Апрельские тезисы грузинской оппозиции

Читати цю новину російською мовою
Апрельские тезисы грузинской оппозиции
Два десятилетия после провозглашения независимости маленькая республика Закавказья безуспешно пытается стать цивилизованным государством с устойчивыми демократическими институтами власти.

Два десятилетия после провозглашения независимости маленькая республика Закавказья безуспешно пытается стать цивилизованным государством с устойчивыми демократическими институтами власти. Точкой отсчета стали трагические события 9 апреля 1989 года на площади перед Верховным Советом Грузинской ССР, когда многотысячный митинг ее свободолюбивых граждан был жестоко разогнан, а 19 его участников погибли в панической давке.

День в день и на том же самом месте вновь начинается борьба за свободу — уже в пятый раз, но не против коммунистического тоталитаризма, а против «демократической» хунты президента Саакашвили. Однако настораживает то, что все эти действия происходят по неизменному сценарию: лютая ненависть к власть предержащим выплескивает сотни тысяч людей на злосчастную площадь в Тбилиси. В результате с большей или меньшей степенью кровопролития оппозиция свергает правителей, а затем становится у руля государства, суля неимоверные блага согражданам.

Рано или поздно последние прозревают, убеждаются в том, что это всего лишь блеф и их попросту обманули. Нарастает социальный протест, его заряд достигает критической массы, который вновь выводит людей на акции протеста на ту же самую площадь. И все вновь повторяется по очередному кругу, словно в театре политического абсурда.

Грузинские ответы на русские вопросы

Удивительно и то, что персонажи этих спектаклей в большинстве своем одни и те же. Есть ветераны, боровшиеся с коммунизмом вначале бок о бок с первым президентом Грузии Звиадом Гамсахурдия, затем переметнувшиеся в стан оппозиции на сторону очередного президента Эдуарда Шеварднадзе.

Потом они, почувствовав силу эксцентричного и авантюрного Михаила Саакашвили, с розами в руках низвергали прежнего патрона. Теперь же примкнули к тем, кто против нынешнего правителя. Крысы, как говорится, первыми покидают тонущий корабль.

Неизменным участником трагифарса борьбы «позиции с оппозицией», как остроумно нарекли сами грузины перетягивание противоборствующими сторонами политического каната, остается предстоятель Грузинской православной церкви католикос-патриарх Илия II. Начиная с 9 апреля 1989 года он каждый раз взывает к благоразумию паствы и обращается с призывами решать политические разногласия путем мирного диалога во благо Родины. И каждый раз его напрочь игнорируют, что представляется довольно странным, так как его соотечественники демонстративно подчеркивают свою набожность. Или все это очередная театральная показушность?

А молодые и подросшие кадры оппозиции, если поглубже изучить их биографии, являются если не близкими родственниками — детьми, племянниками, внуками, то давними друзьями затейников новой грузинской революции. Ох, неспроста в далеком 1972 году Политбюро ЦК КПСС принимало постановление по Тбилисскому горкому партии о борьбе с кумовством и протекционизмом. С тех пор, выходит, мало что изменилось в грузинской политической ментальности.

Быть оппозиционером, получается, стало в Грузии профессией, выгодной во всех отношениях. Главное — вовремя переменить лошадей на бурной переправе политического кризиса.

Извечные русские вопросы «Кто виноват?» и »Что делать?» в Грузии решаются с изумительной простотой. Во всех бедах клянут прежде всего власть. По вертикали  — от первого лица до самого маленького чиновника в низовых структурах. А ответ на вопрос о дальнейших действиях вообще примитивный — избавиться от всех, включая сторонников прежней власти, и повсюду рассадить своих людей, обеспечить прежде всего родственников и друзей приличными и высокооплачиваемыми должностями, провести в который раз передел собственности.

Кризис жанра

Таким образом, оппозиция, став властью, тут же наживает себе непримиримых противников. А опыт грузинской политики последних двадцати лет показывает, что это может продолжаться до бесконечности и очередной всплеск «демократизации» неизменно и неизбежно приводит к авторитаризму. Очевидна перманентность и цикличность событий в Грузии: узурпация власти — социальный взрыв — революция — воодушевление — разочарование — социальный взрыв, который каждый раз власть вынуждена гасить авторитаризмом.

Как это и произошло в четвертый раз 7 ноября 2007 года на пресловутой площади во время безуспешной попытки избавить страну от Саакашвили и присных, на которой митинг оппозиции разгоняли дубинками, слезоточивым газом, резиновыми пулями, инфразвуковыми пушками и просто деревянными кольями. А затем заткнули рты непокорившимся политическими репрессиями.

Как-то странно нынешнее весеннее обострение совпало с анекдотичным ЧП, когда пилот турецкого «Боинга-737», совершавшего полет из Стамбула в Тбилиси, якобы перепутал взлетно-посадочные полосы военного аэродрома в Вазиани с международной воздушной гаванью столицы Грузии. По официальной версии выходит, что летчик руководствовался… визуальной информацией.

Но куда ближе к истине иная версия: в Вазиани воздушные диспетчеры в ночь с понедельника на вторник интенсивно принимали и отправляли тяжелые военно-транспортные самолеты С-130 «Геркулес» с неизвестным грузом (Так оно и было в действительности — прим. ред.). Переутомившиеся военные диспетчеры по запарке перехватили у гражданских коллег лишний борт — турецкий «Боинг», еще на дальнем приводе, задали его пилоту параметры курса и глиссаду снижения. Затем аккуратно подвели его к ближнему приводу и обеспечили мягкое и безопасное приземление.

Так что «визуальная посадка» тяжелого самолета — версия для простаков и невежд, без команды воздушного диспетчера летчик не имеет права самовольно изменить курс или высоту полета.

Оппозиция тут же не преминула в связи со странным ЧП в Вазиани обвинить позицию в секретной доставке спецсредств для разгона митингов. А может это и есть сермяжная правда? Военно-технический журнал «Арсенали» («Арсенал»), издающийся на грузинском языке, приурочил к началу акций протеста в своем очередном номере статью о полицейском швейцарском гладкостволе револьверного типа, предназначенного для разгона демонстраций. В публикации это ружье восхваляется как самое эффективное и гуманное в мире. Оно может патронами 40-миллиметрового калибра с различными зарядами заставить толпу плакать, пометить отдельных лиц несмываемой краской, а особо буйных обездвижить резиновой пулей. Вообще-то трудно представить себе пулю диаметром в 4 сантиметра — такой же калибр у подствольного гранатомета.

Еще одно нехорошее совпадение: во вторник в Грузии перестал работать Интернет, надолго — более чем на 8 часов. Похожее было во время августовской войны в Южной Осетии, и отключение это произошло по прямому указанию тбилисских властей. Сейчас же провайдеры ссылались на «технические проблемы». Что же это за «проблемы» такие, если в самой Грузии на этот раз были заблокированы все без исключения информационно-новостные сайты, а развлекательные оказались нараспашку? Это больше похоже на информационную войну.

Фактически Грузия все эти годы находится в состоянии бесконечной войны — гражданской. Кому война, как говорится, а кому мать родна. И каждая «революция» в Тбилиси — просто передел власти и денег между группировками и  кланами, которые сегодня играют за «красных», а завтра — за «белых». А народ в этих зрелищных, но опасных игрищах всего лишь расходный материал.

Вывод: непрестанные кризисы в Грузии носят исключительно внутренний характер, совсем или незначительно зависят от позиции Кремля или Белого дома. Называть их политическими будет некорректно, и очевидно, что они системные и отягощены особенностями грузинской ментальности, не сопрягающейся со стандартами демократии.

Дан приказ: ему на запад, но ей в другую сторону

Давать прогнозы о развитии событий в Тбилиси — пустые хлопоты. С таким же успехом можно гадать и на кофейной гуще или обратиться за советом к любой прорицательнице. Саакашвили, конечно же, уйдет — по-плохому или по-хорошему, это всего лишь вопрос времени, дней или месяцев.

В худшем варианте могут повториться кровавые события зимы 1991-1992 года, когда свергали Гамсахурдия. Тогда «позиция и оппозиция» призывали друг друга к мирному диалогу и одновременно терпеливо ждали, кто первый выстрелит. В лучшем — Саакашвили медленно выдавят или, когда от него переметнутся соратники из ближайшего окружения и он останется в одиночестве, президент сам уйдет в отставку.

Системный характер апрельского кризиса, как представляется, обусловлен неопределенностью во внутренней и внешней политике. Грузины до сих пор не знают, в какой стране они хотят жить — парламентской или президентской. Какой должна быть экономика — социально ориентированной или неолиберальной. Как представляться во внешней политике — внеблоковой и нейтральной страной или беззаветно преданной Вашингтону или Москве.

Как показало время, на двух стульях Тбилиси не усидеть: 15 лет назад американский генерал грузинского происхождения Джон Шаликашвили во время визита на историческую родину прямо завил, что мирная жизнь и благоденствие грузин целиком и полностью зависят от Москвы. Буквально на днях другой четырехзвездный генерал из Вашингтона Джеймс Картрайт неожиданно посоветовал Тбилиси «поддерживать мирные отношения с соседями», подразумевая в первую очередь Россию.

Вообще-то военные люди куда откровеннее политиков. Но тогда получается, что в «Большой шахматной доске» теоретика Збигнева Бжезинского в исполнении практика Джорджа Буша-младшего Грузии отводилась и отводится всего лишь роль разменной  пешки. Или caddy — мальчика для подноски взрослым дядям клюшек и мячей для гольфа. Это надо же — восемь лет насмарку.

Тем не менее все политики  Грузии дружно тянутся к Вашингтону и Брюсселю, совершенно оставляя в тени Москву. Однако некоторые «матерые волки» тбилисского политического истеблишмента советской поры осмеливаются предостерегать  молодых коллег от бессмысленности и чреватости одновекторного подхода во взаимоотношениях  на международной арене.

Увы, последние, увлекшись внутренними разборками и дележкой государственного пирога, внемлют не голосу разума, не говоря уже об общенациональных интересах, а всего лишь личными интересами собственных кланов и группировок.

Драться друг с другом они могут и будут бесконечно до последнего солдата/гражданина и до полного разгрома противника. Причем в этой битве они готовы камня на камне не оставить не только от проблесков демократии, но и от собственной страны. Что и показала потеря Грузией Абхазии и Южной Осетии.

На этот раз цена вопроса неизмеримо велика — вера в собственные силы построить цивилизованное государство, а не продолжать оставаться в числе неудачников. Народ, остается надеяться, прозрел. А правители и претенденты на их кресла? Моисей водил евреев по пустыне сорок  лет. Грузины ходят по кругу только двадцать. По нынешним временам более чем достаточно.

Источник: Росбалт

  • 48
  • 10.04.2009 21:46

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода