Украина раскрыла архивы КГБ

Читати цю новину російською мовою
Украина раскрыла архивы КГБ
Но, как передает из Киева корреспондент Би-би-си Гэбриел Гейтхаус, это решение украинских властей вызвало неоднозначную реакцию среди жителей Украины. Глубоко в недрах бывшего управления КГБ на Украине царит мертвая тишина.

Украинские власти раскрыли часть старых архивов КГБ и теперь можно ознакомиться с сотнями тысяч секретных документов, касающихся всего советского периода. Но, как передает из Киева корреспондент Би-би-си Гэбриел Гейтхаус, это решение украинских властей вызвало неоднозначную реакцию среди жителей Украины.

Глубоко в недрах бывшего управления КГБ на Украине царит мертвая тишина. Комнаты от пола до потолка заставлены тысячами ящиков. Все они тщательно пронумерованы и содержат сотни документов с данными о врагах бывшего советского государства.

За каждым номером скрывается трагедия отдельного человека.

Директор архива Владимир Вятрович достает коричневую картонную папку по делу номер 4076. Главный документ этого дела — письмо, датированное 1940 годом и адресованное «товарищу Сталину, Кремль, Москва».

Письмо начинается словами «Дорогой Иосиф Виссарионович». Николай Рева хотел, чтобы Сталин знал факты о голоде 1932-1933 годов, когда миллионы людей умерли в результате советской политики насильственной коллективизации.

Как и многие другие люди в то время, Рева считал, что от Сталина все эти данные утаивают и что если бы он знал масштабы происходящего, то тут же положил бы этому конец.

Но письмо привело его в Гулаг. Впоследствии он был реабилитирован — 25 лет спустя.

Однако многим была уготована иная судьба.

Пролистывая один из многих альбомов с фотографиями, Владимир Вятрович показал фото Ивана Северина, который был расстрелян советскими спецслужбами. Под снимком аккуратным почерком выведено: «Ликвидирован 3 апреля 1947 года».

Старые дела

Вятрович и его коллеги помогают людям установить, что случилось с их родственниками и близкими — зачастую через несколько десятилетий после их исчезновения.

Но Служба безопасности Украины (СБУ), в ведении которой перешли архивы КГБ, раскрывает эти документы выборочно.

В основном рассекречиваются старые дела, аналогичные делу «ликвидированного» Северина, который участвовал в партизанском движении против советской власти на Западной Укараине после Второй мировой войны.

Власти возбудили уголовное дело по факту голода на Украине — голодомора, хотя маловероятно, что виновные до сих пор живы и смогут попасть на скамью подсудимых.

Но глава СБУ Валентин Наливайченко настроен оптимистично и считает, что это только начало.

«Как только Россия начнет раскрывать свои архивы, всплывет все все больше правды о реальной истории», — сказал он и добавил, что в настоящее время Россия не очень склонна к сотрудничеству в этом деле.

Но есть и другие препятствия на пути полного раскрытия всех архивов — и это сама СБУ. Именно она решает, какие документы рассекречивать.

Валентин Наливайченко подчеркивает, что СБУ не имеет никакого отношения к советским спецслужбам. «Во-первых, и это для меня самое главное, мы не являемся преемником КГБ, и именно так гласит закон», — сказал он.

Вместе с тем, глава СБУ признал, что 20% его сотрудников работали в КГБ, и, по мнению некоторых украинских аналитиков, реальное количество бывших «комитетчиков» может быть еще выше.

Вряд ли сотрудники СБУ, работавшие в КГБ в 1970-х и 1980-х годах, будут рады рассекречиванию документов, которые могут их изобличить. Даже учитывая слова Наливайченко о том, что СБУ пытается привлечь в свои ряды молодежь.

«Не стоит того»

Однако не все молодые украинцы негативно относятся к своей истории прошлого века.

В Киеве возле монумента в честь победы над нацистской Германией наш корреспондент разговорился с молодой учительницей из Одессы, которая привезла в Киев школьников на экскурсию.

«Мы любим свою историю», — говорит Светлана, настаивая при этом, что темные страницы прошлого ворошить не стоит.

«Прошлое — в прошлом, — говорит она. — История голода, убийства, все злодеяния, которые вершил Сталин. Я не думаю, что мы должны это сейчас снова поднимать. В нашем мире и без того хватает насилия. А если мы вдобавок еще и начнем обвинять друг друга… Это просто не стоит того».

Некоторые украинские политики активно добиваются люстрации, или очищения общества путем раскрытия темных страниц истории. Они хотят запретить бывшим советским чиновникам занимать государственные должности.

Однако такая позиция вызывает много споров. Историк и представитель оппозиции Дмитроий Табачник считает ее абсурдом.

«Это охота на ведьм, — говорит он. — Начинать процесс люстрации после 18 лет независимости — значит привести общество на грань гражданской войны».

Болезненный процесс

В лесу под Киевом деревья подвязаны тысячами белых шарфов, расшитыми традиционным украинским орнаментом и символизирующими людей, погибших от советской власти.

При Сталине расстрелянных политзаключенных хоронили в Быковне. Никто не знает точно, сколько там захоронено людей, однако, по некоторым оценкам, их может быть более 200 тысяч.

Директор немецкого Фонда Конрада Аденауэра в Киеве Нико Ланге считает, что украинцам нужно перестать обвинять висторических бедах Россию и начать искать причины внутри себя.

«Украинцы склонны считать себя единственными жертвами тех исторических процессов», — указывает он.

«Но с прошлым можно примириться только в том случае, если начать анализировать свое собственное участие: преследования со стороны своего собственного государства, злодеев из своих собственных рядов. Если все это проделать, а это весьма болезненный процесс, правда в конце концов все расставит на свои места», — добавляет Нико Ланге.

У немцев есть собственный опыт в осмыслении своей истории — как после Воторой мировой войны, так и после падения Берлинской стены.

Однако Украине потребуется немалая политическая воля для того, чтобы начать этот процесс.

Источник: Власти.нет

  • 99
  • 30.06.2009 16:15

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода