Не единая Россия: в «квадрате» из двух первых лиц государства и двух вторых развернулись аппаратные интриги

Читати цю новину російською мовою
Не единая Россия: в «квадрате» из двух первых лиц государства и двух вторых развернулись аппаратные интриги
Председатель Совета Федерации Сергей Миронов выбрал себе политического покровителя на ближайшее будущее. И этим покровителем для него стал Владимир Путин, который пока сохраняет пост премьер-министра.

Российские сенаторы поддержали инициативу председателя Совета Федерации Сергея Миронова о создании президиума совета палаты – новой постоянно действующей структуры по взаимодействию с правительством.

Как пояснил Миронов, президиум образуется для оперативного обсуждения вопросов, рассмотрение которых относится к полномочиям совета палаты. По его словам, в состав президиума входят руководство СФ, главы комитетов. Новая структура «будет он-лайн взаимодействовать с министерствами по нашей законотворческой работе». При этом Миронов заметил, что если совет палаты собирается лишь периодически, то «президиум будет работать постоянно».

Зачем Сергею Миронову понадобился президиум и какова вообще на сегодня роль Совета Федерации, рассуждает гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин.

«СП»: – Алексей Алексеевич, что опять затеял Миронов?

– Создание президиума Совета Федерации – это попытка консолидации верхней палаты парламента, как политического инструмента, в руках Сергея Миронова. Госдума в 2009 году шла навстречу практически всем инициативам исполнительной вертикали, при этом тотально игнорировала инициативы президентской администрации и регионов. Видя это, на 2010 год Миронов озаботился созданием инструмента эффективного взаимодействия с исполнительной вертикалью. И теперь он намерен гораздо более чутко взаимодействовать именно с епархией Владимира Путина, возможно, в ущерб контактам с президентской администрацией.

Это говорит о том, что Миронов выбрал себе политического покровителя на ближайшее будущее. И этим покровителем для него стал Владимир Путин, который пока сохраняет пост премьер-министра и, скорее всего, сохранит его после 2012 года. Такая дальновидность спикера верхней палаты вполне объяснима. Она говорит о том, что у Миронова появились новые политические проекты, связанные с его детищем – «Справедливой Россией». И в этой связи он, конечно, хочет диверсифицировать риски, ориентируясь не только на одну команду Дмитрия Медведева, а пытаясь взаимодействовать со всеми политическими группами, как это делает «Единая Россия».

Президиум Совета Федерации – орган не лишний. Миронов наконец-то понял, что Совет Федерации, работающий в прежнем формате – то есть совершенно формально относящийся к своим обязанностям, штампующий, по сути, законопроекты, согласованные в Госдуме – его больше не устраивает. Это серьезно отражается на политическом рейтинге. А рейтинг Сергея Миронова – лично, и его партии «Справедливая Россия» – весь 2009 год стремился к нулю. Видимо, в преддверии выборов 2011-12 годов Миронов решил этот рейтинг поднять.

«СП»: – Я все же не понимаю: как президиум сможет поднять рейтинг Миронова?

– Очень просто. Демонстрируя зависимость прохождения определенных законопроектов, в том числе инициируемых исполнительной вертикалью, Сергей Миронов хочет завязать личные отношения политического свойства как с администрацией президента, где он, действительно, бывает довольно часто, и где имеет хорошие контакты, так и с исполнительной вертикалью. В последнее время контакты с исполнительной вертикалью у Сергея Миронова были случайные, и не вполне отвечали задачам, которые ставит перед собой спикер верхней палаты.

«СП»: – Вы говорите, Совет Федерации штампует все законы подряд…

– Нет, кое-что они завернули – закон о повышении транспортного налога, например. Когда Грызлов чуть ли не лично поехал возвращать этот закон, уже проштампованный Госдумой, в Совет Федерации – после озвучивания соответствующей позиции президента РФ, Миронов с большим удовлетворением завернул этот закон. Но это было исключение. Как правило, стадию Совета Федерации подобные законопроекты пролетают со свистом.

«СП»: – А теперь пролетать будут не все?

– Теперь – не все. Миронов будет более внимательно относиться к позиции, которую высказывает Владимир Путин. До этого монополией на выражение воли премьера обладала «Единая Россия» и Госдума. Теперь верхняя палата намерена выступить конкурентом нижней в этом вопросе. Поэтому Миронов, который в последнее время высказывал предпочтение президентскому аппарату, решил создать площадку и для взаимодействия с исполнительной вертикалью – с Путиным. Человек диверсифицирует риски, это понятно…

«СП»: – Но если стоит заслон в виде Госдумы, которая игнорирует Медведева – получается, путинские законопроекты без проблем проходят и Госдуму, и Совфед, который штампует все автоматом. Какая нужда создавать дополнительный орган?

– Я говорю о политической нужде. Президиум – это аналог органа в исполнительной вертикали. Существует президиум правительства, куда входят все вице-премьеры, первый вице-премьер, и который решает текущие оперативные политические вопросы. Президиум Совета Федерации просто повторяет такой же орган в исполнительной вертикали. Подобие этих органов вызывает их некое родство. Это психология, а Сергей Миронов любит класть в основу своих действий психологический момент. Миронов намерен создать дополнительный канал взаимодействия с премьером, чтобы составить конкуренцию «Единой России». Хорошим знаком для него является то, что Путин по-прежнему не член «ЕдРа» – хотя и является ее лидером.

Это аппаратные игры. И аппаратный игрок прекрасно понимает такие ходы. Для него гораздо важнее проработанный канал – личные связи с определенным чиновником – чем официальное взаимодействие на уровне первого, второго, третьего и четвертого лица государства. Собственно в этом кругу сейчас и разворачивается действие: президент, премьер, спикер Совета Федерации, спикер Госдумы. Два первых свои позиции знают – это властный тандем. А вот два вторых роли понимают не до конца, и поэтому создают дополнительные ходы как к первому лицу, так и ко второму.

У спикера нижней палаты, Бориса Грызлова, есть такие наработанные ходы – и к Владимиру Путину, и к Дмитрию Медведеву. Другое дело, существует личная неприязнь между Грызловым и президентом. В свое время Грызлов в довольно жесткой форме отказал Медведеву в членстве в «Единой России». Конечно, потом предложил – но было поздно: надо было видеть лицо Дмитрия Анатольевича в этот момент. И сейчас у Грызлова, видимо, есть определенное беспокойство в связи с его отношениями с Медведевым.

Так вот, спикер верхней палаты хочет использовать это обстоятельство. Сейчас, по мере развития Совета Федерации, может так получится, что верхняя палата окажется способна блокировать прохождение тех законопроектов, которые президенту невыгодны. Но соотнося свою позицию с позицией премьера – как ведущего во властном тандеме. Для этого и создан президиум – то есть принимать решение будет не весь Совет Федерации, где много «единороссов», и они могут козью морду сделать спикеру, а небольшая группа людей, более-менее контролируемых. Президиум сможет – соотнося свою оппозицию с позицией Путина – безопасно, в политическом смысле, пойти навстречу президенту. А не попасть в глупое положение, когда президент скажет «да», а премьер скажет «нет».

«СП»: – Какова сегодня роль Совета Федерации?

– После того, как был, по сути, изменен конституционный признак его формирования – то есть, выборность в регионах – СовФед перестал быть рупором регионов, местом, где учитываются их интересы. Вместо этого, как известно, был создан Госсовет – орган неконституционный, номинальный, но при этом рабочий. После того, как Совет Федерации отошел от принципа выборности, он потерял авторитет, свою собственную политическую душу. И сейчас является пустым помещением – в политическом смысле.

«СП»: – Что дает членство в Совфеде?

– Статус и депутатскую неприкосновенность. Мы все говорим «сенатор», но такого понятия в Конституции нет, есть – депутат. И депутатская неприкосновенность является наиболее привлекательным продуктом, которым наделен член Совета Федерации.

«СП»: – Случайные люди туда не попадают?

– Это резервуар для отставников, которых неудобно выбросить на улицу, или просто спровадить на пенсию. Это люди, которые или «покупают» посты, или их устраивают туда другие хорошие люди – переждать нелегкие времена.

«СП»: – Есть шанс, что Совет Федерации прекратит существование?

– Нет – для этого нужно менять Конституцию РФ. А Медведев сказал недавно: не дождетесь.

Источник: «Свободная пресса»

Источник: Власти.нет

  • 71
  • 17.12.2009 19:20

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода