Способна ли Украина на газовый прорыв и как его добиться

Читати цю новину російською мовою
Способна ли Украина на газовый прорыв и как его добиться
Уже много лет традиционно «под елочку» в Украине пытаются закончить реформы, изменить налоги и принять судьбоносные экономические решения. Так же с добычей газа и нефти. У нас есть 26 дней создать условия для действительно газового прорыва

100 лет газодобычи: движение в обратном направлении?

Несмотря на рапорты о потенциале роста добычи газа, надо понимать, что чудес не бывает. Уже сейчас «Укргаздобыча» и НАК «Нафтогаз Украины» вынуждены пересмотреть свои планы наращивания добычи.

Причина банальна – отсутствие ощутимых изменений в государственной регуляторной политике. Тем не менее, рост добычи действительно зафиксирован. По итогам 9 месяцев 2017 года, увеличение общей добычи газа составил 3,6% («Укргаздобыча»: + 3.9%, «Укрнафта»: -12.9%, независимые добытчики: + 5.2%).

Такой, хотя и положительной динамики не достаточно для достижения принятых целей до 2020 года. Напомню, что по стратегии, прирост должен составлять 18% по всему сектору в год, начиная с текущего.

На сегодня Украина, а именно промышленность, население и бюджетные организации вместе, потребляет ежегодно примерно 35 млрд м3, из них газа собственной добычи из недр Украины – около 20 млрд м3. В отличие от многих других европейских стран, нам повезло с ресурсами – запасы газа составляют более 900 млрд м3 (третье место в Европе, оценка ресурсов превышает 5.6 трлн м3). Однако ежегодно изымается лишь 2% запасов, когда в мире – не менее 6%.

Мало кто знает, но украинцы добывают нефтегазовые продукты уже более 100 лет, в конце 70-х добывалось втрое больше газа, чем сегодня (68 млрд м3). То есть Украина имеет все шансы обеспечить себя собственным газом за счет увеличения добычи и более эффективного его использованию. Дальше – экспорт.

Ранее мы полагались на то, что дружественная Россия продает нам газ «дешево» и вполне естественно решили не развивать собственную добычу, а местами (речь о государственном секторе добычи) мы его почти развалили.

Нынешняя же логика нам подсказывает, что через 10-20 лет, природный газ с высокой вероятностью, в нашем регионе значительно потеряет актуальность как основной источник энергии. Это мировой тренд, на который влияет галопирующее развитие альтернативных источников энергии.

Государство и его население должно быть заинтересовано в быстром наращивании добычи украинского газа. Кроме того, рост собственной добычи – это больше налогов, больше рабочих мест, больше зарплат, ВВП и т. д. Надо просто создать условия, при которых инвестиции появятся в секторе и начнут превращать потенциальные ресурсы под землей в реальный актив для общества.

Газовый прорыв возможен только по принципиально большем масштабе инвестиций (с текущих $ 0,5 млрд до $ 2 млрд в год).

Стоит государству самому вкладывать такие средства в достаточно рискованный сектор?

К сожалению, сейчас Украина не имеет таких средств. Нужно как можно больше привлекать частных инвестиций и более эффективно использовать ресурсы государственных компаний. Кроме того, нам нужны не просто сами деньги, сколько массовое привлечение «квалифицированных» инвестиций, которые придут с современными технологиями добычи и разведки.

Именно из-за нехватки применения передовых технологий, темпы изъятия газа в Украину являются низкими. Уверена, что нам необходимы новые игроки с современными технологиями, упорством и инвестициями, готовыми к высокому риску. Желательны и крупные международные добывающие компании, ведь они – это стабильность на годы, интеллектуальный потенциал и «масштаб», который очень нужен Украине в сложных проектах.

Чтобы достичь значительно большей динамики добычи необходимо реализовать минимальный план действий, без которого невозможен прорыв в части увеличения добычи газа в Украине:

1. Государство должно активно предлагать новые объекты для разведки и добычи газа и создать условия для эффективной разработки существующих лицензий.

Проблема: Предложение инвестиций всегда реакцией на активную предложение со стороны государства и частного сектора конкретных объектов инвестирования (новые и существующие участки добычи газа) и создание привлекательных условий для инвестирования. Сегодня этого нет.

За прошлый год не было проведено ни одного аукциона (за три года 75% спецразрешений Госгеонедр выдала вне аукционов), а политика этого регулятора не соответствует ожиданиям инвесторов и непонятна для них.

Значительное количество лицензий разрабатывается неэффективно или не разрабатывается совсем (проблема «спящих лицензий). Это происходит из-за нехватки инвестиционных средств у владельца или из-за проблем с разрешительной системой.

Предложенные шаги:

- Скорейшее проведение нескольких знаковых пилотных аукционов больших участков под личным патронатом президента / премьера, которые восстанавливают доверие инвестора.

- Открытие геологической информации (принятие правительственного акта, проект изменений разработан и опубликован на сайте Минприроды) и утверждение «агрессивной» программы выдачи новых лицензий Госгеонедр (массовое предложение новых лицензионных участков с стороны государства).

- Внедрение механизма продажи лицензий, которые уже выданы на вторичном рынке. Осуществление реального контроля и реагирования со стороны государства лицензий, которые были выданы, но по которым не ведется никакой работы.

2. Налоговое стимулирование

Действующий налоговый режим является экономически непривлекательным (средняя рента в Европе – 12%, в Украине 21%) и запутанным (11 видов ставок ренты) с рядом искажений и несоответствий (конденсат облагается по вдвое большей ставке, чем нефть, соглашения о разделе продукции имеют двойное налогообложение).

Из-за событий последних лет налоговый режим воспринимается как нестабильный и непрогнозируемый (за три года ставки ренты менялись пять раз).

Для крупных компаний, которые ориентируются на соглашениях о разделе продукции непонятен подход к ренте по этим сделкам. Наиболее желанным стал бы переход на дополнительный специальный налог на прибыль для добычи, но учитывая то, что сейчас идут обсуждения всей налоговой системы страны, то на ближайшее время для отрасли нужна оптимизация хотя бы уже существующих налогов (рента), если не будет возможности изменить систему коренным образом.

Предложенные шаги с целью стимулирования новых инвестиций:

- введение стимулирующей ренты на новые газовые скважины, начали бурение в 2018 году) в сочетании с внедрением 10-летней стабилизационной условия для такого налогового режима;

- приведение размера ренты на газовый конденсат в соответствии с уровнем налогообложения нефти (14% / 29%);

- четкое фиксирование ставки минимальной ренты по соглашениям о разделе продукции.

3. Упрощение разрешительной системы

Сложная разрешительная система не позволяет оперативно начинать бурение и разрабатывать месторождения (до трех лет с момента получения лицензии до начала бурения скважины). Это касается как государственных, так и частных компаний.

Предложенные шаги: Упрощение оформления введения нефтегазовых месторождений в промышленную разработку и решение вопросов землеотвода, связанных с бурением скважин (принятие законопроекта 3096-д) и изменение неконструктивных возможностей облсовета препятствовать согласованию проектов разработки месторождений.

Все эти инициативы уже общеизвестны. Но пока все только говорят о потенциале увеличения добычи, либо полагаются на чудо-чудесное. Но чудеса не могут быть основной стратегии, и государство должно более системно и методично подходить к формированию предпосылок привлечения инвестиций в такую технологически сложную и капиталоемкую отрасль.

Без выполнения этого плана мы и дальше будем зависить от импорта, а наш собственный газ будет оставаться под землей.

Источник: trust.ua

  • 292
  • 09.12.2017 08:22

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода