Очередная инициатива: Как Минфин будет бороться с зарубежными покупками

Читати цю новину російською мовою
Очередная инициатива: Как Минфин будет бороться с зарубежными покупками
Что известно на данный момент?

На данный момент есть два основных источника информации об инициативе Минфина. Это публикация UBR и круглый стол «ЛИГАБизнесИнформ», посвященный «почтовому импорту» (проводился за несколько дней до публикации UBR), где представители министерства озвучили свою позицию относительно проблемы вокруг зарубежных интернет-магазинов. Кроме того, публикация на AIN.UA, где приводится позиция министерства, мнения представителей ритейла и разбираются основные моменты исследования.

Чтобы не пересказывать весь массив информации, приведем ключевые моменты, которые известны на данный момент:

  • Планируется ограничить количество необлагаемых посылок в месяц на человека до трех, посылки свыше этого количества облагаются налогом в 20%. Чтобы отслеживать количество посылок на человека, Государственная фискальная служба создаст информационную систему. Идентификация пользователей может лечь как на таможню, так и на почту.
  • В багаже или ручной клади можно будет провозить товаров на сумму до 300 евро при условии, что человек пробыл за границей не менее суток и эту операцию он производит не чаще, чем раз в пять дней. Также будет действовать правило 24 часов: в течение суток можно будет ввозить из-за границы товаров на 50 евро. Все, что свыше, облагается налогом.
  • Сторонники проекта ссылаются на исследование GfK, которое проводилось в конце августа 2017 и было представлено на круглом столе. Оно говорит о том, что средний украинец заказывает из-за рубежа 10-13 посылок в год, а средняя стоимость заказа составляет 1292 грн. Таким образом, исследование демонстрирует, что инициатива не ущемляет обычных покупателей. Она направлена сугубо против тех, кто покупает товары в зарубежных магазинах с целью перепродажи их в стране и при этом уклоняется от уплаты налогов.
  • В числе лоббистов новой инициативы называют АПИТУ (Ассоциация предприятий информационных технологий Украины, в которую входят дистрибьюторы, вендоры, магазины) и EБA (Европейская бизнес ассоциация, которая лоббирует интересы бизнеса в Украине). Обе организации отказываются от комментариев. В АПИТУ «не комментируют слухи», в EБA «еще не выработали финальную позицию». В недавнем интервью изданию Delo.ua глава «БСХ Бытовая техника» говорил о том, что контрабанда их продукции составляет 15%, и компания пыталась выйти на диалог с государственными органами и выносить на обсуждение через EБA.

Какие задачи должен решить проект?

  • Заставить платить налоги тех, кто под видом личных почтовых посылок ввозит из-за границы товар для перепродажи в стране.
  • Улучшить ситуацию на таможне и сократить контрабанду. Сейчас огромное количество «челноков» из Западной Украины зарабатывает на беспошлинном ввозе товаров в пределах 500 евро, ежедневно по несколько раз пересекая границу, из-за чего на границе перманентный коллапс, от которого страдают и украинский бюджет, и таможня с пограничниками, и туристы. По оценкам GfK, потери публичных финансов из-за «почтового импорта» составляют минимум 6,7 млрд грн. По данным прошлогоднего исследования GfK, доля контрабандных устройств на украинском рынке составила для смартфонов и ноутбуков 15-20%, для планшетов — 20%, для фотокамер – 20-25%. Хуже всего приходится компании Sony: на долю ее продукции приходится 45% контрабанды в сегменте премиум-смартфонов и 60% в сегменте ТВ с большой диагональю. Надо отметить, что стоимость топовых смартфонов этого бренда на украинском рынке заметно выше конкурентов.
  • Помочь украинским товарам повысить конкурентоспособность, так как за них производители платят налоги, из-за чего на фоне нелегальных товаров цены выглядят не так привлекательно.

Таможня одобряет, но почта видит проблемы

В Государственной фискальной службе 112.ua сообщили, что директиву со стороны Минфина получили и удостоверились в ее соответствии нормам европейского законодательства. Но при этом не прокомментировали, каким образом инициатива скажется на работе службы и скорости движения посылок.

О том, что в ЕС тоже думают над регулированием параллельного импорта, редакции 112.ua рассказали и юристы. «Что касается ЕС, то здесь ситуация с параллельным импортом выглядит примерно аналогичным образом. Вопрос стоит остро уже не одно десятилетие, есть многочисленные решения Европейского суда справедливости в отношении препятствий к параллельным продажам, импорту и принципу исчерпания прав», – объясняет ситуацию с европейским законодательством Юлия Курило, партнер адвокатского объединения «СК ГРУП».

Две крупнейшие почтовые службы Украины, «Укрпочта» и «Новая почта», говорят о том, что процент посылок, который подпадет под действие инициативы, небольшой, но все же она негативно отразится на их работе.

«Среднемесячный объем международных e-commerce-отправлений, которые «Нова почта» доставляет физлицам в Украине, составляет от 180 до 250 тыс. шт. Отправлений, которые потенциально подпадают под действие упомянутых нововведений, от 2 до 4% от общего числа международных. Тем не менее, принятие этого законопроекта будет иметь для компании негативный эффект в долгосрочной перспективе (3-6 месяцев после принятия). Проблемы с обработкой входящего грузопотока из-за необходимости взаимодействовать с госорганами могут привести к задержкам в оформлении отправлений. Кроме задержек, со стороны контролирующих органов возможны требования к получателям по уплате таможенных пошлин. Поэтому «Нова почта» оценивает эту законодательную инициативу негативно, с точки зрения влияния на потребителей и рынок трансграничного e-commerce», – комментирует ситуацию пресс-служба «Новой почты».

В «Укрпочте» тоже отмечают, что инициатива негативно скажется на скорости обработки посылок. «Изменения в законопроект предусматривают, что каждая 4-я посылка будет задержана на неопределенное время для обязательного таможенного оформления, поскольку Государственная фискальная служба сейчас не имеет необходимого количества работников для быстрой процедуры растаможивания. Следствием этого может стать фактическое уничтожение объемов международной доставки. Есть пример Белоруссии, где беспошлинный лимит был сокращен с 200 евро до 22 евро. Согласно данным региональных таможенных служб этой страны, в результате уменьшился объем импорта мелких пакетов от плановых 24 млн шт. до фактических 12 млн шт. за период с января по сентябрь 2016 года. При этом в Белоруссии наблюдается активизация «серых» перевозчиков, которые доставляют импортные отправления нелегальными каналами через Россию, где беспошлинный лимит составляет 1000 евро. То есть такие изменения в беспошлинном лимите приводят к тому, что официальный рынок приостанавливает свою работу и сокращает объемы отправлений. При разработке законопроекта необходимо учитывать пример наших соседей, чтобы не способствовать развитию подобных тенденций рынка в Украине», – объясняют в «Укрпочта».

Кроме того, в компании обращают внимание на вопрос экономической целесообразности. Ежемесячно «Укрпочта» получает около 1,5 млн посылок, из которых порядка 80% – с вложениями за 5-7 долларов. Взимание налогов с таких отправлений не принесет деньги в бюджет, а наоборот, может стать еще одной статьей расходов для бюджета. «Инициатива обложить каждую 4-ю посылку приведет к тому, что каждый, кто покупает за 5 долларов 4-ю посылку, должен будет заплатить 20% НДС и 10% таможенного сбора, то есть 1,5 доллара налога. На эти 1,5 доллара, в соответствии с законодательством, таможенный инспектор и работник «Укрпочты» должны провести таможенное оформление и оформить декларацию, а оформление одной декларации занимает 25-35 мин. Стоит ли работа инспектора, инфраструктура, аренда помещения, обеспечение сохранности этих 1,5 доллара? Ответ очевиден. В целом, «Укрпочта» поддерживает стремление Минфина, однако предложенный сейчас механизм не решает вопроса урегулирования трансграничной торговли», – говорят в компании.

На отсутствие прописанного механизма контроля посылок и багажа указывают и юристы. «Повышение прозрачности импорта товаров на территорию Украины создаст положительные условия для вывода очень большого количества импортных товаров из тени, что позволит наполнить бюджет за счет уплаты таможенных платежей. Идея достаточно хорошая, вопрос остается в ее имплементации и в исключении коррупционных моментов со стороны ГФС. Новые нормы лишь ужесточают правила налогообложения, но не регулируют вопрос провоза контрабанды или же контрафактных товаров», – комментирует юрист юрфирмы «Мисечко и Партнеры» Юлия Демиденко.

Лекарство не от той болезни

Хотя проблема контрабанды в Украине стоит остро, и данная инициатива Минфина носит благое намерение, отношение у рынка к ней неоднозначное. Так, противники указывают на ряд существенных недостатков.

Помимо отмеченных выше замечаний со стороны почты, которые касаются стоимости процедуры внедрения и скорости работы почты и фискальной службы, есть и другие. Так, существует опасение, что даже если с помощью закона удастся побороть ситуацию с «челноками» на границе, то не факт, что контрабанда не получит новое дыхание в партнерстве с ГФС – у этого органа нет репутации «чистого на руку».

И последний, но, пожалуй, ключевой момент. Инициатива не влияет на мотивацию украинцев возить контрабанду и заказывать товары за рубежом для последующей продажи.

Даже если оставить за скобками вопрос покупательной способности и трудоустройства жителей западных регионов страны, то остается вопрос цены на украинском рынке. Если говорить об электронике (а как мы уже писали раньше, в числе инициаторов закона как раз представители компаний, которые продают электронику), то спрос на, условно, холодильники и айфоны из Европы будет сохраняться до тех пор, пока есть большая разница в стоимости. Вполне понятно, почему украинцы голосуют кошельком за более дешевую технику из Европы. Мы уже рассказывали на примере новых iPhone об одном из аспектов ценообразования в Украине. Привезти технику в страну «по-белому» банально дорого и хлопотно, и это во многом объясняет, почему импортеры так ратуют за борьбу с контрабандой. Эти расходы включены в стоимость каждого устройства.

Второй аспект возвращает нас к дискуссии, которая началась в конце весны, о принципе исчерпания прав на торговую марку (после скандалов с задержками техники Xiaomi и Meizu на таможне). В Украине этот вопрос сейчас не регулируется, хотя остановка посылок определенных торговых марок на границе приближает нас к национальному принципу. В Европе, на законы которой сейчас ориентируется Украина, ситуация иная.

Так, в частности, в ЕС действует принцип исчерпания прав на территории союза. «Тремя решениями (Silhouette, Sebago, Davidoff) Европейский суд (ECJ) уточнил, что все страны-члены ЕС должны применять исключительно принцип исчерпания прав в пределах ЕС (community-wide exhaustion), а не принцип национального или международного исчерпания. Собственники прав на торговую марку могут препятствовать параллельному импорту товаров извне Европейской экономической зоны», – объясняет Юлия Курило. Это стимулирует развитие свободного рынка на территории ЕС. В России, наоборот, действует национальный принцип. По словам Владислава Чечеткина, главы «Розетки», это привело к росту цен на 32% с 2002 года за счет монополизации рынка. Также бизнесмен выражает опасение, что в конечном итоге Украина может прийти к полному запрету кроссбордер-торговли: «Прежде всего нужно понимать, что это инициатива того же лобби, что и «22 евро», и так далее. То есть Кабмин сделал выводы на основе предложений монополистов. В целом, это не нанесет вреда обычным покупателям – но никто не знает, как это контролировать».

О том, что ограничительные меры – не панацея от контрабанды, говорят и другие участники рынка. «Я считаю, что эта новая регуляция (закон) потребует разработки государственной базы данных и новых дополнительных механизмов контроля. А значит – это новые расходы из бюджета и новые коррупционные и прочие схемы. Выступая за дерегуляцию и за уменьшение роли государства в экономике и личной жизни граждан, я категорически против. Плюс, поставленную разработчиками закона проблему он не решает. Я в целом против латания морально устаревшего законодательства, на базовом уровне не соответствующего потребностям современной экономики (а именно на этот путь нас толкают теперь уже молодые реформаторы последние года). Нужно менять базовые законы и кодексы», – говорит Сергей Арабаджи, основатель Hotline.ua.

Источник: minprom.ua

  • 279
  • 11.11.2017 12:01

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода