Демократия без демократов, или Возможна ли в Украине мирная передача власти?

Читати цю новину російською мовою
Демократия без демократов, или Возможна ли в Украине мирная передача власти?
Поскольку во втором туре возможный победитель, вероятно, не будет иметь критического перевеса, а ставки в игре остаются слишком высокими, вполне реален сценарий, при котором один из сегментов власти попытается применить силу.

Ход избирательной кампании остается трудно предсказуемым. Просматриваются лишь общие контуры или относительная последовательность и вероятность развития событий. Социологи твердо уверены лишь в том, что во второй тур выйдут В.Янукович и Ю.Тимошенко. Неожиданности возможны в течение всей избирательной кампании. Но речь идет не столько о рейтингах потенциальных кандидатов, сколько о поведении субъектов власти и основных игроков.

Расстановка сил

По данным опросов общественного мнения,  разрыв между В.Януковичем и Ю.Тимошенко, особенно в гипотетической ситуации второго тура, увеличился. По данным компании Research&Branding Group (16.12.2009 г.), если в первом туре поддержка В.Януковича и Ю.Тимошенко составит 33,3% и 16,6% соответственно, то во втором туре президентских выборов 46,7% респондентов готовы проголосовать за В.Януковича и 30% – за Ю.Тимошенко [1].

Похожие результаты показал опрос Международной фундации избирательных систем (IFES), согласно которому В.Янукович в первом туре выборов может получить 31% голосов против 19% у Ю.Тимошенко.

Все прочие кандидаты с рейтингами от 3% до 8% существенно отстают и вряд ли составят конкуренцию устоявшимся лидерам. Единственным любопытным исключением стало социологическое исследование Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), по результатам которого В.Януковича поддерживают 34%. По данным этого исследования, по уровню поддержки вторую позицию занимает С.Тигипко с 11%, а Ю.Тимошенко с 10% поддержки – лишь третью.

Раздув ажиотаж вокруг эпидемии гриппа и потребовав от парламента утвердить закон о выделении правительству в чрезвычайном порядке 1 млрд. гривен на оперативные расходы (призрачное парламентское большинство в итоге проголосовало за выделение лишь 600 млн.), правительство Ю.Тимошенко слишком наглядно продемонстрировало, что никакой осмысленной политики от него ожидать не приходится. Кампания Ю.Тимошенко изначально построена на личной рекламе, иррациональных импульсах и дискредитации конкурентов. На основном рекламном плакате Ю.Тимошенко стилизована под языческое божество, которое должно восприниматься как суммарный образ Украины, которая обязательно «победит». В оценках текущей экономической ситуации Ю.Тимошенко столь же загадочна и таинственна. По ее словам, стоит избрать ее президентом, страна тут же забудет о том, что такое кризис. А сам кризис исчезнет так же внезапно, как и появился…

Кампания В.Януковича, менее интенсивная и во многом инерционная, основывается на уверенности в поддержке со стороны традиционных избирателей. Привлечение голосов разочаровавшихся и не определившихся – главная задача второго этапа кампании, в ходе которой стороны вторгаются на территорию конкурента и демонстрируют максимальную уверенность. Штабы переносят главный акцент на личную дискредитацию. Причем, как можно предположить, основные сюрпризы соперники готовятся применить перед вторым туром голосования.

Главные аргументы кампании Ю.Тимошенко – использование известных деталей биографии В.Януковича и обвинение оппонента в коррупции. Штаб В.Януковича преследует цель максимально привлечь голоса центристски настроенных избирателей, которые обеспокоены неконтролируемой ситуацией в стране, безответственностью и недееспособностью власти.

На общем фоне заметен рост узнаваемости и поддержки С.Тигипко, суть кампании которого – в оценке ситуации в стране с точки зрения здравого смысла. С.Тигипко не сможет сыграть определяющую роль в ходе нынешнего избирательного цикла, однако в промежутке между первым и вторым турами президентских выборов его позиция может оказаться очень важной.

А.Яценюк, который начал агитацию задолго до официального начала кампании, постепенно отошел на вторые роли. При благоприятном стечении обстоятельств его партийный проект, который уже объявлен и сформирован, сможет удовлетворить запрос на новые политические движения, который заметен, главным образом, в среде молодежи. Но кроме В.Януковича и Ю.Тимошенко на президентский пост всерьез никто претендовать не сможет.

Тактика основных участников

Если первый тур президентских выборов пройдет относительно гладко, главной интригой второго тура будет максимальная мобилизация сторонами противников оппонента. В этом смысле цель штаба Ю.Тимошенко – мобилизовать всех возможных противников В.Януковича, а также склонить кандидатов второго уровня выступить в ее поддержку. Поскольку в выборах принимают участие лидеры парламентских фракций, едва ли не главным призом со стороны Ю.Тимошенко может стать обещание сохранить полномочия нынешнего состава парламента, по крайней мере, до марта 2012 года. На такой основе Ю.Тимошенко может рассчитывать получить потенциальную поддержку со стороны «НУ-НС», блока В.Литвина и КПУ. Разумеется, такой расклад не устроит ни С.Тигипко, ни А.Яценюка, ни В.Ющенко.

Задача штаба В.Януковича выглядит более сложной. Одной лишь мобилизацией противников Ю.Тимошенко обеспечить победу вряд ли удастся. Скорее всего, штабу Партии регионов придется искать более широкий формат компромиссных договоренностей с участием лидеров основных промышленно-финансовых групп.

Как видим, интересы сторон весьма различны. Главная задача правительства   — сохранить относительную стабильность хотя бы до середины февраля. Именно с этой целью были взяты кредиты МВФ, собраны наперед налоги с фирм и компаний, реквизированы в пользу казначейства оборотные средства со счетов государственных предприятий. Для Ю.Тимошенко важно найти деньги, чтобы дотянуть до второго тура выборов, который, как ожидается, будет проведен 7 февраля. Добавим к этому пару недель на поддержание социальной сферы и содержание госаппарата – пока Центризбирком будет подводить итоги голосования. Плюс к этому оплата за газ за два зимних месяца (7 января и 7 февраля). Таким образом, набегает сумма примерно в 2,5 — 3 млрд. долл., взять которую практически негде. В январе 2010 г. бюджетные поступления будут мизерными, причем не только из-за январских каникул, но и ввиду нового повышения цен на газ.

Фактический отказ правительства от попыток утверждения бюджета в парламенте, социальные законопроекты и действия В.Ющенко в поддержку закона о повышении социальных стандартов привели к тому, что МВФ был вынужден прекратить выдачу кредитов. Похоже, несмотря на всевозможные ухищрения правительства, до завершения президентской избирательной кампании МВФ денег уже не даст. Правительство пыталось убедить МВФ предоставить промежуточный транш в сумме 2 млрд. долл. на оплату текущих расходов, в обмен на обещание полностью выполнить все условия МВФ после выборов. С аналогичной просьбой Кабинет Министров обратился и к правительству США (относительно кредита в $2,3 млрд. для оплаты газовых поставок).

Разумеется, Западу импонируют украинские политики, которые «говорят правильные вещи и не торгуются о деталях». Но если украинские партнеры демонстративно игнорируют свои обязательства, это создает угрозу для самих западных функционеров, которые имеют с ними дело. К тому же ни МВФ, ни Европейская Комиссия не могут произвольно нарушать ими же установленные правила.

В ноябре руководство МВФ искренне хотело дать деньги правительству Ю.Тимошенко, но было готово это сделать лишь в случае получения гарантий ее избрания президентом. Теперь, похоже, до выборов денег правительству уже не дадут. Единственным возможным источником получения средств извне остаются российские банки и компания «Газпромсбыт Украина» – дочерняя компания «Газпрома». В случае если иного выхода у правительства уже не останется, «Нафтогаз Украины» может продать компании «Газпромсбыт Украина» часть газа из текущих поставок или из украинских ПХГ по цене IV квартала 2009 г. ($208), который в течение 2010 г. будет перепродан украинским потребителям по цене не ниже $300 за тысячу кубометров.

Европейские политики охотно принимают Ю.Тимошенко и говорят ей комплименты, но медлят с предоставлением политической и финансовой поддержки. Ю.Тимошенко импонирует Западу своей готовностью идти на всевозможные уступки. Премьер демонстрирует преемственность с традицией «Майдана», что для европейцев удобно и логично.

С В.Януковичем дело обстоит намного сложнее. С точки зрения западного мифа об оранжевой революции он как раз и является выразителем «сил прошлого». К тому же сформированное его окружением правительство наверняка будет торговаться как о реальном ослаблении визового режима, так и об условиях зоны свободной торговли. Но западные политики и чиновники не могут не понимать, что представители национального промышленного капитала вряд ли позволят украинской экономике деградировать столь быстрыми темпами.

Завершающие этапы избирательной кампании будут характеризоваться нарастанием интриги. В ход пойдут не столько рекламные приемы и средства, сколько выстраивание смысловых и поведенческих комбинаций. Соперники будут изматывать друг друга в позиционной войне.

Штаб В.Януковича изначально ведет себя более пассивно. Лишь тогда, когда Ю.Тимошенко обвинила экс-премьера в незаконном присвоении государственной дачи (бывшей правительственной резиденции Межигорье под Киевом), со стороны Партии регионов прозвучала угроза проверить реальные доходы Ю.Тимошенко, которая в своей декларации не фиксирует почти никакого имущества и выглядит едва ли не беднее провинциального инженера. Первый вице-спикер парламента А.Лавринович (Партия регионов) также пригрозил расследованием деятельности офшорных компаний, контролируемых премьер-министром.

Продолжает фигурировать тема экономического кризиса. Зимние месяцы обещают быть крайне тяжелыми. Существенно упали реальные доходы граждан, продолжается рост безработицы. Сохраняется угроза сбоев в системе жизнеобеспечения, которые опасны непредсказуемостью последствий. В случае серьезных неприятностей, таких как техногенные аварии или прекращение поставок газа, В.Ющенко наверняка потребует введения чрезвычайных полномочий.

Одну из версий подобного развития событий озвучил С.Тигипко (16.12.2009 г.). По его мнению, В.Ющенко может использовать главу Нацбанка В.Стельмаха, полномочия которого уже истекли, для возобновления войны против правительства: «Не следует исключать, что президент попробует с помощью главного банкира страны сорвать платеж за газ, потребленный в январе, чтобы помешать проведению второго тура выборов, в котором Ющенко точно не будет» [2].

Не менее многозначительными выглядят обвинения скандально известного экс-майора государственной службы охраны Н.Мельниченко в отношении В.Литвина, которого вновь пытаются привязать к убийству Г.Гонгадзе. Смысл «подвешивания» В.Литвина объясняется его слишком инициативной ролью в ходе избирательной кампании 2004 г., а также важностью поста спикера, который по Конституции заменяет президента в случае прекращения его полномочий. Поводов для давления просматривается вполне достаточно – от принуждения блока Литвина к формальному выходу из состава правительственной коалиции (с целью смещения Ю.Тимошенко с поста премьер-министра) или поддержке вотума недоверия правительству, до принятия каких-либо чрезвычайных решений, если на каком-то этапе события в стране выйдут из-под контроля или оглашение результатов выборов будет заблокировано решением судов.

Основные игроки пытаются расшатать полномочия и ослабить влияние оппонентов. Главные ресурсы Ю.Тимошенко – МВД и суды. Главные ресурсы В.Ющенко – губернаторы, внутренние войска и, возможно, армия. Взаимных поводов для нападок становится все больше, и остается не ясным, какой аспект закулисной интриги, в конце концов, станет основным. В.Ющенко требует отставки министра внутренних дел Ю.Луценко, что призвано лишить правительство поддержки силового компонента. Аналогичная борьба развернулась и вокруг руководителей судебных инстанций и заместителей генерального прокурора. В ответ на обвинение в подкупе части депутатов правительственного большинства с целью увольнения в отставку Ю.Луценко, Партия регионов обвинила Луценко и Тимошенко в сговоре с целью фальсификации выборов.

Что касается правительства, оно по-прежнему сохраняет за собой такой активный рычаг давления, как финансирование расходов Центральной избирательной комиссии. Поскольку бюджет не утвержден, финансирование может быть потенциально сорвано, что ставит под угрозу весь избирательный процесс.

Приближение развязки

Потенциальных возможностей развязки более чем достаточно – от легитимной передачи власти, если против Ю.Тимошенко сложится широкий фронт из всех, кто опасается установления режима ее личной власти, до частичного преодоления конституционного кризиса, в ходе которого возможны компромиссные решения, наподобие временного «разделения» полномочий между основными конкурентами.

В случае поражения Ю.Тимошенко, на добровольный уход в оппозицию она, скорее всего, не согласится. И поскольку Ю.Тимошенко формально будет оставаться премьером, прекращение полномочий ее правительства потребует максимальной изобретательности и напряжения сил всех заинтересованных игроков.

Если же проиграет В.Янукович, он, скорее всего, будет вынужден принять свое поражение и пойти на временный компромисс с Ю.Тимошенко, который вряд ли продержится слишком долго.

Чем ближе дата голосования, тем меньше уверенности в том, что передача полномочий пройдет гладко и безболезненно. Для мирной смены режима нужны как минимум два обстоятельства – стабильная деятельность государственных органов и избирательной системы и как минимум 10-процентный перевес победителя во втором туре. Но это при условии, что исполнительная вертикаль, избирательные штабы и местные органы власти будут заинтересованы в сохранении политической стабильности.

Поскольку во втором туре возможный победитель, вероятно, не будет иметь критического перевеса, а ставки в игре остаются слишком высокими, вполне реален сценарий, при котором один из сегментов власти попытается применить силу. Сделать это могут либо премьер (если проиграет), либо президент (чтобы предотвратить монополизацию власти премьером).

В таких условиях любой сбой в достаточно хрупкой системе жизнеобеспечения будет означать возникновение чрезвычайных условий. Просрочка платежей за российский газ – лишь одна из таких возможностей, нарушающих привычный ход событий и провоцирующих применение чрезвычайных полномочий. Поскольку Украина остается демократией без демократов, передача власти обещает стать серьезным испытанием.

На этом фоне многие эксперты прогнозируют продолжение кризиса власти после выборов. В таком случае возможным финалом кампании могут стать внеочередные парламентские выборы, которые позволят нейтрализовать усиление одной из политических группировок. В таком случае президентские выборы могут стать лишь одним из этапов более долгого избирательного цикла.

 Автор: Сергей Толстов, Фонд стратегической культуры

Источник: Власти.нет

  • 68
  • 05.01.2010 21:22

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода