Русские прыгнули на Северный полюс с парашютом на тридцать лет раньше американцев! Но это был секрет

Читати цю новину російською мовою
Русские прыгнули на Северный полюс с парашютом на тридцать лет раньше американцев! Но это был секрет
В Книге рекордов Гиннеса за 1988 год на странице 189 есть такие строки: «Самый северный прыжок. Доктор Джек Уилер (США), пилот — капитан Роки Парсонс при температуре – 31,6 С, 90'00 северной широты 15 апреля 1981 г.». Но это не правда!

Леонид РЕПИН, обозреватель «КП», действительный член Русского географического общества В Книге рекордов Гиннеса за 1988 год на странице 189 есть такие строки: «Самый северный прыжок. Доктор Джек Уилер (США), пилот — капитан Роки Парсонс при температуре –31,6 С, 90’00 северной широты 15 апреля 1981 г.».

Нисколько не сомневаясь в отваге и профессиональном мастерстве мистера Уиллера, должен его все-таки огорчить. Он не был первым.

1949 год. Только четыре года как завершилась Вторая мировая. Но неудержимо раскручивалась, набирала обороты холодная война. Стратеги обоих лагерей дальновидно проглядывали все возможные варианты — где будут развиваться главные боевые действия. По тому, как вели себя американцы, советские политики предполагали, что главные сражения развернутся в Арктике. К этому решили потихоньку готовиться.

Поэтому в район Северного полюса отправилась полярная научная экспедиция «Север-4», возглавляемая недавним командующим Балтфлотом, во время войны — командующим авиацией Северного флота, а теперь начальником Главного североморского пути адмиралом А. А. Кузнецовым. Понятно, что большинство членов экспедиции — военные.

Открытка со спецгашением, выпущенная недавно в честь выдающегося события
Открытка со спецгашением, выпущенная недавно в честь выдающегося события

Сама экспедиция и решительно вся деятельность предельно засекречены. Связь — исключительно зашифрованная и только напрямую — с Москвой. Вести дневники и делать личные фотографии категорически запрещено. И, разумеется, никаких, даже самых ничтожных, сведений в прессе. Враг не дремлет…

Накануне Дня Победы, который, кстати сказать, тогда всенародно еще не праздновался, Кузнецов вызвал в свою палатку врача экспедиции гвардии капитана медицинской службы Виталия Воловича и принялся задавать странные вопросы: как он себя чувствует, какое у него настроение, сколько совершил парашютных прыжков. Узнав, что 74, по всей видимости вполне удовлетворился. И вдруг огорошил: «А что бы вы сказали, доктор, если бы вам предложили совершить 75-й прыжок, но — на Северный полюс?» У Воловича дыхание перехватило. Он и мечтать не смел о таком.

«Ну и отлично. Прыгать будете вдвоем с нашим главным парашютистом Медведевым». Волович хорошо его знал: серьезный, общительный человек, мастер спорта по парашюту. У него на счету 749 прыжков. Рядом с ним Волович чувствовал себя надежней, уверенней. Он к тому же и старше значительно.

Медведев прилетел специальным самолетом с Большой земли. Не обошлось, как это водится в особо секретных мероприятиях, без курьеза. Медведев, получив от Кузнецова шифровку: «Явиться со своим фотоаппаратом», изумился. Он знал, что штатный фотограф в экспедиции был. Только после второй недоумевающей шифровки выяснили: лететь надо «со своим аппаратом». Тут уж можно было догадаться, что имелся в виду парашют. Темнили во всем и везде.

Утро 9 мая открылось спокойным и ясным. Большой двухмоторный самолет ЛИ-2 уже был готов. Командир — известный полярный летчик Николай Метлицкий, второй пилот — бывший ас-истребитель майор Владимир Щербина, кавалер четырех орденов Красного Знамени. Штурман — опытнейший полярник Михаил Щерпаков.

В машину загружают брезентовый мешок с продуктами, отдельно — инструменты, палатку. Вообще-то поле прыжка по плану собирались сразу же и улететь, но как там на деле обернется… Какая на полюсе будет погода…

Провожали их всем лагерем.

Минут через сорок полета вышли на полюс. Для точности приземления сбросили две дымовые шашки. Теперь не промахнуться. Самолет сделал второй заход, и надо было уже прыгать, а грузовую дверь заклинило намертво. Пришлось зажечь пук пакли и отогревать замок.

Высота — 600 метров, температура на полюсе –30. Через три секунды свободного падения Волович раскрыл основной парашют, но надо было выбросит и запасной — для уменьшения скорости приземления: внизу нагромождение торосов. Не дай бог напороться на острые ледяные клыки… «Не застряли бы ноги между льдин…» — подумал Волович. А запасной повис тряпкой, не раскрывался… Неожиданный порыв ветра подхватил его и перенес через нагромождение торосов.

Есть приземление!

Сложив парашют, Волович извлек утаенный фотоаппарат и сделал несколько памятных снимков. Потом предусмотрительный доктор положил друг на друга две небольшие плоские льдины, накрыл их вафельным полотенцем и водрузил на стол плоскую флягу со спиртом, две мензурки для приема лекарства, плитку шоколада и пачку галет.

Они с Медведевым едва успели выпить и закусить, как самолет, вздымая винтами пургу, уже лихо подкатывал. Еще через час они вернулись на базу.

Фотопленку утаить не удалось, и она была немедленно конфискована по возвращении в лагерь.

Уже в Москве Кузнецов сказал Воловичу: «Поздравляю с Героем!» Но им с Андреем Медведевым вручили по Красному Знамени. В закрытом указе было сказано: «За выполнение особого правительственного задания».

И стал тот замечательный день историей. О которой кроме награжденных знал лишь небольшой круг людей.

Вот и досекретничались. В книге достижений записано, что первыми на Северный полюс прыгнули американцы.

Только это случилось спустя 32 года после того, как на полюс прыгнули наши. Так что надо поправить авторитетный справочник.

Источник: Власти.нет

  • 118
  • 28.12.2009 19:33

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода