Украина. Выбор Тимошенко

Читати цю новину російською мовою
Украина. Выбор Тимошенко
Юлия Тимошенко, безусловно, выйдет во второй тур. И даже наберет на несколько процентов голосов больше, чем в первом. Но это потолок. Она в любом случае не выиграет. И не сможет мобилизовать тех, кто против старых команд. А потому, чтобы…

Юлия Тимошенко, безусловно, выйдет во второй тур. И даже наберет на несколько процентов голосов больше, чем в первом. Но это потолок. Она в любом случае не выиграет. И не сможет мобилизовать тех, кто против старых команд. А потому, чтобы оставить себе шанс, она должна… отказаться от участия в выборах. Сразу после первого тура, заняв там второе место. Уступить дорогу тому кандидату, который придет третьим. В таком случае в выборах-2010 появляется реальная интрига. Третий (фамилия неважна) получает шанс притянуть все протестные голоса и переиграть лидера гонки (господина Я.) за счет той самой мобилизации «всех, кто не за него». О реальности всего этого и поговорим чуть ниже. Поговорим также и о том, что важнее сегодня – обязательная реализация утопических амбиций премьер-министра или все-таки непредсказуемый ход выборной кампании с непредсказуемым финалом.

Так, наверное, и должно быть. Можно смачно и гламурно надувать щеки, но все равно оставаться в глубокой и дурно пахнущей яме. Годами. Иногда у меня складывается впечатление, что все г… мира собрано нынче в одном месте и обильным слоем намазано на своеобразный географический бутерброд «Украина». Только не заводите хоровод о тяжких африканских буднях. Мы ведь не там, а здесь. «Выбор у нас на 17 число есть?» – иронично спрашиваю я. «Есть, есть и даже не сомневайся!» – кое-кто усиленно накачивает воздухом легкие и, захлебываясь от олигофренического восторга, кричит три волшебных слова. А я отвечу, что выбора пока нет. Или все-таки уже нет? Но он (этот самый выбор) может появиться, если одно маленькое «но» перешибет большие и толстые амбиции энных кандидатов в президенты. Сомнительное, конечно, для наших времен утверждение, когда государство всеми (именно так) кандидатами рассматривается как частное предприятие.

Криминально-акционерное предприятие по… 1) зарабатыванию путем отъема чужого; 2) перераспределению от чужих фаворитов к своим фаворитам; 3) паразитированию на гос/хлебах (бюджет и остаточные имущественные крошки); 4) барствованию/царствованию в личных лесах, озерах и прочих холмах/городах; 5) тотальному зомбированию при помощи прямоэфирных телепостановок; 6) силовой охране всего уворованного от законных претензий со стороны горемычно мычащих вассалов. Зачем менять правила игры, если игра так успешно складывается? Для избранных. Впрочем, не об этом речь.

Конкретный замкнутый круг. Шаг влево. Шаг вправо. Иллюзия. А результат итоговый уже понятен. Разве кто-то сомневается в его предопределенности? Плохой итоговый результат. Дискуссии нет. А по большому счету нет и полноценных выборов. Я, разумеется, не собираюсь примитивничать и всуе рассуждать о том, что настоящие выборы – это столкновение созидательных идей, стратегических идеологем, цивилизационных выборов или, на худой конец, конкретных программ реконструкции конкретных отраслей. С кем из нынешних и уже завтрашних государственных топов обо всем этом можно профессионально разговаривать? С ними – только о процентовках откатов. Так что, увы, в последние годы наши выборы – это чистое столкновение политической попсы и брутальных технологий. Грязных, еще грязнее и еще грязнее. Возможно, это нормально. Возможно, сейчас общество только это и кушает. Типичное украинское варево: компрометирующий оппонента факт, доверительно рассказанный в большое общественное ушко, популистский соус а-ля «провансаль», большие невинные глаза соискателя как у персонажей японских аниме.

И что же со всей этой выборной мутью-2010 делать? Можно, само собой, засунуть голову в какой-то песочный холм и просто забыть о каких-то «кандидатах в президенты». «От меня ничего не зависит, значит, я — молчок». Отличный путь. «Геройский». Или выразить протест… осознанным не/голосованием или голосованием «против всех». Можно и это сделать. Опять же – полное «геройство». Но что толку, если любой результат все равно будет достигнут. Т.е. кто-то обязательно будет возведен на монарший трон. Сартр ведь правду сказал однажды: «Я всегда могу выбрать, но я должен знать, что даже в том случае, если я ничего не выбираю, я тем самым все-таки выбираю». Грубо говоря, даже если нет выбора, мы должны кого-то брать под белы рученьки и ввести в царственные чертоги. Так, может, покуражимся еще немножко? Поиграем? Все-таки очень хочется хоть какой-то интриги. Чтобы до конца было неясно, кто же выйдет на Майдан с инаугурационной речью. Пока все складывается крайне предсказуемо. Но я же сказал, что маленькое «окошко» для интриги имеется.

Ниже я не буду характеризовать конкретных кандидатов. Взвешивать их гипотетические плюсы и умножать на жирнющие реальные минусы. Просто скажу — мне не нравятся все. Без анализа. Хуже кто-то из них или лучше – чисто субъективный вкус. Ваш. Сотые доли разницы. Берите микроскопы и изучайте. Мне неинтересно. Ниже – только технология, которая позволяет предупредить кое-какие будущие катастрофы. О каком варианте речь? Только о парадоксальном. Только о неожиданном «ходе конем». Только о таком варианте, о котором тихонько шепчутся в кулуарах, но не хотят всерьез публично обсуждать. Примитивно: один из двух фаворитов должен снять свою кандидатуру в пользу кого-то третьего. Тогда есть хороший шанс непредсказуемого развития выборного сюжета в промежутке между первым и вторым турами. С Януковичем все понятно. Не снимется. Он пока — первый с большим отрывом от всех прочих. Он уже верит в свою звезду. Для него нет резонов, способных убедить в пользе отказничества. Остается ее премьерское величество Тимошенко Ю.В. Юлия Владимировна, хочет она того или нет, таки добралась до своего собственного потолка популярности. И даже больше – она уже прошла свой собственный мобилизационный пик. Дальше только спад. Раздражение. Попытка прыгнуть выше головы и обязательно проиграть. И если она останется в большой игре до финальных аккордов, тогда именно она — добровольно и вполне осознанно — вручит гетманскую булаву Виктору Януковичу. Понятно, что она этого не хочет. И пытается что-то изменить, делает огромные ставки, срывается на прекрасные (для мыльных опер) женские истерики. Ее право и ее выборная кампания. Но она неизменно двигается к проигранному второму туру.

Выход для нее и для всех прочих только один — снятие Ю.В. в пользу третьего (после первого тура) кандидата. Не Яценюка – он явно сдулся и оказался слишком мелким персонажем для столь серьезной интриги. С Яценюком, одним словом, кое-кто поторопился. Выпустил неподготовленного парня в большое плавание. У него сразу же «закружилась голова от успехов». Это и не Ющенко – Виктор Андреевич слишком вялый и слишком неадекватный тем вызовам, которые сегодня стоят перед государством. И он не менеджер, который может сколотить команду и четко нарезать всем функций, заданий и ответственности.

Остается… Тигипко. Нормальный «третий». С неплохими шансами при нетрадиционном развитии выборной кампании (когда один из лидеров гонки снимает свою кандидатуру). Мне лично, опять же Сергей Леонидович Тигипко не по нраву. Из бывших. Со странной личной биографией. С большими рейдерскими пятнами. С мутной командой. Тем не менее, я отношусь к этому кандидату (между прочим, совершенно неожиданно для самого себя, пару месяцев назад решившего, что выхода точно нет) только как к перспективному игровому элементу, нескладно и робко так обозначающего тот самый нетривиальный выход. Его (Тигипко) участие во втором туре  — это настоящая борьба и настоящая интрига.

И вообще, давайте говорить безотносительно к фамилиям. Таков, увы, наш нынешний выбор. Все кандидаты (без исключения) –  с огромными червоточинками. Но ведь и вопрос надо ставить иначе: кто из предложенных субъектов должен выиграть, чтобы завтра же начался новый диалог о будущих правилах? Чтобы не было сожженного политического поля. Чтобы не было ситуативных «посадок/пересадок» не по принципу «любой вор должен сидеть», а по принципу – «сидят только воры из чужой команды; свои же пируют на остатках их разграбленной роскоши». Так вот, если в этой плоскости вести разговор, то только тот, кто третьим достигнет финишной черты в первом туре, может навязать совершенно новый расклад. Во-первых, только ему (но не Ю.В.) под силу перечеркнуть заданность нынешней кампании и предложить альтернативные финалы. Во-вторых, только он способен вылечить обреченность у тех, кому категорически не по нраву оба первых кандидата и кто уже опустил руки от бессилия. В-третьих, именно он способен резко сократить будущие амбиции команды потенциального победителя. Это в том случае, если все-таки «третий» не выиграет.

Поясню на пальцах. Одно дело если эта команда (победителей) выиграет с большим напряжением, паникуя до последней минуты второго тура, не понимая, что происходит между первым и вторым туром и почему третий так стремительно набирает голоса избирателей. Тогда и во власть они зайдут спокойно, робко, готовясь вести аккуратный и осторожный диалог. Иное дело, если команда первого (Я.) выиграет триумфально и с большим отрывом, демонстративно размазывая второго (Ю.) по электоральной стенке. В этом случае  — у них на руках окажутся все тузы. И по праву тотальных победителей они попытаются выбросить на игральный стол всех джокеров сразу. И что будем делать? С кем будем вести диалог? Кого выставим в качестве равновеликой альтернативы?

Давайте прямо. «Кто уже успел свыкнуться с большой несправедливостью, воспринимает меньшую несправедливость как привилегию». Это уже Джейн Карлайл. Мы привыкли к мысли, что выхода нет. Что война кланов затянется еще на некоторое время. И потому победу того или иного кланового вождя (что, безусловно, несправедливо по отношению к нашему будущему) спокойно воспримем как компромисс, как привилегию. Главное, что кто-то победил. Но ведь это глупо. Зачем выбирать из того, что не дает выбора. Очевидно ведь, что если Тимошенко остается в кампании после первого тура – настоящих выборов нет и нет перспектив. Тимошенко уходит в пользу третьего – есть большая интрига. Есть новые условия торговли. Есть механизм реального давления на Януковича.

А теперь о резонах. Кратко. Несмотря на чувствительный удар по самолюбию иных политиков, они все же есть для всех. Для нас: мы получаем реальную интригу и реальный выбор. Мобилизационный мотив (тех, кто против Януковича, но категорически не за Юлю) очень высок. Сегодня он раздроблен, пассивен, расстроен. Третий в этой ситуации явно не лишний. Именно он  — катализатор объединения. Это уже само по себе ценно.

Резоны для Юлии Владимировны тем более очевидны. Она остается в игре на среднесрочную перспективу. Должность, место — пока не важны. Куда важнее то, что она частично сохраняет боеспособность своей команды. Ведь если она проигрывает во втором туре (что, несомненно) – это полноценный разгром, который вводит ее группу в подавленное настроение, панику. Молниеносно начинаются перебежки членов БЮТ к победителям на условиях победителей. Команда окончательно разваливается, а победители получают дополнительный карт-бланш. В ином случае (отказ Ю.В. от участия во втором туре) – это, скорее, поражение в тактическом противостоянии, но битва не будет проиграна. А если нет унизительного и тотального разгрома, то и центробежные силы в БЮТ проявятся не так сильно.

Резоны для Тигипко также весомы. Помимо самого факта участия во втором туре. И помимо шанса переиграть в этом туре социологического лидера избирательной кампании. Тигипко, естественно, амбициозен. Но в то же время он не имеет собственной устоявшейся, сросшейся коррупционной (ключевое слово) команды. Он в какой-то степени неофит. Значит, ему придется играть уже по новым правилам. Чуть больше прозрачности. Чуть меньше воровства. Понятно, что ожидать от Тигипко какого-то морально-управленческого прорыва нет смысла. Он  — та же плоть специфического на вкус и цвет «кучмизма» (когда «друзьям – все, врагам – закон»), только облагороженная отличными западноевропейскими соусами. Впрочем, упоминавшиеся мною японцы со странной близорукостью искренне полагают, что «чиновники и белая одежда хороши лишь, пока они новые». А потом все начинают грязнеть и грязнеть. В любом случае. Неужели кто-то из нас полагает, что любой новый президент начнет антикоррупционную стерилизацию государства? Нет же. Вопрос – в меньшей степени коррумпированности. И только. В новых игроках. Таков естественный ход эволюции.

И все-таки это действительно парадокс. Юлия Владимировна всегда хотела попасть в ситуацию, когда только от ее единоличного решения зависит судьба страны. Ныне у нее такое право появилось. Неожиданно, странно, абсурдно. Но захочет ли она отказаться от личных амбиций, столь мощно выбрасываемых каждый день в публичные эфиры? Сможет ли она между первым и вторым туром, куда она обязательно выйдет со второй позиции, принять нестандартное решение и сыграть в новую для себя игру? Ответ мы получим через считанные дни…

Источник: Обозреватель

  • 47
  • 30.12.2009 10:06

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода