Константин Паршин: Рейдер – это военный корабль, который использует недостатки в системе обороны противника, и реализует своё преимущество над ним

Читати цю новину російською мовою
Константин Паршин: Рейдер – это военный корабль, который использует недостатки в системе обороны противника, и реализует своё преимущество над ним
С начала года в так называемую «антирейдерскую комиссию» обратились 1270 человек. Такие цифры обнародовало в начале ноября 2017 года Министерство юстиции Украины.

Рейдеры и преступники

С начала года в так называемую «антирейдерскую комиссию» обратились 1270 человек. Такие цифры обнародовало в начале ноября 2017 года Министерство юстиции Украины.  Комиссия была создана в начале 2016 года при Министерстве юстиции Украины, и носит официальное название — Комиссия по вопросам рассмотрения жалоб в сфере государственной регистрации. Ее основными задачами является мониторинг регистрационных данных, судебного реестра и контроля контрагентов. Для сравнения, в 2015 году, по данным Минюста, было совершено 3 тысячи попыток рейдерских захватов бизнеса, более 2,5 тысяч из них оказались успешными.

Рейдерские захваты предприятий в том виде, в котором украинцы привыкли их видеть, характерны только для стран бывшего СССР. В европейской и американской юридической практике под рейдерством воспринимают процесс слияния или поглощения компании против воли собственников контрольного пакета акций. В отечественных реалиях – это спортивные молодчики, которые блокируют входы и выходы на предприятие. Что творится за его забором, как правило, широкой общественности неизвестно.

В постсоветских странах рейдерские атаки зачастую имеют криминальный характер. Они отличаются захватом частного бизнеса с помощью силы, посредством прямого насилия или при помощи государственных институтов власти. Исторически сложилось, что процесс приватизации в 1990-х годах характеризовался высокой степенью криминального давления. В дальнейшем силовые методы использовались и для поглощений бизнеса.

Создатель Международного учебного проекта «Центр подготовки «PATRIOT» Константин Паршин говорит, что необходимо четко разделять понятия «рейдер» и «преступник», которые стали уже тождественными в обществе.

«Люди у нас путают понятия рейдер и преступник, потому что, если группа, которая атакует компанию, использует незаконные методы получения контроля, в том числе силовые методы, то здесь нужно говорить уже об уголовном правонарушении, а не о рейдерстве, и принимать меры недопущения, не связанные с внутренними процессами в компании: организация профессиональной физической охраны, помощь правоохранительных органов», – говорит руководитель «Центра подготовки «PATRIOT» Константин Паршин.

Константин Паршин подчеркивает, что классическое рейдерство в мировой бизнес-практике является следствием недочётов внутри компании, а именно: слабого системного подхода, некорректной организационной структуры, плохого управленческого контроля, слабой юридической поддержки.

С корабля в бизнес

«Стоит начать с того, что рейдер – это военный корабль, который имеет очень хороший запас хода, он очень хорошо вооружён, хорошо защищён и хорошо подготовлен, отличная выучка экипажа. Это боевая единица, которая может самостоятельно выполнять серьёзные боевые задачи – уничтожение конвоев противника, уничтожение небольших боевых групп, уничтожение портов, в которых идёт перевалка военных грузов и так далее. Он использует недостатки в системе обороны противника, и реализует своё преимущество. Из военной терминологии это понятие пришло в бизнес», – поясняет Константин Паршин.

В классическом понимание бизнеса, рейдер – это отдельное лицо или организация, которая путем поглощения пытается взять на себя контроль над другой компанией. Цель рейдера, как правило, получить прибыль за достаточно короткий промежуток времени, продавая активы компания, которые порой могут быть неликвидными или недооцененными. В голливудском фильме Pretty Woman, герой Ричарда Гира, именно таким способом заработал свой капитал.  Для рейда специально ищут компании с недооцененными активами, а затем пытаются предпринять поглощение, покупая достаточное количество акций, чтобы получить контрольный пакет.

В бизнес-кругах давно идут споры, кем считать рейдеров, одни называют рейдерство преступлением, другие – высокоинтеллектуальным бизнесом. Выделяют три основных формы рейдерства: «белое» – поглощение происходит в рамках действующего законодательства, «серое» – с нарушением гражданско-правовых норм и «черное» – используя уголовные методы. На самом деле понятие рейдерства очень широкое.  Тактика рейдерства используется как способ оказать давление на компании с помощью легальных и полулегальных методов.

«Если вы подверглись атаке рейдера, то вам нужно оперативно принимать управленческие решения, пересмотреть юридическую структуру, уделить достаточно внимания правильному корпоративному устройству, правильному принятию стратегических решений, провести корректировку бизнес стратегии. Так, например, если ваши доходы ниже расходов, то, вы обязательно обратите на это внимание, точно также, если у вас неэффективное управление, которое потенциально может привести к тому, что вас можно атаковать, ваши акции скупают, миноритарные акционеры хотят выйти и не видят перспектив, то нужно говорить о том, что необходимо менять стратегию в предприятии, и делать это в кротчайшие сроки, ведь данный симптом гораздо страшнее. Временный убыток – это еще не потеря компании, а слабая организационная структура – лакомый кусок для рейдера», –  говорит Константин Паршин.

Хочешь мира – готовься  к войне

«Особую опасность представляют преступники. Охранные мероприятия для бизнеса очень важны, потому что, для физического контроля над каким-то активом применяют так называемых «титушек» или незаконные вооружённые формирования.  Тем более, что сейчас захваты предприятий проходят с применением оружия. Повторюсь, вопросу охраны необходимо уделять огромное внимание. Ведь кто у нас идет в охрану? Как правило, это простые пенсионеры, люди, которые не в состоянии противостоять преступникам, которые идут на преступление с применением оружия, чтобы получить контроль над предприятием», – предупреждает руководитель «Центра подготовки «PATRIOT» Константин Паршин.

Сегодня силовые методы рейдерских захватов отходят в прошлое, сами схемы становятся более изощренными и тонкими. Главной ударной группой выступают не боевые единицы «титушек», а высокообразованные юристы, адвокаты, бухгалтера. Для достижения цели привлекают журналистов, представителей судебной и исполнительной власти. Серия рейдов создается определенной группой, которая координирует атаку, обеспечивает финансовую поддержку всем участникам и, как правило, выступает в качестве основного бенефициара враждебного поглощения.

Владимир Федорченко

Источник: Власти.нет

  • 572
  • 16.11.2017 13:02

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода