Присяга мусульманскому руководителю. Виды, условия и современная практика
Читати цю новину російською мовоюДо сегодняшнего дня в исламской политической и правовой практике сохраняется много важных и ключевых моментов, которые остаются малоизвестными и малопонятными даже для самих мусульман, не говоря уже об иноверцах. Особенно это актуально, если учесть, что д
Особенно это актуально, если учесть, что данные ключевые положения фикха (шариатского права) недоступны для полноценного понимания верующими именно в приложении к современным реалиям. Несомненно одним из таких положений и практик политического фикха является принесение мусульманином присяги (баят) правителю.
Что есть присяга?
Ахмад Садык Абд ур-Рахман в своей работе «Присяга в исламской политической системе и ее реализация в современной политической жизни мусульман» приводит такое определение: «Присяга в Исламе означает «взаимный и обоюдный договор между имамом и исламской уммой в установлении исламского Халифата, согласно Книге Аллаха и Сунне Его Посланника (мир ему и благословение). И она представляет собой договор верности, лояльности и преданности политическому порядку Ислама, или исламского Халифата, приверженности общине мусульман, и послушания ее имаму ».
Крупнейший общественный и политический мыслитель исламского мира Ибн Хальдун в своем знаменитом введении «Мукаддама» к более основательным трудам комментирует, что присяга — «это обязательство повиноваться, как будто бы приносящий присягу обязуется перед своим амиром (правителем) вверить амиру самого себя в том, что на него возложено, будь то желанно ему или не желанно ». Доктор Мухамммад Абд дуль-Кадыр в своей работе «Политический порядок Ислама» дает такое определение: «Присяга также означает «дачу приносящим присягу обязательства в послушании и повиновению амиру при желании и нежелании, в тяготах и в легкости, и отказ от оспаривания порученных ему приказов».
Устаз Мухаммад аль-Мубарак в своем исследовании «Исламский порядок: власть и государство» также пишет: «Это, по сути, и по своей основе договор между двумя сторонами. Амиром или имамом, являющимся кандидатом на пост правителя государства, с одной стороны, и обществом – с другой. Что касается первого, то он обязуется, что будет править посредством Книги, Сунны и искренности перед мусульманами. Что же касается общества, приносящего присягу, то оно приносит присягу в том, что будет проявлять послушание и повиновение в границах повиновения Аллаху и Его Посланнику (мир ему и благословение) ».
Элементы присяги и ее виды
Таким образом, как пишет доктор Мухаммад Абд уль-Лятиф аль-Бана в своей статье «Присяга… Ее понимание и законность», из предыдущих определений можно легко сделать вывод о том, что у присяги есть три элемента.
Первый элемент – имам. Это сторона, которая принимает присягу для его вступления во власть в Халифате или Имамате, и таким образом, становится амиром или халифом. Второй элемент – общество.
Это сторона, которая дает присягу положенному лицу. Дающие присягу делятся на 2 группы. Первая группа – это те, кого называют «ахлю ль-халь ва ль-‘акд», то есть, наиболее влиятельные в мусульманской общине люди, в частности. Вторая группа — вся умма, в общем. Отсюда вытекает, что для общества, приносящего присягу, она также бывает двух видов.
Во-первых, частная, индивидуальная присяга. Ее дают «ахлю ль-халь ва ль-‘акд», которые в этом выбрали меж собой одного, наиболее праведного среди них для занятия поста амира. При этом они совершают свой выбор свободно и без всякого принуждения. Во-вторых, общая присяга. Она приходит после частной присяги, и она бывает общей для всех людей. Эту присягу принимает сам халиф, амир или те лица, которые его представляют. Эта присяга представляет собой объявление о лояльности, послушании и признании существующего положения (статус-кво) и отказ от отклонения от общины.
Третий элемент присяги – предмет присяги. Предметом присяги является установление исламской системы правления, согласно Книге Аллаха и Сунне Его Посланника (мир ему и благословение) в целях практикования и применения правовых норм и положений Шариата.
Законность присяги
Законность присяги проистекает из основных источников Ислама. Во-первых, из Корана. Аллах Всевышний говорит в Священном Коране: «Воистину, те, которые присягают тебе, присягают Аллаху. Рука Аллаха – над их руками. Кто нарушил присягу, тот поступил во вред себе. А кто был верен тому, о чем он заключил завет с Аллахом, тому Он дарует великую награду» (48:10). Аллах Всемогущий также сказал: «Аллах остался доволен верующими, когда они присягали тебе под деревом в Худайбии. Он знал, что у них в сердцах, и ниспослал им покой и вознаградил их близкой победой» (48:18).
Из этих двух аятов очевидно, что речь идет о присяге, принесенной Посланнику Аллаха (мир ему) его сподвижниками. Первый аят разъясняет нам, что присяга, по своей сути, приносится не Пророку (мир ему и благословение), но самому Всевышнему Аллаху.
И очевидно, что присяга – это твердое намерение и решимость, исходящая из глубин человеческого сердца, имеющая целью достичь довольства Господа. А кто нарушит присягу, тот поступает только во вред себе. А кто остается верен присяге, тому полагается великая награда от Всевышнего Аллаха и Его довольство.
Во втором аяте мы находим конкретизацию этой присяги через упоминание того места, где она приносилась. И указание на то, что она приносилась искренне, от всего сердца. Таким образом, именно этим приносившие присягу заслужили довольства Всевышнего Аллаха, Который ниспослал им покой и наделил их победой, которая не заставила себя ждать.
При этом стоит помнить, что присяга предписана не только для мужчин, но и для женщин, как об этом сказал Всевышний Аллах: «О Пророк! Если к тебе придут верующие женщины, чтобы присягнуть в том, что они не будут приобщать сотоварищей к Аллаху, красть, прелюбодействовать, убивать своих детей, покрывать клеветой то, что между их руками и ногами, и ослушаться тебя в благих делах, то прими их присягу и попроси у Аллаха прощения для них. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный». (60:12)
Таким образом, очевидно, что присяга верующих женщин, которые пришли к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) имеет основания в Шариате. Но, способ ее принесения несколько отличается.
Во-вторых, законность присяги проистекает из Сунны. Установлено и в сире (жизнеописание Пророка, мир ему), и в Сунне Посланника Аллаха (мир ему), что он неоднократно истребовал присягу у своих сподвижников и принимал ее у них. Посланник Аллаха (мир ему) дважды принял у своих сподвижников присягу Акабы перед переселением в Медину. Именно поэтому в порядке очередности эти присяги названы Первой клятвой Акабы и Второй клятвой Акабы.
Свидетельством тому из Сунны является тот хадис, который приводит имам аль-Бухари от Убады ибн Самита, который сказал: «Нас призвал Посланник Аллаха (мир ему и благословение) и мы принесли ему присягу повиноваться ему в желании и нежелании, в легкости и в тяготах, в том, что мы будем оказывать предпочтение приказам вместо наших желаний, и что мы не будем выступать против власти законного правителя, пока мы не увидим открытого неверия, относительно чего у нас будет доказательство от Аллаха ».
Устаз Фатхи Якан в работе «Что значит развитие для Ислама?» дал комментарий по этому вопросу, сказав: «В этом хадисе указание на то, что истребование присяги от сподвижников является Сунной, принесение ими присяги является Сунной, ее исполнение является ваджибом, а ее преднамеренное нарушение грехом».
Частная присяга неправителю |
Источник: Ислам РУ
- 1091
- 07.04.2009 17:59
Останні новини
Головне
Киев |
Коментарі до цієї новини: