Градус политической температуры. Россияне жалеют о распаде СССР, но жить хотят в России

Читати цю новину російською мовою
Градус политической температуры. Россияне жалеют о распаде СССР, но жить хотят в России
В наше кризисное время от любых опросов, которые проводят социологи, часто приходится ждать сенсаций. Поэтому когда Левада-Центр обнародовал плоды своей недавней работы, к ним оказалось приковано внимание многих политиков.

В наше кризисное время от любых опросов, которые проводят социологи, часто приходится ждать сенсаций. Поэтому когда Левада-Центр обнародовал плоды своей недавней работы, к ним оказалось приковано внимание многих политиков.

Итак, выяснилось: 60 процентов россиян считают, что независимость пошла России на пользу. В сознании большинства граждан от эпохи СССР осталась только ностальгия по статусу мировой державы, по существовавшему тогда гарантированному социальному, но все же относительному благополучию, ощущению принадлежности к многонациональному огромному сообществу. Однако, как отмечают социологи, на смену «советскому патриотизму» быстро пришел «российский патриотизм». В сознании граждан произошла эволюция в сторону проекции в национальную историю, что опровергает суждения некоторых политологов о том, будто бы россияне сейчас воспринимают свою страну только в качестве «огромного экономического пространства».

И что важно отметить: государственный аспект в современном российском патриотизме превалирует над этническим. То есть современные «державники» не являются «русскими националистами». По данным социологов, две трети респондентов готовы оказать поддержку политикам, выдвигающим патриотические лозунги, но без «обертки» их в чисто национальную упаковку.

Это важно отметить не только в связи с попытками некоторых политических сил, особенно в условиях кризиса, обыгрывать «национальную карту». Недавно на Западе издана очередная книга Джеффри Хоскинга «Народ-правитель и народ-жертва: русские в СССР». Автор — профессор Лондонского университета — почему-то решил применительно к современной России использовать средневековый подход, приписывая российским гражданам «жизнь в духовном предназначении „Третьего Рима“.

По мнению Хоскинга, якобы в сознании граждан России будет возрождаться мессианство „по мере того, как они станут осознавать, что большевизм не являлся русской властью“, что Сталин „надругался над религией русского народа, его историей, идентичностью, культурой и укладом жизни, истребив бессчетные миллионы людей и повергнув страну в жесточайший демографический кризис“. На основе этого постулата, например, делается «обобщающий вывод»: русские сегодня „за Сталина продолжают мстить Грузии“. „Советский проект был экспериментом, который проводился не только русскими, но и над русскими: это была борьба правителей против подданных, социалистов против христиан, горожан против крестьян“, — пишет Хоскинг. Заметим, что все, что происходило в СССР, имело прямое отношение ко всему „советскому народу“, а не только к русским. А главная задача известного западного исследователя заключается все же в попытках через прошлое увидеть будущее современной России и ее граждан. Но данные Левада-Центра опровергают постулаты Хоскинга о том, что „русские не пожелают смириться со статусом обычного суверенного государства“ и будут эволюционировать к „империи в модифицированном виде“.

Другое дело – рассуждать, исходя опять–таки из социологических данных, что формирование поколения граждан России происходит в не совсем благоприятных условиях, и сопряжено со значительными и во многом неоправданными потерями. Данные исследований, например, свидетельствуют, что в совокупности (по показателям генетического потенциала, здоровья, уровня и качества образования, интеллекта, нравственности, разного рода девиаций и т.д.) общее число потерь может быть близким к 20 — 25 процентам.

Однако кс учетом выводов многих исследователей об общем ухудшении характеристик современного поколения по отношению к предыдущим, мы придерживаемся точки зрения о возможности выхода из современной сложной ситуации. Но и этот процесс естественный, если учитывать, что нынешняя форма российской государственности — и по географии и по своей политической сущности — не имеет аналогов в отечественной истории. Все приходится создавать практически заново: воспроизводить опыт предшествующих поколений по государственному строительству, создавать новое „ментальное пространство“, обозначать сферу деятельности отдельной личности, социальной группы, в условиях которой находят своеобразное и многогранное проявление мироощущение и мировосприятие людей, их отношение к действительности, к политическому курсу, к властным структурам и политическим организациям. И только когда гражданам России удастся объединить в систему рациональные и подсознательные, чувственные и логические, ценностные и иные воззрения, создать иной менталитет, можно будет делать какие-либо серьезные выводы об истинных „политических и геополитических позывах“ современных россиян.

Источник: ЦентрАзия

  • 32
  • 19.06.2009 15:32

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода