Что могло ждать Украину, не случись Майдан?

Читати цю новину російською мовою
Что могло ждать Украину, не случись Майдан?
Тогда, в ноябре 2013 Киев и Баку отказались подписывать ассоциацию с ЕС. В итоге, после Майдана, Янукович был смещен и новая власть всё же сделала этот шаг, в отличии от Азербайджана.

После этого Украина пережила аннексию Крыма, торговую и прокси–войну, девальвацию валюты и суровый экономический кризис. Российские СМИ, являющиеся мощнейшим рупором власти (если посмотреть на владельцев), объясняли все проблемы соседа выбранным ею прозападным путем и естественно Майданом. Мол, сидели бы себе вместе с Россией, чувствовали бы себя хорошо и сыто, доллар бы оставался по 8 гривен. А так, война, разруха и инфляция.

Именно потому интересно спустя два года провести сравнительный анализ положения Украины и Азербайджана, дабы посмотреть, как могла бы жить Украина, не подписав ассоциацию. Ведь оба государства в ключевых моментах похожи: они являются сырьевыми экспортерами, со всеми вытекающими, оба выбирали между Россией и ЕС. Вот только Азербайджан остался с Россией, тогда как Украина повернула свое лицо в сторону Европы.

Все знают, что Украину после Майдана постиг экономический крах, и жители обнищали в 3 раза. Курс гривны упал с 8 до 25 за доллар. Здесь вообще корреляция, которую зачастую российские СМИ подменяют недоказанной причинно–следственной связью, что далеко не одно и то же. Но у немногие у нас знают, что азербайджанский манат упал в более чем 2 раза и продолжает падать. Сначала конечно власти пытались его держать, сжигая золотовалютные резервы, по примеру Украины. Но когда за год их осталась только половина, пошли на девальвацию валюты. Вообще эта ситуация типична для всех сырьевых постсоветских и не только стран. Вот уж интересно. В Азербайджане не майданили и не воевали. Жил он под боком России спокойно. А экономический итог одинаков. Да, меня могут упрекнуть, мол посмотри, ну все же 2 раза это меньше чем 3, но если вспомнить мировой кризис 2008, то проседание Украины тоже было заметно большим чем у соседей, это такое ее слабое место.

Курс маната к доллару
Курс маната к доллару
Темпы роста ВВП Азербайджана повторяют классический для сырьевых придатков. Мощный рост на волне сырьевого бума 2000–х, падение во время мирового кризиса 2008, отскок в районе 2011 и медленный спад темпов с уходом в минус в районе последних года–двух, когда Китай, огромнейший потребитель, замедлился достаточно, плюс на мировой рынок хлынула в больших количествах новая нефть.
Темпы роста ВВП Азербайджана
Темпы роста ВВП Азербайджана
Картина абсолютно такая же в России и Украине, что видно на графиках ниже, только вместо столбиков кривая.

Могут возразить, что маленькая страна могла пасть жертвой просадки экономики своего большого соседа, с которым ведет торговлю. Но на 2014 азербайджанский экспорт в Россию составлял 1,8% от всего объема экспорта. И это логично что в России не сильно нуждаются в чужой нефти, ведь своей навалом.

Экономика ушла в минус. Темпы роста в 2016 на уровне –3,5% ВВП. Нефть, которая составляет 95% экспорта, упала в цене в два раза. Это мощнейший шок. Власть принимает решения, визуально находясь в паническом состоянии. Это видно по решениям. Например она ввела налог на вывод иностранной валюты из страны только для того, что бы через несколько недель его отменить. Вторая девальвация меньше чем за год привела к протестам в провинциальных городах.

Сейчас Азербайджан быстро исследует возможность взять кредит у МВФ. Да–да, у того самого западного МВФ, за что в России Украину не порицал только ленивый. Чиновники из МВФ и Всемирного Банка приезжали по его просьбе в начале 2016, дабы обсудить возможность кредитования на $4 млрд. Экономика небольшая, потому и кредиты кажутся не столь существенными для наших глаз. Что интересно, новости про кредиты от России отсутствуют. Почему Азербайджан пошел за деньгами не к другу, а к Западу, вопрос интересный, особенно еслиприводить дальше цитаты депутатов азербайджанского парламента от РИА Новости, — Мы не хотим быть зависимым государством, марионеткой в руках определенных кругов Запада. — Это было сказано в момент отказа от подписания соглашения с ЕС. Нефть на тот момент держалась на уровне $110, деньги полноводной рекой текли в страну, президент Ильхам Алиев чувствовал себя уверенно. Однако марте 2016, при нефти по $40, он посетил Вашингтон, и после встречи с Джоном Керри сказал, — американо–азербайджанские отношения всегда были очень близкими, сердечными, и теперь это отношения стратегического значения».

Как пишет Financial Times : «Поскольку Баку ищет миллиарды долларов финансировании, он смягчил свою враждебность к Западу и освободил некоторых высокопоставленных политических заключенных.» У Украины они тоже были, самый яркий пример Тимошенко. Тогда Януковича Запад тоже принуждал ее отпустить. Алиев весной 2016 освободил 148 заключенных, в том числе 13 правозащитников, которые рассматривались как политические заключенные, хотя многие остаются за решеткой.

Плюс Азербайджан ищет финансы на постройку Южного газового коридора, стоимостью в $45 млрд, для прекращения монопольного положения России в транспортировке газа и для пополнения казны в условиях упавшей нефти. Доля Азербайджана в стоимости составляет $13 млрд, из которых 5 тот хочет взять в долг у Всемирного банка, Банка реконструкции и развития и у Азиатского банка развития. И здесь критически важным становится IETI статус страны.

Не так давно Инициатива прозрачности добывающих отраслей (EITI) понизилаего статус из члена на кандидата, из–за чего начались встречные обвинения в необъективности и угроза выйти из организации. Сейчас же EITI–статус играет критическую роль в переговорах между Баку и финансовыми институтами, естественно это раздражает власти, но не смотря на это, сцепив зубы, правительство начало заниматься этим вопросом. Деньги нужны, а взять негде.

Опять таки, меня могут упрекнуть в том, что Украина дескать уже нахваталась кредитов МВФ а Азербайджан только начал обсуждение. Здесь нужно заметить, что Украина начала брать кредиты задолго до Майдана. Да и цены на сталь, чей экспорт был главным для экономики, начали падать задолго до нефти. Потому и последствия наступили раньше. Если нефть начала падение в средине 2014, то сталь еще в начале 2011. Просто они на разных стадиях одной болезни, если у Азербайджана еще насморк, у Украины уже жар. Украинские власти договаривались о кредите с МВФ еще задолго до Майдана, в 2013, после заморозкипредыдущего сотрудничества с фондом. Именно после отказа подписать ассоциацию, Путин дал Януковичу $15 млрд кредита «без условий». Азербайджан же брал последний раз у фонда деньги аж в 99–м.

Слева — цена на нефть, справа — цена на сталь

Слева — цена на нефть, справа — цена на сталь

Пока Россия и Азербайджан погружаются, Украина потихоньку выходит наположительные темпы роста экономики и рост инвестиций.

Да и нефть сама по себе товар непростой. Население Азербайджана 9,4 млн человек, меньше Москвы. Как уже упоминалось, на нее приходится 95% экспорта. И за 2015 год торговый баланс в $17 млрд упал практически до нуля. В общем в тучные годы нефтедоллары лились рекой, накачав суверенный фонд до $35 млрд. Но согласно Moody’s, ожидается 5,5 бюджетный дефицит в 2016, он же в 2015 составил 9,2%. Согласно министру финансов, рассматривается возможность выпустить государственные бонды для внутреннего рынка как один из вариантов для его покрытия. В общем, брать в долг у своих граждан.

Какие можно сделать выводы? И там и там уровень жизни обвалился в разы. То есть, в экономическом плане, нельзя сказать что Азербайджан выиграл. Обвал в большой степени связан с окончанием сырьевого суперцикла 2000–х. С другой стороны, Украина получила прокси–войну от России и аннексию ею Крыма. Обе страны так или иначе зависимы от помощи Запада, из–за чего их властям требуется идти на уступки в правах человека и в продвижении реформ.

Однако, они находятся на разных уровнях. Если от Азербайджана требуют освобождать политзаключенных, то Украина получила ассоциацию с ЕС, на пороге безвиза, от украинского правительства уже требуют электронное декларирование, от которого власти стараются пропетлять, показывая невероятные чудеса ловкости рук, заставили снять одиозного генпрокурора, заставили создать НАБУ — орган, занимающийся коррупцией в высших эшелонах власти, показывающий реальную работу, из–за чего сейчас война с прогнившей донизу генеральной прокуратурой, НАЗК, полицию, которая действительно работает без взяток, Prozorro, децентрализация во много копирует успешный польский образец, энергетические реформы, убирающие огромнейшую дыру в бюджете, которая приводила к тому, что ее заливали с помощью печатного станка. Это примеры серьезных изменений. Согласно Репортерам без границ, Украина поднялась в 2016 на 107 место в индексе свободы прессы, Азербайджан опустился на 163–е. Свобода, то самое неуловимое, но без чего трудно жить, ощущая себя достойно. Не всё измеряется деньгами, и свобода это именно то, чего в Украине больше чем в Азербайджане. Безусловно, коррупция и отсутствие возможности установить верховенство права, стали основными провалами Украины за последние два года, о чем говорит посол США. Проблем еще куча и их нужно решать. Но Украина достигла существенного прогресса по сравнению с Азербайджаном. Ведь достаточно вспомнить, что недавно, в 2013, у нас были свои политзаключенные, самые известные из которых Тимошенко и Луценко.

Азербайджан провёл определенные реформы в экономике, однако, согласно Financial Times, много наблюдателей внутри и вне Азербайджана остаются скептическими относительного того, что Алиев займется реальными реформами системы, которая помогала ему 13 лет оставаться президентом. В документахStratfor из WikiLeaks отражено то, как Запад видит существующий в там режим: «Наблюдатели в баку часто замечают, что современный Азербайджан управляется по манеру похоже на феодализм, существующий в Европе на протяжении Средних Веков: горсть хорошо связанных семей контролируют определенные географические области и сектора экономики.

<…> Семьи также сговариваются, используя государственные механизмы, для устранения зарубежных соперников, и структуры типа госпогранслужбы, таможни и налоговой создают барьеры<…>В результате, экономика уже развивающаяся от доходов нефти и газа создает огромные возможности для обогащения маленькой горстки игроков, формирующих азербайджанскую элиту.»

На лицо классические экстрактивные (извлекающие) институты, о чем писали Асемоглу и Робинсон в книге Why nations fail. При этом я не идеализирую украинских политиков. Большинство пришло во власть для личного обогащения на коррупционных схемах, и нравы у них не лучше Алиева. Однако прессинг Запада и гражданского общества таков, что изменения, со скрипом и огромным сопротивлением, но идут. Низкая цена нефти заставляет двигаться и Алиева, но его реформы крайне скудны.

Обе страны упали в экономически, однако украинское общество добилось свободы и надежд на перспективы, заплатив за это Майданом и войной.

Источник: politota.dirty.ru

  • 71196
  • 01.09.2016 14:55

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода