Пятилетку за 2 года: За счет чего растут банки РФ в Украине

Читати цю новину російською мовою
Пятилетку за 2 года: За счет чего растут банки РФ в Украине
В десятке крупнейших банков Украины четыре имеют российские корни. Сейчас Национальный банк добивается докапитализации дочерних российских банков и соблюдения ими правил работы на рынке.

В десятке крупнейших банков Украины четыре имеют российские корни. Сейчас Национальный банк добивается докапитализации дочерних российских банков и соблюдения ими правил работы на рынке.

В конце 2013-ого года глава Сбербанка России Герман Греф на презентации стратегии развития банка в Лондоне озвучил амбициозный план роста украинской «дочки». Планировалось, что до 2019 года Сбербанк России в Украине войдет в топ-5 банков Украины. На тот момент Сбербанк России был девятым в рейтинге НБУ.
Несдержанный рост
«Сбер» перевыполнил план пятилетки за два года. За первое полугодие 2015 года Сбербанк России поднялся с восьмого на пятую ступеньку в рейтинге НБУ. Улучшили свои позиции в этом году и другие банки с российским капиталом: Проминвестбанк, ВТБ Банк, а так же Альфа-Банк (банк позиционируется как часть международной финансовой группы, но большая часть бизнеса Альфа-Групп сосредоточена в России).
В результате, из десяти крупнейших банков Украины – ЧЕТЫРЕ с российским капиталом. Причем три из них государственные. Суммарные активы этих четырех банков занимают около 12% банковского рынка. Несет ли это экономические и геополитические риски для Украины?
«Нет», – уверен руководитель аналитического отдела Concorde Capital Александр Паращий. «Пока эти банки работают в правовом поле Украины и работают на украинскую экономику – никаких угроз нет, одна лишь польза» – говорит аналитик. «Если абстрагироваться от политики, то наличие на украинском рынке российских банков – это плюс. Это большие международные банки, которые кредитуют украинскую экономику. Это не финучреждения подобные VAB Банку, которые просто собирали депозиты и выдавали сами себе кредиты», – говорит аналитик банковского рынка группы ICU Михаил Демкив.
По итогам первого полугодия 2015 года активы российских банков выросли почти на 10%, до 16 млрд гривен. Максимальный рост показал Сбербанк России, активы которого за полугодие увеличились на 12% или на 5,8 млрд грн.

Впрочем, эти цифры лишь видимость бурного роста. Увеличение активов произошло в первую очередь из-за девальвации. За первое полугодие 2015 года гривна обесценилась на 33%(изменение официального курса). А валютная составляющая в портфелях банков с российским капиталом очень значительная. Валютный кредитный портфель Сбербанка России составляет 86%, ВТБ Банка – 47%. Для сравнения доля валютных кредитов Райффайзен Банка Аваль, который удалось обогнать Сбербанку России, – лишь 37%. «Сейчас они ничего не покупают и не кредитуют новых клиентов. Рост только из-за девальвации и вывода с рынка неплатежеспособных банков», – объясняет Демкив.
По оттоку депозитов российские банки также в числе первых. После Революции Достоинства население начало забирать деньги из банковской системы, больше других досталось банкам с российским капиталом: средний отток за 2014 год и I полугодие 2015 года составил около 50%. Максимальные потери у Сбербанка России. За полтора года он потерял 62,6% депозитов физлиц. Сбербанк России и ВТБ Банк – единственные из крупнейших банков, уменьшили долю рынка в сегменте депозитов физлиц, на 1,4% и 0,7% соответственной. Для сравнения доля депозитов ПриватБанка выросла на 3,2%, Ощадбанка – на 2%, Райффайзен Банка Аваль – на 0,6%.

Капитальные дыры
Отток средств вкладчиков банки с российским капиталом перекрыли за счет фондирования материнских компаний. «По сути, российские банки тут загрузли. «Мамы» сюда деньги направляли, в то время как деятельность дочерних банков в Украине убыточная», – говорит Демкив.
Так как бизнес банков с российским капиталом был сильно завязан на Донбассе и в Крыму им приходится доформировывать резервы, что и влечет за собой убытки. Особенно это касается, Проминвестбанка и ВТБ Банка. «У банков с российским капиталом очень серьезные проблемы. Если бы за ними не стояли материнские структуры большинство из них уже давным-давно были в фонде гарантирования вкладов», – говорит Демкив.

Так по итогам второго квартала 2015 года убыток Проминвестбанка переоценки валюты составил 640 млн гривен. Во втором квартале на дорезервирование Проминвестбанк потратил 6,5 млрд гривен. Топ-менеджер одного из крупных банков рассказал ЛІГА.net, что российский Внешэкономбанк (владелец ПИБа) рассматривал вариант его банкротства. Но в итоге приняли решение докапитализировать ПИБ на необходимые 9,2 млрд грн. «Так выходило дешевле», – говорит банкир.

Не лучше обстоят дела у ВТБ Банка. Еще весной 2015 года ВТБ Банк опубликовал отчет по международным стандартам, из которого следовало, что «дырка» в капитале банка составляет 13 млрд. Фактически еще тогда банк сам признал себя банкротом. В августе 99,9% всего убытка банковской системы (около 15 млрд грн) сформировали потери именно ВТБ Банка. В августе ВТБ Банк увеличил резервы на 14,6 млрд грн.
Чтобы закрыть «дыру» пришлось увеличивать капитал. «В этом году наши акционеры по результатам стресс-тестирования приняли решение о проведении увеличения уставного капитала на 19,9 млрд гривен»,- утверждает в комментарии ЛІГА.net председатель правления VTB Bank (Украина) Константин Вайсман, Это рекордное увеличение капитала за всю историю украинской банковской системы.
На фоне этих банков, немного лучше обстоят дела у Сбербанка России, которому, согласно данным аналитического отчета ICU необходимо увеличить капитал на 2,7 млрд гривен.
По мнению аналитиков, возможно по результатам стресс-тестирования, которое сейчас проводит НБУ, банкам с российским капиталом понадобится еще большее увеличение капитала. Но уже в следующем году.
Скорее все российские акционеры пойдут на очередную докапитализацию своих дочек, так просто так уйти с украинского рынка им будет не просто и очень дорого. «У банков с российским капиталом нет ликвидности в виде остатков на счетах в материнских структурах. Например, у Укрсоцбанка или у Аваля в 2013 году были огромные подушки ликвидности. У них были кредиты материнских структур, которые были размещены в тех же банках. То есть им свернуть бизнес в Украине можно было одним щелчком. У банков с российским капиталом так не получится. У них все деньги в активах (в кредитах украинским компаниям) и незначительная доля в ликвидных в ОВГЗ. Они могут уйти, только продав кредиты. Учитывая конъюнктуру рынка это можно сделать с большими убытками», – говорит Демкив.

Уйти нельзя остаться
Еще летом прошлого года в НБУ активно обсуждали вопрос дальнейшей работы в Украине банков с российским капиталом – целесообразно ли оставлять в стране «дочки» банков страны-агрессора? Тогда было принято решение разрешить банкам с российским капиталом остаться работать на украинском рынке, но ужесточить контроль за ними. «Мы усилили мониторинг банков с российским государственным капиталом. Мониторим на ежедневной основе, если будут неадекватные действия, мы примем меры», – говорила в августе 2014-го глава НБУ Валерия Гонтарева. «При осуществлении надзора нарушений в работе выявлено не было», – ответили в НБУ на запрос ЛІГА.net. При этом кураторы в банках с российским капиталом работают до сих пор.
Через год после начала проверки регулятор придерживается своей изначальной позиции и не собирается вводить санкции против этих финучреждений. «Когда начинаем применять санкции к «дочкам» российских банков, сами создаем для себя проблемы, это будет давить на наш бюджет «, – заявил первый замглавы НБУ Александр Писарук в октябре 2015-ого. Введение таких санкций блокирует продажу и капитализацию финучреждений, что увеличивает риск признания банка неплатежеспособным. «Мы добиваемся того, что российские акционеры вносят деньги. А если «свалим» дочки в Фонд гарантирования вкладов физических лиц, будет платить бюджет», – заявил Писарук.

«С точки зрения регулятора, есть банки, которые соблюдают нормативы и предписания, а есть банки, которые не соблюдают. Для НБУ неважно, есть ли в банке российский капитал, украинский или европейский. Главной задачей НБУ сейчас является помочь состоятельным банкам», – поясняет позицию НБУ Паращий. По словам банкира, с которым пообщалась ЛІГА.net, российские банки сейчас из кожи вон лезут, что бы соблюдать все нормативы. «НБУ следит за каждым их шагом. Они очень осторожны», – сказал банкир.

Впрочем, у многих праворадикальных политиков другая точка зрения – они неоднократно призывали ввести санкции против всех банков с российским капиталом. С точки зрения украинского права, такие санкции могут быть введены, и на практике уже вводились – в сентябре президент подписал решение СНБО о санкциях против российских компаний и физлиц. Тогда банки работающие в Украине в список не попали. Что было бы если попали?
В ответ на санкции российские банки почти наверняка обратятся в международные суды. «В судах у банков с российским капиталом есть несколько серьезных преимуществ. До сегодняшнего дня при всей строгости контроля со стороны НБУ никаких претензий иностранным банкам по финансированию терроризма или чему-то подобному не выдвигалось, – говорит Дмитрий Шемелин, юрист ЮФ «Ильяшев и Партнеры». – Более того, НБУ поддерживал проекты иностранцев по вливанию дополнительных ресурсов в их дочки. Банкам будет легко обосновать сумму упущенной прибыли хоть на 10 лет вперед, так как отчетность у них в порядке, более-менее прозрачна, проверена аудиторами и НБУ. Поэтому есть серьезные сомнения в том, что международный суд обязательно встанет на сторону Украины»

Источник: domik.ua

  • 1150
  • 17.10.2015 16:52

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода