Медведев развел выборы, как мосты. Итоги политической реформы в России

Читати цю новину російською мовою
Медведев развел выборы, как мосты. Итоги политической реформы в России
За последние полгода все выдвинутые Дмитрием Медведевым в президентском послании инициативы почти стали законами. За это время в России облегчили жизнь партиям, довели до логического конца принцип назначения губернаторов

За последние полгода все выдвинутые Дмитрием Медведевым в президентском послании инициативы почти стали законами. За это время в России облегчили жизнь партиям, довели до логического конца принцип назначения губернаторов, вписали в рамки вертикали вольницу муниципальных властей и впервые поправили Конституцию, увеличив сроки полномочий президента и Госдумы. У нас в стране рассчитывают на быстрый эффект, а как трактовать «реформы Медведева», пока не ясно — тут тебе ни «оттепели», ни «закручивания гаек». Депутатам осталось принять еще один законопроект (снизить число подписей для участия партии на выборах), чтобы первую реформу третьего президента России можно было считать полностью завершенной. Нет сомнений, что закон одобрят.

Напомним, 5 ноября прошлого года в послании Федеральному собранию президент изложил дюжину инициатив, которые должны были изменить нашу политическую систему. «Первые плоды» от политреформы мы смогли увидеть 6 апреля, когда с отчетом перед Госдумой выступил премьер-министр Владимир Путин. Теперь отчитываться о работе за год станут главы городов и сел перед местными собраниями депутатов. Куда более принципиальная новация — любого мэра можно будет уволить по представлению губернатора или местных депутатов «в случае ненадлежащего исполнения им своих обязанностей». Оговаривается, что за отставку мэра должны проголосовать не менее 2/3 депутатов.

Сторонники инициативы упирают на то, что губернаторам при «разборках» с мэрами теперь придется действовать по закону, а не собирать компромат на них для возбуждения уголовных дел. Противники же отмечают, что управой на плохого мэра и вообще на любое выборное лицо может быть только представительный орган власти. Но все сходятся в том, что линия противостояния «губернатор — мэр» теперь «рассосется» сама собой.

 — Нет ничего плохого в том, чтобы заложить санкции для мэров, которые не справляются со своими обязанностями, — говорит председатель правления Центра политических технологий Борис Макаренко. — Но в том механизме, который предложен, проблемы две. Право удалять мэра в отставку получили главы регионов, а это уже вмешательство органов госвласти в сферу компетенции местного самоуправления. И в законе есть лазейки. Если систематическое неисполнение обязанностей и грубое нарушение финансовой дисциплины — серьезные поводы для отстранения мэра, то фраза «иные основания» означает, что в угольное ушко может пролезть административный ресурс.

Следующие плоды политической реформы, очевидно, мы увидим ближайшей осенью, после того как пройдут выборы в несколько региональных парламентов и победившие партии впервые вместо полпредов предложат президенту «своих» кандидатов в губернаторы. Нормы, что кандидат должен быть членом партии, которая его выдвигает, в законе нет.

Медведев надеется, что новый формат позволит избежать кулуарных интриг и «междусобойчика» среди местных политиков. В минувшую пятницу он подписал указ о новом порядке избрания губернатора: не позднее чем за 90 дней до истечения его полномочий или в течение месяца, если глава региона ушел досрочно, партия вносит предложения «не менее чем о трех кандидатурах». Учитываются «авторитет, деловая репутация, опыт их публичной деятельности, а также результаты консультаций». Причем если сейчас в дамках игроки из «Единой России», то через несколько лет мы вправе рассчитывать на более интересный ландшафт.

Во-первых, роль крупных партий в России явно повышена, теперь главный приз для них — кресло главы региона, их уравняли в эфире, расширены контрольные функции парламента. Соответственно, политическая борьба станет пряной и острой. Станет ли она более честной — пока вопрос. С одной стороны, денежный залог отменили на выборах всех уровней, с другой стороны, пошли на сокращение числа подписей для участия партии в федеральных парламентских выборах.

Во-вторых, впервые даны гарантии представительства в парламенте малых партий — на данном этапе им положен утешительный приз в виде кресла для лидера, но в дальнейшем для их прохождения в Думу ничто не мешает вернуть 5-процентный барьер. Во фразе Медведева «пока не считаю необходимым снижать барьер прохождения в Госдуму» мало кто обратил внимание на слово «пока».

 — Суть в том, чтобы послать сигнал политическому классу, что 7% — высоковатый барьер и что 1 или 2 мандата в Госдуме дает партии статус парламентской, — полагает Макаренко. — Это открывает доступ к государственным СМИ и подразумевает автоматическую регистрацию ее кандидатов и списков на выборах всех уровней. То есть сокращается возможность применить бюрократический ресурс и снять партию за неправильную закорючку в подписях.

Остальные политические новации имеют отложенный эффект. Срок полномочий президента и парламента увеличен, но на действующего главу государства и корпус депутатов не распространяется. Принцип ротации руководителей партий внедрен де-юре, а Владимир Жириновский и Геннадий Зюганов на неопределенный срок остаются де-факто. Принцип формирования Совета федерации новый, но вступит в силу только в 2011 году. Похоже, окончательный ответ на вопрос, для чего Медведев провел политреформу, получим через несколько лет, ближе к парламентским выборам и президентским. Которые, кстати, разводятся по срокам, как питерские мосты.

Источник: Известия

  • 45
  • 28.04.2009 13:27

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода