Россия. Что стоит за объявлением Белоруссии торговой войны

Читати цю новину російською мовою
Россия. Что стоит за объявлением Белоруссии торговой войны
Россия в лице главного санитарного врача и главы Роспотребнадзора Геннадия Онищенко объявила Белоруссии торговую войну. Наш главный борец с некачественной продукцией запретил импорт из соседней страны молочных продуктов

Россия в лице главного санитарного врача и главы Роспотребнадзора Геннадия Онищенко объявила Белоруссии торговую войну. Наш главный борец с некачественной продукцией запретил импорт из соседней страны молочных продуктов. Всего в «черный список» попали около 500 наименований — начиная от глазированных сырков и заканчивая сметаной. Формальным поводом явилось несоответствие белорусской продукции нашему новому техрегламенту. Но не странно ли, что решение Роспотребнадзора последовало вскоре за резкими и эмоциональными высказываниями президента Белоруссии Александра Лукашенко в адрес российского министра финансов Алексея Кудрина.

Сухой остаток

Безусловно, формальный повод придраться к белорусской молочной продукции имеется. Недаром же мы принимали техрегламент, по которому молоко не должно делаться из молочного порошка, иначе это уже «молочный напиток».

Белорусы же хоть сухими смесями не брезгуют, но указывать этот факт на упаковке отказываются. Впрочем, как и многие наши производители, которым тем не менее дали отсрочку до лета. Чтобы смогли поменять упаковку. К белорусам, как выяснилось, Роспотребнадзор оказался более придирчив. Новых поставок молочных продуктов из Белоруссии пока не будет, а те, что уже находятся в обороте, будут изъяты.

Дырка от сыра

Первое очевидное объяснение — попытка воздействовать на Минск экономическими санкциями. Белорусы «засыпали» нас своим сахаром и «залили» молоком. А договоренности, касающиеся квотирования поставок, не соблюдают. Но стоило главе Минфина Алексею Кудрину покритиковать экономику Белоруссии, усомнившись в ее платежеспособности, как Батька разразился гневной отповедью. Он сравнил нашего министра с «отморозком, вякающим на западные деньги», и призвал своих производителей искать новые рынки сбыта.

Тем не менее «молочное» эмбарго оказалось полной неожиданностью как для участников рынка, так и для самих чи-новников.

 — Буквально накануне сельскохозяйственные министры двух стран договорились скорректировать торговый баланс: снизить поставки в Россию сухого молока, а экспорт белорусского творога и сыра, наоборот, увеличить, — удивляется источник «Известий» в Минсельхозе.

Дешевое белорусское молоко давно раздражает наших переработчиков. Ведь у соседей госдотации производителям составляют почти 25% (во многом, кстати, благодаря российским вливаниям), а у нас  — символические несколько процентов. Получается, что белорусская продукция выходит на треть дешевле. Поэтому даже Российская армия частично покупает «порошок» у белорусов.

А что с готовой продукцией? Белорусских молочных товаров на нашем рынке довольно много — около 15%. Некоторые из них (например, «Савушкин продукт») хорошо известны нашим потребителям и пользуются популярностью.

Кто снимет пенку?

Как среагирует рынок на уход «конкурентов»? Пока никак. В летний сезон молочники страдают от перепроизводства, поэтому даже снижают отпускные цены на свой товар. Другое дело, если эмбарго растянется до осени, когда «натурального» молока станет не хватать. В этом случае переработчики могут переписать прайсы в большую сторону — конкурентов-то поуменьшится. Экономические санкции могут повлиять только на рынок твердого сыра, так как он на пятую часть зависит от белорусской продукции. Но и это Россия может пережить, увеличив производство внутри страны и поставки из балтийских стран, а также Украины.

Для Белоруссии же санкции окажутся болезненными. Несмотря на то что в общей структуре «молочного» экспорта поставки на российский рынок занимают 4-5%, белорусская экономика может недосчитаться сотен миллионов долларов. Похожий ущерб понесли украинские производители, когда несколько лет назад Россия ограничила поставки молочной продукции из «незалежной».

Но, судя по всему, белорусские власти готовы к таким потерям. Последние заявления Александра Лукашенко явно говорят о том, что в решении Роспотребнадзора он видит исключительно политическую подоплеку. Так, на прошлой неделе белорусский лидер пожаловался, что Москва шантажирует Минск кредитом в $500 млн, увязывая его с признанием Белоруссией Южной Осетии и Абхазии.

Хотелось бы Батьке посочувствовать, но, как глава одного из союзных государств, он мог бы давно это сделать. Мешает страх перед Европой, которая в свое время уже ввела ряд санкций против Белоруссии и лично Лукашенко. В последнее время Запад намекнул, что готов пойти на уступки. Поэтому отношения с Европой Батьке портить не хочется. Но и усидеть на двух стульях тоже не получается.

Роспотребспецназ

Война, пусть даже торговая, — всегда грязное дело. И со средствами противники не считаются. Так уж получается, что за последние годы ведомство Геннадия Онищенко превратилось в настоящий экономический спецназ. Испортились отношения с Грузией — вводим запрет на поставку «Хванчкары» и «Боржоми». Разругались с прибалтами — объявляем «отравленными» рижские шпроты.

Справедливости ради заметим, что иногда Роспотребнадзору удается не только решить политическую проблему, но и повысить качество импортируемой продукции. Яркий пример — история с молдавскими винами. После того как в России был объявлен запрет на эту продукцию, молдаване из кожи вон вылезли, чтобы доказать нам, что поставляют качественную и безопасную продукцию. Поэтому, хоть и не в «полном составе», смогли вернуться на российский рынок.

А вот грузинские виноделы, которые отказались идти с Россией на переговоры, сначала хвастались, что нашли новые рынки сбыта. Но в результате выяснилось, что эти поставки оказались символическими. Вот и пришлось грузинскому президенту Михаилу Саакашвили призвать своих сограждан побольше потреблять алкогольных напитков, чтобы поддержать производителей. Если Батька не найдет общий язык с Москвой, то белорусам тоже придется подналечь на сметану и ряженку. Ибо Европу и без того потрясают демонстрации фермеров, которые не могут сбыть свою продукцию. Нужен ли им новый конкурент, который может предложить значительно более дешевое молоко? Сомнительно.

Источник: Известия

  • 56
  • 08.06.2009 21:20

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода