«Железное» будущее: почему Украина должна инвестировать в инженеров и разработчиков

Читати цю новину російською мовою
«Железное» будущее: почему Украина должна инвестировать в инженеров и разработчиков
Последнее время стало модным говорить о достижениях украинской стартап-индустрии. О том, что количество новых проектов в нашей стране год от года увеличивается в разы.

Последнее время стало модным говорить о достижениях украинской стартап-индустрии. О том, что количество новых проектов в нашей стране год от года увеличивается в разы. Но при этом большинство предпринимателей, которые берутся решать какую-то задачу, «застревают» еще на этапе идеи. Многим попросту не хватает опыта и мотивированной команды, для того чтобы продемонстрировать потенциальному инвестору какую-то реально работающую модель, и получить финансирование. На главную проблему стартаперов – отсутствие понимания, зачем и для кого они создают тот или иной продукт, – в материале для Forbes указывает Михаил Рябоконь, основатель Noosphere Engineering School.
Вдохновляясь успехами Viewdle, Looksery, GitLab, разработчики пытаются создать их клоны, и стремятся в ниши, где и без того не протолкнуться. При этом предприниматели ставят перед собой цель перебраться в Кремниевую долину, продаться на аутсорсинг, масштабировать бизнес в Западной Европе, но главное – ни в коем случае не остаться на Родине.
Вместе с тем перспективы у изобретателей в нашей стране все же есть. И мы в силе сделать так, чтобы не просто они не уезжали от нас, а зарубежные компании переносили свой бизнес в Украину, потому что здесь сильные специалисты, мощные R&D центры и может быть создана экосистема для развития hardware-стартапов.
Почему hardware? Ответ прост – во всем мире наблюдается тенденция к росту вложений и расходов на разработку «железа». И ежегодно hardware-проекты получают на 50-60% больше инвестиций, чем сервисы и ПО. Плюс ко всему, не стоит забывать, что эра новой индустриализации, в которую входит мировая экономика, дает уникальный шанс именно для инженерных стартапов, которые несут интеллектуальный капитал внутри себя не только в софте, но и в «железе».
Во всем мире наблюдается тенденция к росту вложений и расходов на разработку «железа»
Интернет вещей, носимые устройства, технология «умного» дома, 3D-печать, энергосбережение – все это емкие и незаполненные ниши. И любой проект, способный сделать нашу жизнь лучше, а ведение бизнеса – проще и эффективнее, будет востребован как среди потенциальных потребителей, так и инвесторов.
Да, первые успехи у отечественных предпринимателей в части подобных разработок уже есть. Причем некоторые из них успешно покоряли Kickstarter, и даже смогли достичь определенного успеха. Как пример – iBlazr (умная LED вспышка для смартфонов и планшетов) или LaMetric (мультифункциональный диодный дисплей, который отображает разнообразную информацию: от времени и окружающей температуры до уведомлений в соцсетях). Тем не менее, все эти устройства все равно производятся за пределами нашей страны, поэтому назвать их полностью «украинскими» нельзя.
И это проблема, поскольку в Украине очень много действительно хороших программистов, тестировщиков, разработчиков (ежегодно вузы выпускают по 7000-8000 специалистов этих направлений). Но при этом катастрофический дефицит промышленных дизайнеров и инженеров, которые могут создавать не приложения или веб-сайты, а устройства и гаджеты. Исключение составляет разве что бюро ARTKB, которое нередко доводит до ума те немногие hardware-проекты, что появляются благодаря усилиям отечественных предпринимателей. Нет у нас и заводов, и высокотехнологичных компаний, способных производить конечный продукт, равно как зачастую нет готового сырья и компонентов, которые тоже приходится импортировать.
Поэтому насущный вопрос – возрождение технических наук и создание условий для появления новой генерации инженеров и механиков, дизайнеров, менеджеров по энергетике, радиотехников. Это те специалисты, которые способны переломить непростую ситуацию вокруг hardware-разработок.
Любой проект, способный сделать нашу жизнь лучше, а ведение бизнеса – проще и эффективнее, будет востребован как среди потенциальных потребителей, так и инвесторов
При этом мы прекрасно понимаем, что система государственного образования эту проблему решить вряд ли сможет. Вузам не хватает финансирования, и как следствие, отсутствует современная научная и техническая база. Тем не менее, благодаря титаническим усилиям отдельных энтузиастов, таких как Михаил Згуровский (ректор КПИ) или Николай Поляков (ректор Днепропетровского национального университета имени О. Гончара), удается выстраивать долгосрочные отношения с компаниями как украинскими, так и зарубежными, которые готовы подключаться к воспитанию высококвалифицированных специалистов и всячески поддержать молодые таланты. И эта поддержка им очень нужна, поскольку идей много, но понимание потребностей рынка зачастую отсутствует.
Например, за 2015 год мы посетили 17 мероприятий по всей Украине (в Киеве, Одессе, Львове, Харькове), и нами было оценено в общей сложности свыше 300 проектов. Среди них действительно перспективных и многообещающих hardware-стартапов – единицы. Более того, ни один из выступавших предпринимателей так и не смог дать внятный ответ, когда можно рассчитывать на возврат инвестиций.
Проблемы со стартап-движением во многом кроются в ментальности. Например, в США принято всем и каждому рассказывать о своем проекте, чтобы получить как можно больше отзывов. А у нас все боятся, что идею попросту украдут. Да, есть ряд проектов, чей смысл существования – быть на слуху. Например, Araned, Luciding, UniExo. Они не пропускают ни один конкурс, посещают все тусовки и акселераторы. В то же время в части разработок они продвинулись гораздо меньше, чем могли бы.
Причина банальна. У нас в принципе нет культуры венчурных инвестиций. Плюс ко всему, многочисленные попытки построить здесь инкубаторы и акселераторы стартапов по американскому образцу привели к одному результату: система не работает. И она не принесла ни одного самобытного проекта. Большинство идей было заимствовано с techcrunch, и в лучшем случае локализовано.
Насущный вопрос – возрождение технических наук и создание условий для появления новой генерации инженеров и механиков, дизайнеров, менеджеров по энергетике, радиотехников
Тем не менее, hardware в Украине суждено быть. Так, еще в 2014 году был запущен Carrot – акселератор только для «железных» стартапов. Причем часть проектов, которые «питчились» там (второе поколение вспышки iBlazr, велопереноска Bike Lift&Carry и Mobiliuz – устройство, предназначенное для безопасности и экономичности вождения автомобиля. – Forbes), уже вышли на массовое применение.
Плюс ко всему, дает повод для оптимизма Vernadsky Challenge – единственный пока что конкурс для hardware-проектов, начиная с АПК, альтернативной энергетики, оборонной сферы, и заканчивая медициной, робототехникой, космическими технологиями. Главный маркер для нас – количество участников, которое в этом году по сравнению с предыдущим возросло в два раза, что не может не радовать. И хотя многие заявки на полноценные проекты еще не тянут, но стимул у разработчиков есть, так как финалисты Vernadsky Challenge с этого года получают грант в эквиваленте 2 млн гривен на развитие. Кроме того, до конца 2016 года как минимум три студенческих проекта, которые являются резидентами Noosphere Engineering School, попадут на Kickstarter, а созданные ими прототипы будут поставлены на поток.
Изобретатели должны поверить в то, что их усилия не пойдут прахом, не станут лабораторными экспонатами, и они смогут построить на своих проектах хотя бы микро бизнес, хотя бы с помощью краудфандинговых площадок. Только в таком случае мы сможем сделать в Украине профессию разработчика трендовой.

Источник: forbes.net.ua

  • 179
  • 12.05.2016 16:13

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода