только сокрушаться, что мол, наши академики – самые большие латифундисты в стране.

Одни из самых блестящих схем по выводу земель из распоряжения НААН проводило Министерство аграрной политики и продовольствия, а также сама Национальная академия аграрных наук, в период, когда Николай Безуглый был президентом Академии и первым заместителем Министра путем проведения операции по передаче в аренду имущества исследовательских хозяйств. Кабинет министров предложение одобрил, приняв соответствующее распоряжение №113-р от 6 февраля 2012 года.

Согласно с положениями Земельного кодекса, если земли Академии не используются по назначению в течение пяти лет, или используется другими юридическими лицами, то она подлежит обязательному изъятию. Вызывает вопросы и момент передачи в аренду и возвращения земли. Академия выступает ее распорядителем, но не собственником, поэтому распоряжаться на свое усмотрение государственной землей не может. Таким образом, исследовательские хозяйства должны будут ликвидироваться, видимо вместе с рабочими местами.

Земля после этого поменяет свой статус, перейдя в категории земель запаса в ведении органов местного самоуправления, и только потом ее можно будет передать в аренду. Понятно, что у органов местного самоуправления может возникнуть соблазн урезать и себе кусочек земельного пирога.

На сегодняшний день, благодаря постоянным атакам рейдеров осталось пятьсот тысяч гектар земли, кроме того, Академия лишилась своего главного здания. А на момент распада Советского Союза в распоряжении Академии было около миллион гектар земли.

То есть, схемы остались те же… Но, впрочем, кое-что изменилось в министерстве – интерьер кабинета Министра и коридоры МинАПП: сейчас на стенах вместо портретов десятков старых дядек, ученых и отдельных знакомых лиц вроде Алексея Вадатурского, висят яркие картинки, которые скорее можно встретить в каком-нибудь «эко-кафе», а не в министерстве.

Минагрополитики – это не бизнес-структура. На это ведомство возложена еще и огромная социальная ответственность – благосостояние жителей сельских территорий. Может новая аграрная доктрина изначально базировалась на бизнес-принципах, где не место украинским крестьянам, а все принадлежит монстрам-агрохолдингам? Если учесть тот факт, что в составе заместителей министра Павленко находится еще один воспитанник агрохолдинга (на этот раз, скандального агрохолдинга «Мрия») – Владислава Рутицкая, то становится очевидно ясной дальнейшая политика министерства, о которой неоднократно «намекал» и сам министр Павленко в своих многочисленных выступлениях сконцентрировать, структурировать и в дальнейшем передать все земельные ресурсы Украины в управление агрохолдингов.

Источник: Власти.нет

  • 225
  • 19.03.2015 14:26

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода