Легализация криптовалют: Как государство наложит лапу на биткойн

Читати цю новину російською мовою
Легализация криптовалют: Как государство наложит лапу на биткойн
В Украине всерьез решили взять под контроль рынок криптовалют и облагать операции с ними

Секретарь СНБО Александр Турчинов поручил чуть ли не всем ответственным за финансовую и правовую сферу структурам разработать соответствующее законодательство. Какими же нормами украинские чиновники могут заполнить правовой вакуум вокруг крипты, разбирался Depo.ua.

Чтобы спрогнозировать, как все будет, прежде всего нужно оглянуться вокруг. Во многих странах – от США до Японии – уже загнали рынок криптовалют в определенные рамки. Правда, повсюду законодательство неполное и противоречивое. Потому что в проблемы большое количество углов. Итак, всем правительствам, которые хотят разобраться с криптой, приходится определяться:

чем есть биткойны, ефириумы, риплы и другие криптовалюты деньгами, средством обмена или платежа, товаром, активом, имуществом и тому подобное;
нужно ли их легализовать, ограничивать или запрещать;
как именно облагать налогом операции с криптовалютою и, возможно, сами монеты;
как устанавливать владельцев цифровых монет в условиях анонимности блокчейн-транзакций;
в каких рамках будут работать криптовалютные компании (биржи, обменники, провайдеры виртуальных кошельков);
как урегулировать майнинг (добыча) криптовалют.
Кроме того, центробанки должны решить, стоит ли выпускать электронные версии национальных валют на блокчейни.

Статус имеет значение

Казалось бы, простейший вопрос, есть ли деньгами криптовалюта, сразу же вызывает споры. Так, за цифровые монеты продают товары и услуги, ими можно расплачиваться, их можно хранить и накапливать – это все функции денег, но, в отличие от обычных (фиатных) валют типа гривны или доллара, ценность крипты не гарантируется государством и она не является официальной денежной единицей.

Поэтому в мире часто ставится под сомнение законность криптовалют. Скажем, в Эквадоре, Боливии и Бангладеш они запрещены, в Китае – ограниченные торги на криптобиржах. Большинство правительств еще не определились со статусом цифровых монет. Но в развитых странах, как правило, стараются идти в ногу со временем и нормализовать их оборот. Скажем, в США биткойны на федеральном уровне считаются имуществом и биржевыми товарами, в Японии – средством платежа, в Евросоюзе – виртуальной валютой и также средством платежа, правда, со многими оговорками и поправками на национальные законодательства.

А у нас в Верховной Раде уже лежат два законопроекта, которые существенно отличаются, в одном криптовалюта признается прежде всего средством обмена, а в другом – финансовым активом. И в любом случае к операциям с ней предлагается применить нормы украинского налогового законодательства.

Налоги отовсюду
Какие именно налоги и за что придется платить, пока не совсем ясно. Возможно, в парламенте напишут еще немало законов, в которых по-другому отнесутся к криптовалюты. Но мировая практика в целом такова: полученные в криптовалютные доходы должны декларироваться и облагаться согласно общим фискальных норм. В частности, налоги распространяются на зарплату, ренту, прибыль в цифровых монетах. А дальше начинаются нюансы, которые прежде всего зависят от статуса криптовалюты в стране. Например, налоги с ее продажи взимаются далеко не так последовательно.

В США криптовалюта считается имуществом и при ее обмена американцы должны платить налог на прирост капитала (с января 2018 года прикрыли брешь в законодательстве, которая позволяла избегать выплат при обмене одних монет на другие). Но и крипта в собственности, рассматривается как инвестиционный актив, облагается обычным налогом на доходы от 13% до 37%, а со второго года содержания – только налогом на прирост капитала до 24%. Полученные от продажи товаров и услуг биткойны также вносятся в налоговой декларации в долларовом эквиваленте на момент сделки. Зарплата в криптовалюті подпадает под налог на доходы, а также «социальные» налоги (social security tax и medicare tax), которые разделяются между работодателем и работником.

В Евросоюзе криптомонеты признают валютой (а не товаром или имуществом), поэтому при ее продаже не взимается НДС. Правда, там от страны к стране цифровые монеты могут рассматриваться как финансовый инструмент, и как нематериальный актив и подпадать под действие налога на прирост капитала или богатство.

А в Японии продажа криптовалюти до июля 2017 года облагался 8-процентным потребительским налогом (аналог НДС). Выглядит логично, что цифровые монеты вывели из под его действия, потому что за три месяца до того их признали платежным средством.

Также интересен опыт Канады, где оплата товаров и услуг криптовалютою подпадает под налогообложение, как бартерная сделка.

Украинские подходы

В Украине, судя из поданных в Верховную Раду законопроектов, пока есть разные подходы к легализации этого рынка. Идея первая: криптовалютные операции и доходы облагать налогом на общих основаниях, в зависимости от статуса, который предоставляется цифровым монетам. В документе №7183 говорится, что криптовалюта является «способом мины» (обмена). А следовательно, она признается товаром и на операции с ней распространяются общие положения о договоре мены (или шире – купли-продажи). Альтернативный законопроект №7183-1 толкует криптовалюту как финансовый актив. (продажа и владение им облагается).В этих случаях законодатели согласны, что доход криптовалютних бирж подпадать под налогообложение на общих основаниях. Плюс к этому, по проектам 7183-1, такие биржи и обменники имеют за счет суммы, подлежащей выплате клиенту за купленную у него криптовалюту, платить дополнительный сбор на обязательное государственное пенсионное страхование.

Вторая идея – нормировать рынок криптовалют на принципах либерализма, чтобы «создать предпосылки для поступления дополнительных инвестиционных потоков в Украину», как отмечают авторы изменений в Налоговый кодекс под номером 7246. Этим проектом предусматривается освободить от налогообложения прибыль предприятий (кроме банков), полученный от купли-продажи криптовалют, а доходы от операций с ними не включать в общий месячный (годового) налогооблагаемого дохода плательщика налога и, наконец, операции с цифровыми монетами вообще не признавать объектом налогообложения. В этом документе и проекте 7183-1 также прописаны формы стимулирования майнинга криптовалют – о них чуть позже.

Взлом анонимности

Какими бы не были налоги, они ничего не дадут без контроля над операциями с криптовалютами и определения их владельцев. Контроль нужен и для того, чтобы анонимные транзакции в биткойнах и других монетах не использовались для незаконной деятельности, в том числе финансирование терроризма. Именно по этой причине Китай и Южная Корея пригрозили вообще закрыть криптообменные площадки, чем обвалили курс биткойна, и через это именно глава СНБО озаботился легализацией криптовалютного рынка в Украине.

Но как увидеть реальных людей за анонимными цифровыми переводами? Ведь среди главных характеристик технологии блокчейн, на которой работают криптовалюты, анонимность, децентрализованность и практическая неистребимость. В двух словах блокчейн – это данные о всех транзакциях, размещенные в виде взаимосвязанных блоков, которые доступны всем пользователям системы, а поэтому подделать их практически невозможно. Эмиссия, обращение и хранение монет обеспечивается математическими алгоритмами и криптографическим шифрованием. Несмотря на то, что любую последовательность транзакций можно отследить, конкретного владельца биткойнов или других монеток, технология не выдает.

Впрочем, блокчейн взламывать и не нужно, достаточно идентифицировать пользователей «на входе» и «на выходе» из системы. С того момента их переводы будут как на ладони. Основным способом купить или продать криптовалюту есть специализированные онлайн-биржи и обменники, а для расчетов за товары и услуги используются электронные кошельки (специальные программы, иногда гаджеты). Можно обязать биржи и компании-провайдеры кошельков лицензировать свою деятельность и запретить анонимные аккаунты (например, в Южной Корее с 30 января вводят норму об обязательной идентификации владельца электронного кошелька через именной банковский счет). У правоохранительных органов должны быть полномочия для запроса информации о клиентах таких криптовалютних компаний.

Для примера, за это дело серьезно взялись налоговые органы и спецслужбы США. Они приравнивают это как уклонение от уплаты налогов, как террористов, хакеров, торговцев оружием и наркотиками. Крупнейшая американская биржа Coinbase решению суда обязана выдавать информацию о клиентах, которые за год покупали, продавали или получали криптовалюту в эквиваленте 20 тыс. долларов и больше. При этом налоговая заказывает аналитической компании Chainalysis (которая также сотрудничает с Европолом) услуги по отслеживанию криптовалютных транзакций.

Игра с биржами

Законопроекты, которые лежат в Верховной Раде, предусматривают, что криптовалютные биржи в Украине будут обязаны мониторить транзакции и идентифицировать пользователей. Причем проект №7183 прямо указывает, что «обмен криптовалюты на электронные деньги, финансовые ценности, ценные бумаги осуществляется исключительно криптовалютною биржей». Альтернативный законопроект выдвигает такие требования к криптобирж, как статус финучреждения, обязательное лицензирование, наличие уставного капитала от 5 млн грн, принадлежность гражданам Украины хотя бы на 51%. Последний пункт спорный, ибо отрезает страну от иностранных бирж, а следовательно, и возможных потоков капитала с мирового рынка криптовалют. Также планируется, что обменивать цифровые монеты одна на одну, либо на обычные деньги можно будет только через криптобиржи или пункты обмена криптовалют.

Все это укладывается в рамки подконтрольности. Однако даже такие половинчатые нормы, потому что никак не регулируют использование криптовалютных кошельков, которые как раз и предназначены для «цифровых» покупок и платежей.

Поборы на майнинг

Отдельного регулирования требует не только оборот, но и выпуск криптовалют, который называется майнингом (добычей). В отличие от обычных денег, цифровые монеты не имеют единого эмиссионного центра, добывать их можно в любом уголке мира – достаточно иметь высокопроизводительные компьютеры, подключенные к Интернету. Майнери, которые применяют свои вычислительные мощности для «упаковки» в блокчейн текущих данных о транзакции, получают за это виртуальные монеты.

Механизм распределения биткойнов сложный, но нас интересует экономическая сторона процесса: создание монет в такой способ можно рассматривать как получение определенной ценности, имущества или дохода. С одной стороны, это означает, что майнеры должны платить налоги, а с другой – добыча криптовалют может стать новым источником капитала для экономики.

Например, в США все работает так. Только майнер добыл криптомонету, он сообщает налоговой о ее рыночную стоимость в долларах за справедливым на текущий день курсом. И это считается его валовым доходом, с которого будет уплачен налог. А кроме того, с майнеров взимают налоги на самостоятельную занятость: в фонд социального обеспечения (social security tax – 12,4% от дохода) и на медицинскую помощь пожилым и бедным людям (medicare tax – 2,9%).

В то же время есть примеры налоговых льгот для майнерів. Так, с 2014 года в Великобритании доход, полученный в результате майнинга криптовалюти и обмена их на фунт стерлингов или другие деньги, не подпадает под налог на добавленную стоимость.

Относительно этого в Украине также есть разные подходы. Законопроектом 7183 предусмотрено налогообложение операций с майнинга на общих основаниях, в двух других документах задекларировано стимулирования добычи криптовалют. В проекте 7183-1 прописная цель такой поддержки – развитие IT-технологий, платежной инфраструктуры, повышение уровня занятости и, конечно же, привлечение инвестиций. А речь идет, в частности, более низкие тарифы на электричество для майнеров основную статью их текущих расходов. Также упоминается «льготное налогообложение», но без конкретики. Зато законопроектом 7246 операции по добыче криптовалюты прямо исключаются из перечня объектов налогообложения. Легализация должна бы защитить майнеров от силовиков, которые время от времени делают набеги на их компьютерные «фермы» с обвинениями в эмиссии «денежных суррогатов» (заменителей денег).

И к чему здесь электронная гривна

Правительства и центробанки многих государств уже поняли преимущества технологии блокчейн и поэтому намереваются использовать ее для перевода национальных валют в цифровой вид. В Украине тоже об этом думают, о чем напомнили на последнем заседании СНБО. Электронная гривна, как ее называют в НБУ возьмет от криптовалют типа биткойна только технологию, а регулятор будет контролировать ее выпуск и оборот в условиях персонализированных транзакций. По замыслу, электронная гривна станет одной из форм существования нацвалюты, правда, непонятно когда, потому что в НБУ анонсируют ее еще с лета 2017 года, а соответствующих законопроектов никто до сих пор не написал.

Источник: depo.ua

  • 341
  • 26.01.2018 08:14

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода