Мемы: вирусы разума

Читати цю новину російською мовою
Мемы: вирусы разума
Иногда мы ловим себя на мысли, что действуем машинально, как будто по заранее заданной схеме. Поступаем вроде как все, соблюдаем все «правила», но, странным образом, не получаем нужного результата, удовольствия от происходящего

Иногда мы ловим себя на мысли, что действуем машинально, как будто по заранее заданной схеме. Поступаем вроде как все, соблюдаем все «правила», но, странным образом, не получаем нужного результата, удовольствия от происходящего, а иногда — нам просто плохо, пишет Newsfresh

Это первый симптом, что в сознание проникли «вирусы разума» — мемы. Если не учитывать их существование, то постепенно индивидуальные специфические потребности подменяются внешними правилами и общепринятыми стереотипами, преобразуются в «спрос», формируемый рынком, СМИ, политиками, духовными учителями, модой, кино. А человек, сам того не осознавая, начинает терять уникальные способности, которыми наделила его природа…

Поиском «противоядия», которое сможет противостоять атаке мемов, занимается меметика — одна из самых интересных наук нашего времени.

Впервые о существовании мемов упомянул Ричард Доукинс в книге «Эгоистичный ген», вышедшей в 1976 году. Изучая поведение и эволюцию генов, Доукинс натолкнулся на существование ещё более автономного и быстро адаптирующегося репликанта (также в знаменитом фильме «Бегущий по лезвию» называли бионических клонов человека). Он назвал их созвучно «генам» — «мемами». Доукинс определил, что «мем» — это «основная единица передачи культурной информации, то есть имитации». Будучи биологом, Доукинс прежде всего анализировал мемы, относящиеся к поведению: мелодии, идеи, крылатые выражения, моду. И пришёл к выводу, что они в значительной степени составляют наше сознание, точно так же, как вселенную формируют атомы. Мемы не являются константой: на смену одним приходят другие, которые оказываются более приспособленными к данной ситуации. Например, в одном сезоне актуальна длина юбки ниже щиколотки, но мода меняется, и уже в следующем году все стремятся переодеться в «мини», хотя такая длина идёт далеко не всем.

Идеи Доукинса были подхвачены в исследованиях других учёных. В январе 1983 года в «Metamagical Themas», колонке Дугласа Хофстадтера в журнале «Scientific American», а также в одноимённом сборнике статей было опубликовано предложение назвать дисциплину, изучающую мемы, «меметикой». Параллельно с Доукинсом тему исследовал математик и философ Аарон Линч.

В конце 90-х годов Ричард Броуди, изначально сотрудник Xerox, впоследствии — создатель программы Word, в книге «Психические вирусы» подробным образом обобщил виды и способы воздействия мемов на человеческое сознание и, как следствие, на общественную жизнь и экономику. Броуди называл мемами «идеи, которые попадают в приютивший их головной мозг и, вызывая определённые события, начинают воспроизводить бесчисленные копии самих себя, подключающиеся к другим умам». Именно мемы вынуждают нас покупать товары определённой марки, именно мемы заставляют вести себя так, как, возможно, мы бы не хотели поступать в данный момент. Иногда психические вирусы безвредны — такова, к примеру, мода на джинсы-дудочки. А порой они угрожающи — как движение скинхедов. Головной мозг программируется мемами и постепенно засоряется чужими мыслями — например, впечатление о творческой манере и шедеврах Леонардо да Винчи или Микеланджело формируется задолго до того, как мы увидим картину.

Ещё дальше продвинулся итальянский учёный Антонио Менегетти, уже больше тридцати лет исследующий, как мемы влияют на психику и предопределяют поведение человека. Он открыл базовый генератор всей меметической информации — монитор отклонения*. И смог определить, чем обусловлено человеческое поведение, что заставляет человека постоянно действовать строго определённым образом или почти всегда делать далеко не лучший для себя выбор. Психический механизм возникновения и действия мемов требует использования непростой научной терминологии, и хотя, как и всё в человеческой психике, представляет крайний интерес, лучше рассмотреть его в отдельном файле телепортала в будущем…

Знать врага в лицо

Ричард Броуди классифицировал мемы и выделил три группы. Первая — это мемы-различия. Они своего рода скальпель для расслаивания реальности: «с их помощью мы можем порезать мир на кусочки категорий, выдав каждой свой ярлык». Благодаря мемам-различия были установлены границы государств, определено количество штатов в США… Они существенно влияют на наше восприятие реальности. Так, если в голове укоренился стереотип, что сок Rich лучше всех других напитков, то человек бессознательно будет искать на полке супермаркета знакомую упаковку, не замечая остальные.

Вторая группа — это мемы-стратегии, которые побуждают нас вести себя определённым образом, чтобы добиться результата. Именно вследствие действия этих мемов мы неосознанно снижаем скорость, если впереди сотрудник ГИБДД, хотя автомобиль может вовсе не превышать допустимой скорости. Просто таким поведением мы стремимся избежать непривлекательной перспективы общения с «гаишником». Интересно, что большую часть поведенческих стратегий мы усваиваем в раннем возрасте: так, многие дети, если мама не обращает на них внимания, дуются и вредничают. Взрослые, порой неосознанно, пользуются этой, усвоенной в детстве манерой поведения, чтобы привлечь к себе взгляды коллег.

И, наконец, третья группа — мемы-ассоциации. Именно они формируют наше отношение к тем или иным событиям в жизни. Например, для многих благодаря телевизионной рекламе Coca-Cola стала непременным атрибутом весёлой жизни: глоток этого волшебного напитка «способствует позитивным переменам». Такие ассоциации всплывают в нашем сознании на уровне рефлекса, точно так же, как от одного звука колокольчика в ходе эксперимента знаменитого физиолога Ивана Павлова у собаки начиналось слюнотечение.

Атака мемов

Исследователи пришли к выводу, что большинство мемов приобретаются людьми бессознательно. Родители, обычно даже против своего желания, заражают нас «психическими вирусами» ещё в детстве: внушают шаблонные схемы взаимоотношений с другими людьми, инструктируют по схеме поведения, как держать ложку, как вести себя при переходе перекрёстка… Но если первоначально эти знания позволяют нам быстрее адаптироваться в мире, созданном взрослыми, то впоследствии сам способ восприятия окружающей действительности — по «советам и правилам других», более старших, авторитетных — становится нефункциональной. Более того, некоторые привычки, способы реакции на внешние ситуации закрепляются в нас на всю жизнь. Так мы «подцепляем» мемы, которые определяют нашу жизнь. Буквально — нам уже 20, 30, 40 лет, а мы по-прежнему повторяем то, что выучили в детстве.

Воздействия мемов трудно избежать ещё и потому, что они способны эволюционировать. Даже если мы перестали, как нам кажется, слушать родителей, мемы найдут другой способ проникнуть в наше сознание: через телевидение, радио, поп-музыку, общение с друзьями, религиозные догмы… Эволюция мемов отбирает те идей, верования и мифы, которым мы уделяем больше внимания. Так, «идеями-вирусами» можно «заразиться» от других людей, наблюдая за их поведением или контактируя с ними, а также сталкиваясь с различными культурами, религиями.

Ричард Броуди говорит о том, что «психические вирусы расцветают, когда Вы верите, что содержащиеся в них мемы являются истиной». Иначе говоря, реальность есть то, во что мы верим. Быстрее других распространяются мемы, имеющие отношение к базовым потребностям человека — опасности, пище, сексу. Они воздействуют на «чувствительные» кнопки. Поэтому, например, новость о войне всегда более обсуждаема и вызывает больший общественный резонанс, нежели сообщение об исчезновении редкого вида животных. Ряд преимуществ в процессе эволюции имеют и мемы, которые «активизируют» чувство принадлежности к обществу, стремление выделиться, заботу, одобрение, повиновение авторитетам.

Ричард Броуди выделяет три способа распространения меметической информации. Во-первых, в ловушку можно угодить, если информация повторяется много раз. Этот способ активно используют в начальной школе — так заучиваются грамматические правила, таблица умножения, иностранные языки. Взрослых людей «обрабатывают» столь же ловко, как младших школьников: в СМИ постоянно тиражируют, что Америка — страна победившей демократии, в рекламе luxury-брендов обещают, что именно данная вещь необходима для того, чтобы попасть в тусовку «богатых и знаменитых». Постепенно эти убеждения усваиваются сознанием, становятся «догмой», постулатом. Кстати, именно на принципе многократного повторения информации зачастую основываются успешные продажи: большая часть людей решается на покупку, если к ним обратиться с соответствующим предложением не менее 5-7 раз.

Во-вторых, мемы проникают в наше сознание при помощи механизма, известного в психологии как когнитивный диссонанс, или внутренний конфликт. Этот принцип активно используют в продажах: покупатель может быть «вооружён» мемом «не покупай кота в мешке», однако продавец с помощью ряда доводов создаёт внутреннее напряжение, заставляет сомневаться в справедливости подобного убеждения. В результате сознание пытается разрешить конфликт, и покупка начинает казаться привлекательной возможностью «снять» напряжение.

Третий способ проникновения мемов в человеческое сознание основан на использовании «чувствительных» кнопок — это метод троянского коня. Производители разнообразных товаров успешно добиваются своей цели, используя в рекламе сексуальные образы. Они «нажимают» на нужные кнопки, давая пропуск в сознание другим мемам, заложенным в рекламное сообщение. Любят этот метод и политики — обычно при озвучивании своей политической программы сначала произносятся правдоподобные утверждения, а далее следуют реплики в порядке убывания их достоверности, а в ходе дебатов, говоря о светлом будущем, кандидат указывает на себя, а все негативные результаты списывает на счёт своего оппонента.

Для манипуляции общественным мнением используют проектные вирусы. Распространяются они путем программирования нашего сознания мемом «расскажи об этом всем, пока не поздно», либо «если научить наших детей, то это поможет им в жизни». Проектные вирусы — очень мощное оружие. И именно тот, кто овладеет технологией их распространения, получает в руки «бразды правления социумом». Проектировщики вирусов нового времени борются за деньги и власть. Как только люди принимают навязанную систему убеждений, они моментально лишаются свободы.

Паразиты ума

В чём же главная опасность мемов? Психические вирусы действуют как паразиты, как пиявки, цепляются к нашему сознанию и препятствуют реализации его собственной цели. Они перекодируют наши решения в сторону от естественных биологических и метафизических, присущих именно человеку потребностей, «сбивают с дорог», которые ведут к здоровью, успеху, счастью. Они противоречат индивидуальному генетическому коду, уникальному сценарию конкретного индивида. Гены, человек для них — это лишь биологический материал, среда для мемов. Если для любого из нас «Я» естественным образом устремлено к исключительной природной форме проявления в исторических координатах, то мемы — живут и развиваются в результате и на основе процесса копирования, унификации, повторения, похожести. Наши эгоистичные цели, людей и мемов, просто кардинально противоречат друг другу.

Фактически мемы перепрограммируют, детерминируют наше восприятие реальности, заглушают, блокируют и нивелируют природную чувствительность, интуицию. В результате воздействия мемов человек пропускает действительность через призму стереотипных образов, не обратимых с реальностью, мы просто видим её такой, какой она отформатирована мемами. По сути, если объяснить без научных выкладок — мы перестаём замечать всё, что соответствует простым ключам, кодам теперь уже «наших» мемов. Мы смотрим опредёленного типа передачи, сериалы, слушаем такое-то радио, покупаем одежду определённого стиля, цвета. Что самое важное, мы выбираем для наших идей, проектов, сделок всегда одни и те же контакты, ресурсы, одних и тех же партнёров, один и тот же тип сотрудников. Ситуации вокруг нас каждый раз разные, новые. Но мы видим некий флэш, картинку, образ, который всегда одинаков, как неживая картинка в рамке с подсветкой на столе. Она, эта картинка — просто имитация, голограмма, как в фильме «Матрица» братьев Вачовски.

И я тоже?

Мы все в течение жизни реально ощущаем присутствие этого навязчивого механизма где-то внутри, который иногда звучит как некий навязчивый голос, как одна и та же мысль, не покидающая нас целыми днями. Всегда его проявление соотносится с неким депрессивным настроением, сомнениями, стрессом, страхом. Но мы не придаём этому значения, живём с этим присутствием в нас чего-то чуждого, оправдываемся стереотипом — это всё ненаучно. Эта программа («matrix»), воспринятая нашей психикой в детстве, предвосхищает и искажает точное восприятие действительности. По мере взросления человека через сновидения, стереотипы, общепринятую культуру, общественные институты, «программист» постоянно обновляет образы, укрепляя при этом эффективность собственного действия.

Пожалуй, каждый предприниматель, просто менеджер или повар, архитектор, инженер иногда интуитивно легко достигал успеха в каком-то деле, а подчас совершал ошибки, сталкивался с «непреодолимыми» препятствиями, полностью убеждённый при этом, что поступает правильно, так как действует согласно советам «экспертов» и проверенным методикам из книг, журналов или Интернет. В чём причина?

Впервые существование в мозге человека автономно действующего индуктора образов неприродного происхождения, названного монитором отклонения, помогли подтвердить достижения в сфере нанотехнологий. Исследования показали, что в человеческий организм в синапсах головного мозга вполне может встраиваться биологический нанокомпьютер — он корректирует и поддерживает биологические функции. Он настолько мал, что «триллион таких компьютеров может размещаться и параллельно функционировать в капле водного раствора, едва достигающей одной десятой миллиметра в диаметре» (La Repubblica от 21.12.2001 г., Italia).

Этот компьютер, по выводам учёных, способен осуществлять мониторинг поступающей извне к человеку информации и вносить некую свою добавленную составляющую — ту, которая в результате изменяет образ реальности, приходящий в сознание. Ведь, по сути, сигналы от пяти органов чувств после первичной их «обработки» превращаются внутри нас в некие унифицированные «точки — тире», и достаточно на определённом этапе просто добавить или тире, или точку, и информация приобретёт совсем иной смысл, в сознании человека появится не соответствующий реальной ситуации образ. Рационально мы хотим все двигаться в сторону успеха, удовольствия, но при этом пользуемся искажённой информацией. Она просто — другая, поэтому мы принимаем решения, исходя из неверного представления, что приведёт нас к удовлетворению, счастью. И это факт нашей человеческой реальности на этой планете…

Что делать?

Как противостоять мемам? Ответ, как стать успешным, здоровым, обрести мудрость, деньги для реализации новых полезных миру проектов и собственного роста и удовольствия, для создания красоты рядом с собой и развитие красивых мест на нашей необъятной Земле — всегда где-то рядом… И его можно попробовать разглядеть, если не окунаться в «омут» довлеющей со всех сторон массы меметической информации, а попытаться «прочувствовать» ситуацию, понять, что есть для меня в данном конкретном случае, в этом проекте, в этой встрече, в этом предложении, сообщении с рынка, товаре, вещи? Научиться слушать себя, реакцию своего естественного радара — тела, улавливать озарения, приходящие в виде интуитивных флэшей, интуитивного знания: это — вот так, поставщик — тот-то, конструкция — такая-то, рубашка — эта, блюдо — вот это… Это возможно, если основываться на висцеротональном восприятии.

О чём идет речь? Дело в том, что церебральная нервная система вместе с головным мозгом — не единственная система восприятия в нашем теле. Этому биологическому факту долгое время не придавалось никакого научного внимания с точки зрения понимания психической деятельности человека. Новость для нас — рационально мыслящих современных людей — в том, что в животе человека находится висцератональный мозг, обладающий количеством нейронов не меньшим, чем головной мозг. Древние в той или иной форме отражали реальность присутствия второго, природного, биологического мозга в человеческом организме, причём именно в области живота. Да и сами мы иногда говорим, прикладывая руку чуть ниже солнечного сплетения: «У меня внутри всё похолодело», или, наоборот, с улыбкой и удовлетворением поглаживаем живот круговыми движениями, когда всё идёт хорошо.

Если разум ошибается, то об этом сигнализирует «мозг в животе»: когда ситуация позитивна, то человек испытывает удовлетворение, а когда обстоятельства деструктивны, то нередко предвосхищаются неприятным ощущением (кожу как будто покалывают иголки или внезапно наступает смятение). Сегодня можно переформулировать утверждение: властвует не тот, кто владеет информацией, а тот, кто умеет на этом плацдарме построить свою жизненную стратегию, которая не противоречит внутренним желаниям.

* Монитор отклонения – психоделическое устройство, моделирующее образ как проекцию реальности, искажается согласно предрешенной программе, любой сигнал, отражающий реальность. Вместо того, чтобы спекулятивно проецировать, отражать, отклоняет согласно предустановленной в получателе тематике (тематический отбор по комплексу).

Источник: Власти.нет

  • 918
  • 10.01.2010 19:22

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода