Украинские банки продают квартиры в ОРДЛО. Чего не предусмотрел закон про деоккупацию?

Читати цю новину російською мовою
Украинские банки продают квартиры в ОРДЛО. Чего не предусмотрел закон про деоккупацию?
В новом законе про оккупированные территории не учли один момент – и в результате собственники квартир, что остались по ту сторону линии разграничения, должны будут выплачивать долги за недвижимость, приобретенную в кредит.

Без денег и жилья, но с огромными долгами. Тысячи переселенцев с неподъемными кредитами могут сразу получить еще и дополнительные штрафы – за недосмотра народных депутатов. В новом законе про оккупированные территории не учли один момент – и в результате собственники квартир, что остались по ту сторону линии разграничения, должны будут выплачивать долги за недвижимость, приобретенную в кредит. Иначе банки ее продадут. Коллекторы – уже активизировались. Что дальше? Разбирались журналисты проекта Радио Свобода » Донбасс.Реалии.

Александр перевез семью из Луганска в Киев после начала войны. Перед этим взял 20-летний кредит на квартиру по госпрограмме содействия молодежному жилищному строительству.

«На момент, когда мы уезжали из Луганска, оно так и оставалось недостроенным. То есть моя квартира где-то там на восьмом этаже – в воздухе существует», – рассказывает переселенец из Луганска Александр Резник.

За так и не построенную квартиру на окраине оккупированного Луганска – на улице генерала Лашина, сейчас Александр должен значительную сумму. Кстати, соседние дома тоже построили по программе молодежного строительства.

– Так у них у всех кредиты! – говорит местная жительница.

– Они выплачивают их сейчас или нет?

– Нет, а куда платить? Нет, банка нет!

Теперь – ни квартиры, ни денег на новое жилье. Только непогашенный долг. Но от штрафов и преследования коллекторов бывшего луганчанина защищал закон «О временных мерах на период проведения антитеррористической операции».

«Было у нас переписки официальное о том, что они предоставляют мне кредитные каникулы», – объясняет переселенец Александр Резник.

Но теперь жизни тысяч переселенцев с проблемными кредитами может осложнить новый закон про деоккупацию Донбасса – Верховная Рада Украины приняла его во втором чтении в январе.

Народный депутат Наталья Веселова признается: в новом законе напрочь забыли про мораторий на взыскание банками кредитов на жилье в оккупации.

«Теперь мораторий отменяется. Потому что была привязка к термину «антитеррористическая операция», этого термина в законодательстве больше нет», – говорит депутат Верховной рады Украины Наталья Веселова.

Под удар попали все владельцы квартир на неподконтрольном Донбассе.

«Если мы антитеррористическую операцию заканчиваем, то что делать с законом «О временных мерах»? А там есть не только ипотека, там есть и коммунальные платежи, мораторий на оплату коммуналки на жилье, которое там находится. Что теперь? Требовать от переселенцев оплату за жилье, которым они не пользуются? Кому? В бюджет ОРДО?» – ставит вопрос советник министра по вопросам временно оккупированных территорий (в 2016-2017 годах – ред.) Олеся Цыбулько.

И сразу после принятия нового закона, банки и коллекторы активизировались.

«Поступает масса сообщений от бывших жителей оккупированных территорий, что их начали беспокоить банки. Банки о них вспомнили. Я не стала исключением, мне тоже позвонила коллекторская фирма. Напомнила мне ипотечный кредит, я им предложила свою квартиру в Донецке – они отказались», – рассказывает Наталья Веселова.

Квартира депутата осталась в Пролетарском районе оккупированного областного центра, в «хрущевке». И тоже – в кредите. Таких квартир найдется немало даже в одном дворе.

«Закрыли и поехали! Вон на пятом этаже у нас. Так много таких», – отмечает житель оккупированного Донецка.

Некоторые местные жители проблему жилья, которым не могут воспользоваться соседи, которые выехали из оккупации, предлагают решить радикально.

«Захарченко надо брать за ягодицы их и забирать квартиры!» – добавил пожилой мужчина.

В итоге переселенцы оказались между произволом боевиков и прессингом коллекторов.

«Многие люди боятся покидать оккупированные территории, потому что они боятся преследования их за долги по кредитам на подконтрольной территории. То есть мы консервируем людей на оккупированной территории, препятствуем их выезда сюда», – говорит депутат Веселова.

Представители украинских банков закон про деоккупацию не комментируют, но ссылаются на декабрьский законопроект 7338, который предусматривает частичную отмену моратория.

«Говорить, что банки осуществляют активные действия по взысканию пока не можно, закон не вступил в силу. Но заемщикам есть большой смысл самим в первую очередь обращаться к банкам и решать те проблемы, которые у них накопились за три с половиной года оккупации», – подчеркнул представитель Независимой ассоциации банков Украины Денис Грищенко.

Бурную деятельность кредиторов подтверждают сайты онлайн-закупок. Сейчас банки активно выставляют заложенную недвижимость в оккупированном Донбассе на торги. Но риэлтор объясняет: банки пытаются сбыть проблемную недвижимость в оккупации любой ценой.

«Поверьте, что многие банки уже попрощались с этой недвижимостью. Банки – это бизнес. Господа, зафиксируйте убытки и выходите! Возьмите столько, сколько вам сегодня предлагают – и откажитесь от этой недвижимости», – говорит риелтор Елена Маленкова.

Новый закон про деоккупацию не вступил в силу – его еще не подписал президент. У депутатов еще есть время исправить ошибку, уверены переселенцы.

«Я надеюсь, что соответствующее постановление примут и эту форс-мажорную ситуацию продолжат», – отметил переселенец из Луганска Резник.

Источник: radiosvoboda.org

  • 215
  • 30.01.2018 08:11

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода