Пакистанский узел «повязал» Обаму с Осамой. Новая риторика США

Читати цю новину російською мовою
Пакистанский узел «повязал» Обаму с Осамой. Новая риторика США
Положение дел в этой стране вызывало беспокойство и у прежней администрации — так что с прошлой осени «больному человеку Южной Азии» прописали регулярные атаки американских «дронов»

Новый президент США обнаружил еще одну болевую точку на Ближнем и Среднем Востоке — Пакистан. Положение дел в этой стране вызывало беспокойство и у прежней администрации — так что с прошлой осени «больному человеку Южной Азии» прописали регулярные атаки американских «дронов». И все же в своей риторике Барак Обама зашел гораздо дальше Джорджа Буша. Он впервые заявил о том, что пакистанское приграничье с Афганистаном «стало для американского народа самым опасным местом в мире».

Помнится, в поисках Осамы бен Ладена и прочих организаторов терактов 11 сентября американцы осенью 2001 года отправились в Афганистан. Нынешний американский лидер решил, что пришло время уточнить ориентиры.

Он обнародовал новую стратегию в отношении Афганистана и Пакистана, сказав при этом любопытную вещь: «Экстремисты переместились в труднодоступные районы вдоль афгано-пакистанской границы. Почти наверняка в числе тех, кто скрывается там, — руководители „Аль-Каиды“ Осама бен Ладен и Айман аз-Завахири».

Двадцать миллиардов потрачены впустую

Согласно этому подходу, именно Пакистан — слабое звено на афганском направлении и одновременно — ключ к урегулированию конфликта. Эта «перезагрузка» приоритетов вызвала бурную дискуссию в экспертном сообществе. Ни для кого не секрет, что пакистанское приграничье давно превратилось в надежный тыл для «Талибана» и прочих радикальных группировок. Да и сама граница, которую официальный Кабул до сих пор не признал, весьма условна. Настораживает другое: хозяин Белого дома фактически объявил пакистанский тыл новым фронтом, предлагая рассматривать Афганистан и Пакистан как единое целое в рамках контртеррористической операции.

Американская политика в регионе производит странный эффект: чем больше Вашингтон стремится влиять на Пакистан, тем быстрее государство сползает к хаосу. На борьбу с терроризмом в этой стране заокеанские стратеги потратили уже 20 миллиардов долларов, но потоки «зеленых» буквально ушли в никуда. А если и был какой-то результат — то сплошь отрицательный.

Очевидно, что администрация Буша просчиталась, когда «сдала» своего давнего, хотя и не всегда сговорчивого союзника — «диктатора» Первеза Мушаррафа. Вашингтон сделал ставку на кандидата от «демократической оппозиции» Асифа Али Зардари, вернув его из эмиграции, — на родине вдовец харизматичной Беназир Бхутто засветился в коррупционных скандалах.

Президент теряет страну

Самое тревожное, что Зардари теряет контроль над страной. Авторитет гражданского президента среди военных крайне низок, а рейтинг близок к нулю. Между тем Пакистан стремительно катится в пропасть. Недавно это признала группа видных американских экспертов во главе с сенаторами Чаком Хэйгелом и Джоном Керри. В своем докладе они прогнозируют: через полгода — максимум год ситуация может превратиться из «плохой» в «очень плохую».

Современный Пакистан подобен лоскутному одеялу, которое раздирают на части многочисленные кланы, группы и течения. Во многих провинциях возник вакуум власти. Фактически страну охватила гражданско-межплеменная война. Головная боль Исламабада — Территория племен федерального управления, где испокон веков жили пуштуны. На деле она никем не управляется, разве что местными полевыми командирами. С 2004 года правительство безуспешно проводит там операцию против талибов. В последнее время обстановка на границе с Афганистаном настолько обострилась, что переправлять натовские грузы через Хайберский перевал стало почти невозможно.

Именно в «зону племен» ведут следы большинства терактов, которые грозят взорвать Пакистан изнутри. В последние месяцы волна насилия накрыла всю страну — Исламабад, Северо-Западную приграничную провинцию, а также провинцию Пенджаб, чья столица Лахор прежде считалась безопасной. Лидер пакистанских талибов Бейтулла Мехсуд пообещал продолжать кровавую вакханалию до тех пор, пока янки не уйдут из региона, а правительство не отведет войска.

«Радиомулла» вводит шариат

Тревожные новости приходят из «пакистанской Швейцарии» — долины реки Сват на северо-западе страны, где особенно сильны позиции радикальных исламистов. Еще в феврале местные власти признали провал военной операции, которая унесла жизни более тысячи человек, и пошли на мировую с локальной ячейкой «Техрик Талибан-и-Пакистан». Ее лидер — мулла Фазлулла, прозванный за активную агитацию в СМИ «радиомуллой», — выдвинул обязательное условие бессрочного перемирия: введение в долине шариатского права. И это всего в 150 километрах от столицы. Сделку поддержал президент — выпустив соответствующий указ. Зардари пришлось капитулировать перед требованиями экстремистов, что разочаровало его вашингтонских кураторов.

Между тем о светских и вообще каких бы то ни было законах в долине Сват — как и в «зоне племен» — уже давно забыли. Прикрываясь ценностями ислама, талибы устроили здесь настоящий террор — то и дело горят школы для девочек, проводятся публичные казни полицейских, учителей, политиков. Официальный Исламабад уверяет: многострадальные обитатели долины получат «мягкий» вариант шариата. Что и позволит вернуть жизнь в нормальное русло. Но скептики уверены: если правительство до сих пор не владело ситуацией в регионе, то теперь и вовсе отдает его на откуп талибам.

Сами борцы за «чистоту ислама» не заставили долго ждать. Представители пакистанских талибов заявили, что победа в Свате вдохновит их на «подвиги» по всей стране. К тому же примирение местных талибов с властями Северо-Западной приграничной провинции выгодно афганским братьям по оружию. Теперь свободные ресурсы можно использовать для ударов по американскому контингенту, ожидающему «прибавления» в 17 тысяч военных.

Военный переворот — зло или спасение?

Если так пойдет и дальше, то Пакистан, вероятнее всего, ожидает очередной военный переворот. По мнению большинства экспертов, только генералитету под силу вернуть контроль над ситуацией. Впрочем, США такой сценарий не одобрят — из-за пресловутой «недемократичности». Какой же выход из пакистанского тупика предлагают сами американцы? В Белом доме настаивают на более тесном сотрудничестве спецслужб Пакистана, Афганистана и США. Очевидно, что Вашингтон усилит давление на Межведомственную разведку Пакистана, которую давно обвиняет в связях с террористическими сетями. Но главный акцент, по мнению новой администрации, нужно сделать на финансовой помощи Пакистану.

Из-за кризиса экономика страны оказалась на грани коллапса. Проблема в том, что многие стратегические проекты (строительство глубоководного порта Гвадар, газопровода Иран — Пакистан — Индия) завязаны на Белуджистан  — еще одну взрывоопасную провинцию, очаг племенного сепаратизма. Обама настоятельно попросил конгресс принять «программу помощи Керри-Лугара». Ежегодно в Пакистан будут закачивать 1,5 миллиарда долларов — в течение пяти лет. Деньги пойдут на строительство школ, дорог, больниц и, разумеется, на «укрепление демократии». Как заметил в разговоре с «Известиями» представитель пакистанской стороны, Исламабад приветствует поддержку социально-экономических проектов, но категорически против дальнейших бомбежек суверенного Пакистана. Тем более что они лишь подогревают симпатии к радикалам, особенно среди молодежи. С августа 2008-го от атак американских «дронов» погибли более 360 мирных жителей.

О превращении Афганистана и Пакистана в единый бурлящий «Афпак» — «свободную зону» насилия и экстремизма — американские политики говорят как о страшном сне. Особое беспокойство вызывают ядерные арсеналы Пакистана, направленные в первую очередь на сдерживание Индии. С 2000 года в стране действует Национальная система командования ядерными силами, которую военные эксперты признают весьма надежной. И все же нельзя исключать, что при самом пессимистическом сценарии — распаде страны — ядерная кнопка может попасть в руки террористов.

«Управляемый хаос»

Под конец приведем и вовсе экзотическую точку зрения на пакистанские дела. Любители конспирологии уверены, что Соединенным Штатам выгодно «раскачивать» Пакистан — хотя бы потому, что Исламабад остается единственным мощным союзником Пекина в регионе. Тот же порт Гвадар — будь он достроен — мог бы стать стратегической военно-морской базой Китая. Согласно теории «управляемого хаоса», США действуют по принципу «чем хуже — тем лучше». Другими словами, «дестабилизируй — и властвуй». Но в том-то все и дело, что теорий может быть сколько угодно, а хаос, в который глубже и глубже погружается Пакистан, меньше всего похож на управляемый.

Террористам экономить не нужно

Ударил ли экономический кризис по террористическим организациям? С этим вопросом «Известия» обратились к заведующему аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александру Храмчихину. Вот что рассказал нам эксперт:

 — Как вы понимаете, террористы отчетностей не сдают. Но в любом случае нельзя сказать, что количество атак по всему миру возрастает. Скорее наоборот. Например, в Ираке террористическая активность резко снизилась. Правда, это произошло еще до кризиса. Видимо, главную роль сыграли все-таки американцы, которые воюют с террористами. И определить, где влияние кризиса, а где — войны, очень сложно. Зато относительно стран, которых обвиняют в спонсировании «международного терроризма», — таких, как Саудовская Аравия или Иран, — можно сказать более определенно. По ним сильно ударило падение цен на нефть, особенно это касается Саудовской Аравии. Поэтому ее активность тоже снижается. Единственное исключение — Афганистан и Пакистан. У себя дома талибы очень активны. Как известно, основной источник их финансирования — «наркодоллары», а их поток увеличивается, — несмотря на кризис. К тому же в Пакистане мы имеем дело с серьезным ослаблением центральной власти.

Источник: Известия

  • 38
  • 21.04.2009 19:15

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода