Порошенко и Аваков воюют за ГБР

Читати цю новину російською мовою
Порошенко и Аваков воюют за ГБР
Несмотря на то, что ГБР (Государственное бюро расследований) было создано в ноябре 2017 года, новый правоохранительный орган так и не приступил к своей работе.

Бюро планируют наделить поистине огромными полномочиями – оно будет представлять собой аналог американского ФБР. Поэтому за контроль над этим органом идет нешуточная борьба как внутри коалиции – между БПП и Народным Фронтом, так и между Банковой и министром внутренних дел Арсеном Аваковым. «Вести» разбирались, кто на сегодняшний день имеет большее влияние на ГБР, и почему его работа начнется ближе к 2020 году.

Вокруг работы внешней конкурсной комиссии, в задачи которой входит отбор кандидатов для работы в ГБР, случилось несколько скандалов, один из которых связан с тем, что Банковая и министр внутренних дел Арсен Аваков попросту поделили должности, продвинув на них свои креатуры. В СМИ ходило несколько списков чиновников, которые так или иначе связаны с этими политическими силами. Активисты вообще заявляли, что более 40% соискателей должностей в ГБР связаны с полицией.  Но на сегодняшний день противостояние в ведомстве между Внешней конкурсной комиссией и директором бюро Романом Трубой стало открытым.

Комиссия рекомендует сомнительных кандидатов

О кадровых проблемах в антикоррупционном ведомстве на брифинге 28 августа сообщил его глава. По словам Романа Трубы, Внешняя конкурсная комиссия рекомендовала ему 27 кандидатов на руководящие должности, но данные о прохождении ими полиграфа – уничтожены, хотя, согласно законодательству, эти документы должны храниться 5 лет.

«Комиссия приняла решение об уничтожении результатов полиграфа. Я трижды просил предоставить мне результаты. Мне отказали в предоставлении акта даже об уничтожении этого исследования. Я обратился к правовым институтам Украины по этому вопросу. Комиссия не имела права уничтожать результаты полиграфа», – заявил Труба.

Руководитель ведомства выразил возмущение тем, что ему, как директору Бюро, не дали ознакомиться с результатами полиграфа, а потому он не имеет права назначить таких кандидатов на должности. Документы всех 27-ми соискателей глава ГБР отправил обратно в канцелярию комиссии, перед этим заручившись экспертизой законности своих действий – по его словам, он обращался в Институт Законодательства ВР и Академию правовых наук.

Он также пожаловался, что некоторые прошедшие конкурсный отбор соискатели были фигурантами расследований. «Некоторые из кандидатов фигурируют в журналистских расследованиях. Один из кандидатов фигурирует в уголовном производстве по госизмене», – добавил Труба.

Таким образом, во взаимодействии Внешней конкурсной комиссией и главой ГБР обнаружился системный кризис, который может привести к тому, что Бюро не сможет приступить к работе в ближайший год.

Вместе с тем, в настоящее время 1500 соискателей проходят конкурс на замещение 450 вакансий в территориальных управлениях Бюро. По словам Романа Трубы, без укомплектованных следователями и оперативниками подразделениями, начинать работу бессмысленно, так как силами лишь центрального аппарата, расследовать множество производств будет невозможно – Бюро утонет в делах, результатов такой работы будет мало, а это, в свою очередь, может дискредитировать ГБР.

Не добавляет оптимизма в вопросе начала работы Бюро и тот факт, что 6 сентября состоится первое заседание Окружного админсуда Киева, который рассмотрит дело о незаконном назначении самого Трубы на должность главы Бюро. Иск подал депутат от БПП Юрий Македон, который участвовал в конкурсе на должность директора ведомства, но комиссия отклонила его кандидатуру.

Кто будет контролировать ГБР после выборов

Политолог Алексей Якубин уверен, что нынешний конфликт – показатель подковерной борьбы между Банковой и Аваковым, в основе которого – контроль над новым ведомством.

“Роман Труба – человек Банковой и, вероятно, существовала договоренность, что территориальные управления возглавят люди, близкие к МВД. Таким образом, в ГБР сохранится баланс сил – и люди Порошенко, и кадры Авакова будут контролировать новый правоохранительный орган. Я не исключаю, что вокруг Бюро ведется более широкая игра, чем простое кадровое соперничество. А именно – нардеп Македон подал иск против назначения Трубы, что позволяет последнему продемонстрировать свою независимость от Банковой”,- заявил “Вестям” политолог.

Вместе с тем, “Вести” публиковали список кандидатов, которые прошли конкурс и были рекомендованы к назначению на руководящие должности в “украинском ФБР”. Среди них есть люди, так или иначе связанные с партией “Народный фронт” и лично главой МВД Арсеном Аваковым.

Народный депутат Сергей Лещенко заявлял, что квоты от министра утверждал заместитель главы Нацполиции Игорь Купранец. Согласно этим данным, большинство претендентов напрямую связаны с Аваковым. В списке также присутствуют креатуры ВО “Свобода”, а именно экс-депутата Игоря Кривецкого – он, якобы, продвигал своего человека на должность главы Львовского управления ГБР. Также в списке нардепа фигурировали сотрудники СБУ и ГПУ. Более половины списка были утверждены комиссией и в СМИ начали утверждать, что представители “Народного фронта” берут под контроль ГБР.

Сама конкурсная комиссия состоит из 9 человек – по три члена от Верховной Рады, президента и Кабмина. Парламент делегировал в комиссию депутатов от БПП Николая Паламарчука, Евгения Дейдея “Народного Фронта” и представителя “Батькивщины” Владислава Бухарева, а Кабмин отправил для отбора будущих сотрудников Бюро замминистра внутренних дел Татьяну Ковальчук, первого зама министра юстиции Наталью Севостьянову и доцента Хмельницкого университета управления и права Дениса Монастырского.

Президента представляют профессоры КНУ Роман Майданик и Виктор Самохвалов, а также партнер юридической фирмы «Саенко Харенко» Татьяна Слипачук.

Однако баланс сил в управлении кадрами в ГБР явно нарушен, о чем свидетельствует скандал с кандидатами на высокие должности. Налицо конфликт двух политических сил за контроль над потенциально могущественным правоохранительным органом.

Активист Александр Леменов заявил, что процесс управляется группами Порошенко и Авакова-Турчинова, а парламентской коалиции “плевать на рекомендации экспертов и международных доноров”.

ГБР задумывается как аналог американского ФБР, а новому ведомству передаются функции следствия Генеральной прокуратуры. Пока же ГБР не запущено, эти полномочия сохраняются у Юрия Луценко – политика-тяжеловеса и соратника президента. По мнению Алексея Якубина, политическим игрокам ГБР нужно как задел на будущее, чтобы сохранить свое влияние после выборов.

Политолог Николай Спиридонов считает, что глава ГБР Роман Труба пока не выглядит самостоятельной фигурой, а, скорее, может быть подконтролен провластным политическим партиям БПП и НФ.

“При этом на ГБР возложена функция контроля за злоупотреблениями сотрудников НАБУ. Кроме этого, ряд функций НАБУ должен, по идее, перейти к ГБР. Прогнозирую, что борьба за контроль над Государственным бюро расследований будет продолжаться. Потенциально это очень влиятельный орган”, – считает Николай Спиридонов.

Источник: Вести

  • 713
  • 29.08.2018 08:01

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода