Владимир Воронин: «Мы готовы применить силу»

Читати цю новину російською мовою
Владимир Воронин: «Мы готовы применить силу»
В среду в Кишиневе продолжалась «цветная революция», больше похожая на беспредел погромщиков. Молодые люди, штурмовавшие накануне президентский дворец и парламент, осадили здание правительства, требуя все того же — отмены результато

В среду в Кишиневе продолжалась «цветная революция», больше похожая на беспредел погромщиков. Молодые люди, штурмовавшие накануне президентский дворец и парламент, осадили здание правительства, требуя все того же — отмены результатов недавних парламентских выборов, «воссоединения Молдавии с Румынией», а также просто «свободы».

Между тем президент Владимир Воронин, находящийся в осажденном здании правительства, видимо, оправился от пережитого накануне шока и принял решение не сдаваться: в среду утром он пообещал, что больше не будет церемониться с «опьяневшими от злобы фашистами» и в случае чего отдаст приказ военным и милиции открыть огонь на поражение. За тем, что из этого выйдет, «Известия» следят то из толпы демонстрантов, то из здания штаба правящей компартии.

Со вторника правоохранительные органы задержали почти две сотни «революционеров». По данным молдавских властей, в первый день беспорядков пострадали 270 человек, из них — 170 полицейских.

Теперь попасть в Молдавию не так просто, как раньше. Причем не только со стороны Румынии, откуда поучаствовать в свержении власти рвутся молдавские студенты, обучающиеся в румынских университетах. Проблемы возникают и у россиян. Прилетевших рейсом из Москвы по часу держат на паспортном контроле, и офицеры таможни то и дело вырывают из толпы русских мужчин и отводят их в комнату — на обыск. «Зеленые коридоры» закрыты: всех приезжающих досматривают еще тщательнее, чем перед вылетом.

В Кишинев, кстати, попасть тоже может не каждый: на всех шоссе на подъездах к городу установлены кордоны, которые останавливают автобусы, везущие подмогу демонстрантам из сел.

В самом городе перекрыт весь центр. Он превратился в пешеходную зону, которую в среду уже с утра вновь стали заполнять демонстранты. Разгромленные здание парламента и президентский дворец их  интересуют только из любопытства. Внутри там делать уже нечего — все сожжено и разграблено (выносили, например, даже вазы с цветами). И теперь демонстранты проходят мимо, праздно поглядывая на оцепивших и так никому не нужные здания полицейских и людей в штатском, которые пытаются прибирать территорию вокруг. Под ногами еще остались пятна вчерашней крови и осколки фужеров: демонстранты разграбили буфет на первом этаже парламента и отмечали успех шампанским и коньяком.

Час за часом народу у здания правительства становилось все больше и больше. Эта агрессивная масса становилась лицом к лицу к оцеплению здания — жалкой цепочке карабинеров. В Москве на тех же «маршах несогласных» такую цепочку запросто прорывают группы из 5-7 «лимоновцев». И вообще, если сил правопорядка во время митингов в Москве было бы столько же, сколько сейчас их на улицах Кишинева, то и малочисленные «несогласные» могли бы успешно штурмовать, скажем, ту же Думу или здание администрации президента на Старой площади.

Короче, уже после первой ночи стало ясно, что если власть действительно решится на разгон протестующих, то дубинками и водометами тут не обойтись: у Воронина просто слишком мало карабинеров и военных (армия Молдавии — всего шесть тысяч человек).

К тому, чтобы начать стрелять, в штабе президента были готовы уже в среду днем.

 — То, что сделали наши политические оппоненты прошлой ночью, заставляет их либо двигаться вперед до конца, либо капитулировать, — с жаром рассказывал «Известиям» «человек № 2» после Воронина, глава его избирательного штаба Марк Ткачук. — Капитулировать — психологически сложно, двигаться до конца — невозможно.

 — Огонь откроете, если что?

 — Только что видел президента… Он дал понять, что вчера был беспрецедентный случай, когда власть отказалась применять силу, видя перед собой детей, школьников и подростков, которыми прикрывались путчисты. Уже вчера власть имела все основания применить огнестрельное оружие. Но с сегодняшнего дня мы решили: пощады не будет! Если сегодняшние акции приобретут жесткий характер, будем говорить на языке военных методов.

 — Вы сказали «путчисты». Кто это?

 — Это организаторы — глава Либерально-демократической партии Влад Филат, лидер «Нашей Молдавии» Серафим Урекян, руководитель Либеральной партии Михай Гимпу, а также ряд румынских деятелей, фамилии которых будут названы позже.

 — А Наталья Морарь?

 — А Морарь — провокатор.

Ближе к обеду правительство собралось на экстренное заседание, участники которого, включая Воронина, запросто могли слышать крики стоящей под окнами толпы. Заседание, собственно, ограничилось президентской речью на молдавском, в которую, однако, затесались понятные слова «протест», «вакханалия», «кодла», а также русское словосочетание «откуда ноги растут».

По словам Воронина, без «агентов» из Румынии тут не обошлось. Молдавский лидер торжественно объявил о введении визового режима с соседней республикой и о том, что ее посол объявлен персоной нон грата.

Вместе с премьер-министром Зинаидой Гречаной президент быстро вышел из зала. Кто знает, может, и в последний раз. Я решил лично уточнить у него — действительно ли он готов стрелять.

 — Да, — непринужденно улыбнулся Воронин.

 — Если здание правительства начнут штурмовать?

 — Как только ситуация выйдет из-под контроля — так и начнем, — опять улыбнулся он.

Эта улыбка поражала: либо он вообще не понимал, что происходит, либо был уверен в себе абсолютно.

Все такой же непринужденный, Воронин в сопровождении целых двух охранников из «местной ФСО» побежал к выходу — с шестого этажа вниз по лестнице. Полностью застекленные пролеты этой лестницы выходили прямо на площадь с митингующими, и если бы те знали, что бегущая по ней фигурка — Воронин, запросто могли бы докинуть до президента булыжником.

 — Кстати, хватит ли карабинеров и войск, чтобы силу-то применить? — поинтересовались «Известия» у одного из высокопоставленных сотрудников правительства.

 — Хватит, хватит! — засмеялся тот. — У нас ведь еще резервы сидят в грузовиках: мы их на площадь не гоним, чтобы народ не нервировать. Только вы никому не говорите!

Я вышел на площадь и увидел, что за какой-то час толпа там удвоилась, пополняясь все новыми силами — в основном мужчинами лет от 17 до 30. И еще эта толпа стала заметно агрессивнее. Стоило только в нее вклиниться, как какой-то румын на лицо выявил, что я на лицо — совсем не румын, и набросился с криками «русский — пошел на х..!»

В данном случае применение силы в ответ было б равносильно самоубийству.


Клан Воронина явно не бедствует

Президенту Молдавии Владимиру Воронину в мае исполнится 68 лет. В советские времена он упорно продвигался в родной республике по карьерной лестнице — был хозяйственным, партийным работником, руководителем республиканского МВД. В 1994 году он стал председателем Партии коммунистов Молдавии. 4 апреля 2001-го был избран президентом страны, а 4 апреля 2005-го переизбран на второй срок.

Женат. У него дочь и сын, трое внуков. Жена — Таисия Михайловна, украинка, домохозяйка. Дочь Валентина работает терапевтом в одной из больниц Кишинева.

Более известен сын Олег, которого за глаза в Молдавии называют  «настоящим управляющим». Сам Воронин-младший уверяет, что единственный его актив — финансовая структура АКБ Fincombank, который он учредил еще в начале 1990-х, задолго до того, как отец стал президентом.

На самом деле, как считают молдавские оппозиционеры, Олег и его партнеры занимаются практически всем — от ввоза и продажи сигарет до виноторговли. Ему якобы принадлежат крупный медиаконцерн, издательский дом, строительная фирма, предприятия по производству сахара и минеральных удобрений, гостиница. Ежемесячный оборот легальных и нелегальных предприятий, контролируемых Ворониным-младшим, некоторые эксперты оценивают в 30 миллионов долларов. 

Кто есть кто в молдавской оппозиции

Полина Николаева

На парламентских выборах в Молдавии, по данным Центризбиркома страны, коммунисты получили 50% голосов избирателей, Либеральная партия — 12,75%, Либерально-демократическая — 12,26% и альянс «Наша Молдавия» (АНМ)  — 9,82%. В парламент нового созыва прошли две партии, не принимавшие участие в работе законодательного органа в предыдущие четыре года, — Либеральная и Либерально-демократическая. А вот Демократическая и Христианско-демократическая народная партии, раньше имевшие свои фракции в парламенте, на сей раз остались за бортом.

Лидеры Либеральной партии — юрист Михай Гимпу 1951 года рождения и его 30-летний племянник Дорин Киртоакэ, избранный в 2007 году мэром Кишинева. Либеральная партия шла на выборы под лозунгами: «Изменения к лучшему приходят вместе с Либеральной партией!», «Голосуем вместе за лучшую жизнь!», «Голосуем вместе за Либеральную партию!», «Голосуй за перемены». 

Лидер Либерально-демократической партии — Влад Филат 1969 года рождения. Первый съезд партии состоялся в прошлом году, ее символ — дуб, партийный цвет — зеленый. Партия шла на выборы под лозунгами: «Стоп коммунизм! Молдавии — зеленый свет!», «Голосуй за Либерально-демократическую партию Молдавии!».

Лидер альянса «Наша Молдавия» — бывший мэр Кишинева, 59-летний Серафим Урекян. Лозунги: «АНМ — сила, которая побеждает!», «Евроинтеграция с АНМ у власти», «Побеждаем для тебя!».

Погромы в режиме онлайн

Полина Николаева

Первым делом почту, вокзал и телеграф новоявленные «революционеры» уже не берут — это устарело. Молодежь предпочитает пользоваться «модными фишками». Организаторы кишиневских беспорядков и их «вдохновители» координировали действия, в частности, с помощью социальной сети Twitter. Дело в том, что эта  социальная сеть позволяет выкладывать в интернет короткие сообщения, пользуясь мобильным телефоном. Читатели сообщений на этом сервисе могли узнать, где собираются якобы «мирные демонстранты». И присоединиться к ним. Более того, сервис активно задействовали для распространения всяческих слухов.
Пользователь социальной сети может легко обнаружить интересующие его сообщения по «тэгу» («метке»). Скажем, если вас интересует научная фантастика, то вы вводите соответствующий тэг и читаете бурные споры поклонников этого жанра. Подобной меткой пользовались для коммуникации участники событий в Кишиневе и те, кто хотел к ним присоединиться.  

Такая система неплохо подходит для координации уличных беспорядков: она была опробована во время волнений в Греции и недавних выступлений по случаю саммита G 20 в Лондоне. В первом случае использовался тэг griots — от английских слов Greece (Греция) и riots (беспорядки, волнения). А во втором, не мудрствуя лукаво, протестующие использовали просто аббревиатуру G 20.

Twitter — последний писк моды у молодежи, увлеченной новинками виртуального общения. В Twitter уже проводились пресс-конференции, этот сервис использовали как новостной ресурс. Самым знаменитым его пользователем стал британский актер Стивен Фрай, за записями которого в режиме онлайн следит около ста тысяч человек. Отметились в списке «твиттерян» и политики — например, губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер и мэр Лондона Борис Джонсон.

Справка «Известий»

Молдавия (Республика Молдова) граничит на западе с Румынией, на севере, востоке и юге  — с Украиной. Столица — Кишинев.

Историческая область Бессарабия — большая часть современной Молдавии. В XVI веке была завоевана турками, в XIX веке отошла к Российской империи. В 1918 году эта территория была оккупирована Румынией. В 1940-м Бухарест уступил Бессарабию Москве. С учетом некоторых изменений границ она была преобразована в Молдавскую Советскую Социалистическую Республику. 27 августа 1991 года Молдавия провозгласила независимость.

Население — 3 млн 573 тысячи человек (без учета Приднестровья).

Национальный состав — молдаване (75,8%), украинцы ( 8,4%), русские ( 5,9%), гагаузы ( 4,4%), румыны ( 2,2%), болгары ( 1,9%).

Преобладающее вероисповедание — православное христианство.

Государственный язык — молдавский. После распада СССР страна перешла с кириллицы на латинскую графику.

Одно из беднейших государств Европы. ВВП на душу населения — $2,5 тысячи в год. Более 20% трудоспособного населения республики работает за ее пределами. Объем денежных переводов трудовых мигрантов составляет 30% ВВП страны.

Приднестровье (Приднестровская Молдавская Республика) –   самопровозглашенное государство, не признанное ни одной страной — членом ООН. Имеет собственную конституцию, флаг и герб. Формально входит в состав Молдавии, но фактически не контролируется Кишиневом. Большая часть республики занимает левобережье Днестра, за исключением города Бендеры и части Слободзейского района. Столица — Тирасполь.

Осенью 1990 года на основании местных референдумов провозглашена Приднестровская Молдавская ССР в составе Советского Союза. При этом президент СССР Михаил Горбачев новую союзную республику не признал. 25 августа 1991-го Верховный Совет ПМССР принял Декларацию независимости. Через день аналогичный акт приняла Молдавская ССР. 5 ноября — в связи с распадом Союза — ПМССР была переименована в Приднестровскую Молдавскую Республику.

Противостояние между Кишиневом и Тирасполем вылилось в вооруженный конфликт весной и летом 1992 года. В Приднестровье вошли подразделения молдавской полиции и регулярные войска. С обеих сторон погибли более тысячи человек. Кровопролитие остановили подразделения 14-й Российской армии. 21 июля Москва, Кишинев и Тирасполь подписали соглашение о принципах урегулирования. В настоящее время безопасность в зоне конфликта обеспечивают Совместные миротворческие силы России, Молдавии, Приднестровья и военные наблюдатели от Украины. В процессе участвует и миссия ОБСЕ. Но статус Приднестровья до сих пор не урегулирован. Отношения с Кишиневом остаются напряженными.

Население — 533,5 тысячи человек.

Национальный состав — молдаване (31,9%), русские ( 30,4%), украинцы ( 28,8%).

Гражданство — приднестровское (у 90% населения), одновременно молдавское ( 19,4%), российское ( 10,1%), украинское ( 8%).

Религия — православное христианство (90% населения).

Государственные языки — молдавский, русский, украинский.

ВВП на душу населения — $1,9 тысячи в год.

Президент — Игорь Смирнов (с 1991 года).

Другой потенциальный очаг сепаратизма в Молдавии — Гагаузия. Гагаузы — тюркоязычный народ, исповедывающий христианство. Административный центр — Комрат.

В 1990-м гагаузские районы оказались на пороге конфликта с центральной властью. Но кровопролитие удалось предотвратить. На референдуме 1994 года большинство местного населения отказалось от независимости в пользу автономии.

Население — 155,7 тысячи человек. Национальный состав — гагаузы (82%), молдаване ( 7,8%), болгары ( 4,8%), русские ( 2,4%), украинцы ( 2,3%).

Официальные языки — гагаузский, молдавский и русский. Гагаузский — родной для большинства населения. На русском ведется делопроизводство.

У Гагаузии есть собственные флаг, герб и гимн.

Башкан (высшее должностное лицо)  — Михаил Формузал.

Источник: Известия

  • 40
  • 09.04.2009 19:33

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода