Эстония. «Бархатный апартеид» для русских

Читати цю новину російською мовою
Эстония. «Бархатный апартеид» для русских
Комиссия ООН засвидетельствовала, что русские Эстонии отторгнуты на окраины социально-экономической и общественно-политической жизни страны. Именно отторгнуты, а не оказались там по собственной инициативе или вине.

Недавно Арто Аас, возглавляющий бюро премьер-министра Эстонии, заявил журналисту «Русской Германии», что «Конституция Республики гарантирует основные права всем жителям Эстонии, независимо от того, какой они национальности». Лукавит чиновник.

Неравноправны не только жители, но даже граждане. По закону в случае нелояльности к государству правопреемных граждан (в основном эстонцы) нельзя лишить гражданства, а натурализованных (в основном русские и русскоязычные жители)  — можно. И то, что таких случаев еще не было, только доказывает, сколь бесправны неэстонцы, которые боятся потерять хоть какой-то статус даже из-за неосторожно оброненного слова.

Кому вершки, кому корешки

Госчиновник замечает, что с 1992 по 2009 год доля лиц без гражданства сократилась с 32% до 9% от общей численности населения. И он рад тому, что «люди совершают сознательный выбор в пользу эстонского гражданства». Это — наполовину ложь. Жившие до восстановления независимости в Эстонии НЕГРаждане (в народе — «негры») не менее активно брали и российское гражданство, а в последние два года ему отдается предпочтение перед эстонским! В результате и сегодня только треть неэстонского населения ( 150 тысяч из 450 тысяч жителей) имеет право участвовать в парламентских выборах. Вот чему рад г-н Аас!

И потому ему приходится юлить: объяснять, например, многократно большую по сравнению с эстонцами безработицу среди русских неким «марсианским» доводом — мол, это объясняется «региональным своеобразием», порожденным в советские времена. По такой логике можно было и Северной войной оправдаться: А вот факты. В этом году 300-тысячное русское население Эстонии лишились двух из трех ежедневных газет на родном языке. Крупные проправительственные интернет-порталы на русском языке провели в рамках проекта «Русские в Евросоюзе» Круглый стол без: участия русских (!?) В русскоговорящих детсадах введено обязательное (?!) обучение эстонскому языку. Уже около шести тысяч русских детей, подростков и юношей учатся в эстонских средних учебных заведениях. Все чаще директорами школ и гимназий назначают эстонских педагогов. А в уездном центре Раквере русскую гимназию возглавил эстонец без педагогического образования, зато с уголовным прошлым. Уровень высшего образования среди русской молодежи в два с лишним раза ниже, чем у эстонских сверстников, хотя в 1990 году он был равный — значит, и без того жалкая прослойка русской интеллигенции станет еще более хилой: Это — штрихи к портрету «русской» Эстонии. И советская эпоха тут не причём.

Пошел необратимый процесс

Но процесс вымывания русскости продолжается. Неэстонцев не просто сдвигают на низшие социальные этажи общества, над ними измываются, против них совершается геноцид нового типа — их медленно и незаметно уничтожают, как национальную группу. Нет их, не сжигают в газовых камерах, но педантично изо дня в день сжигают русские души, только за то, что они — русские! Они оказались как бы в духовном концлагере. Не потому ли никто из авторитетных деятелей русского населения, зная, что подавленный и дезориентированный народ даже на пикет не придет, ни разу не собрал Круглый стол или митинг, не писал и не распространял коллективные письма протеста. Не написал статью и не осудил публично хотя бы это неприглядное явление нашей жизни. Картина столь беспробудная, что никто не задается вопросом (как быть?), не предлагает хотя какой-нибудь план национального спасения русских Эстонии.

Русские общественные деятели и лидеры общественного мнения молчат вместе с русским населением. Они проглотили в апреле 2007 года безобразную идейно-этническую «санацию» русского населения, а заодно и подавление эстонской демократией робких «русских» ростков гражданского общества в Эстонии. И еще одно объяснение этого молчания: зачистка центра Таллина от праха советских воинов и памятника им произошла под знаменем западных ценностей! И потому сегодня многие считают, что ничего уже не изменить. Потому и затеянная перед выборами серийная передача «Русский вопрос» обсуждает что угодно, только не этот «вопрос». Круглый стол Центра информации по правам человека, обсуждавший возможности правовой защиты русского образования в Эстонии, констатировал, что нет путей спасения почти уничтоженного образования на русском языке. Но речь, ни меньше, ни больше — о национальной идентичности русских Эстонии. И вот при всем притом в столичной муниципальной газете (ее контролируют центристы — друзья партии власти «Единая Россия») сообщается: «Дискриминации у нас нет»!

Термины терминами, но ущемляют русских массово и целенаправленно. Вот та же безработица в Эстонии. Она составляет 15,2%. Но из пяти безработных четверо — русские.

Эстония только для эстонцев

То есть все тяготы безработицы переложены на русское население или на иммигрантов, как сообщает газета, которыми теперь эстонские социологи кличут всех жителей, не относящихся к титульной нации?! Но это уже совсем расистский (в современном, широком толковании этого слова) подход, поскольку основная масса неэстонцев живет в Эстонии во втором поколении, а старожильческая часть русского населения, предки которых жили в стране еще до Второй мировой войны, составляет около 70 тысяч человек! Какие же они иммигранты?

Ситуация — откровенно неприличная. Надо бы спросить за это с эстонского государства и национальной политэлиты. Но понимают ли они, что создали «бархатный апартеид», увы, дозволенный Евросоюзом для своих молодых демократий? Готов ли Запад отказаться от своего «ноу-хау» — «цивилизованного» подавления русских в Прибалтике?

За два десятилетия восстановленной независимости и пять лет существования в «дружной семье» Евросоюза можно было и повзрослеть, отказаться от оскорбительной для самого эстонского народа и всего цивилизованного мира дискриминации неэстонского населения. Увы, в силу многовекового иностранного гнета самих эстонцев и либерального отношения Запада к ущемлению прав местных русских, у нас процветает моноэтнизм. То есть — «Эстония для эстонцев».

Фактически русским мстят за незавидное историческое прошлое эстонцев, хотя нынешние жители никак не причастны к этому. В итоге им, живущим тут уже не одно поколение, снисходительно разрешают существовать на эстонской земле, платить налоги, и: не вмешиваться в «эстонское дело». Конечно, это можно объяснить и объяснять (но не оправдать!). И возможно, эстонцам и впрямь не хватило исторического пространства для того, чтобы «впитать» ощущения независимости до такой полноты, когда этническая доминанта уступает место нормальной потребности в гражданском обществе, то есть в равноправии всех жителей.

Кстати еще 15 лет назад Венская Конференция ООН декларировала, что историческое прошлое страны не может оправдывать ущемления прав человека и нацменьшинств. Надо признать: в последние месяцы чувствуется ослабление антирусской истерии и русофобии. Зато наращивается восхваление участия эстонцев во Второй мировой войне в составе Эстонского легиона (20-я дивизия СС) и карательных полицейских батальонах на территории других стран. Если в прошлом году народ осчастливили настенным красочным календарем иллюстрированным плакатами-призывами воевать на стороне Гитлера, то нынче рождественским подарком стали CD-диски с песнями эстонских легионеров в 1943-44 годы.

Так почему и сколько еще должно ждать русское и русскоязычное население прозрения эстонской политэлиты, общества и даже национальной интеллигенции? Ведь прошло пять лет после вхождения Эстонии в Евросоюз. Ныне живущим этого не дождаться.

И Евросоюз русским мачеха

Надежды вселял Евросоюз. Поскольку эстонские евродепутаты все последние пять лет скрывали от Европы массовое нарушение прав по этническому признаку, то этим летом у русских политиков появилась надежда на избрание в Европарламент своего депутата. Но политически подавленное русское население не разобрались, что к чему. В отличие от русских Латвии, которые уяснили: если живешь в духовном концлагере, то жить и бороться надо согласно действующим в таком заведении правилам. Евродепутат от Латвии Татьяна Жданок доказала, что хотя европейские нормы во многом декларативны, но кое-чего при умелой постановке вопроса можно добиться и для русских. На Западе представление о стабильности в государстве прагматичное: если народ не протестует, значит, нет и проблем. В Эстонии они криком кричат, но русские молчат.

Но даже если бы они не терпели свое унижение и цивилизованно выступили бы с протестами, как это принято на Западе, то вряд ли Евросоюз призвал бы эстонские власти к ответу и предпринял бы что-то кардинальное для исправления ситуации. Ведь Евросоюз и «свободные» западные СМИ закрыли глаза даже на «русский бунт» в апреле 2007 года. Хотя было ясно: защита «Бронзового солдата» и дискриминация были взаимосвязаны. Запад также прекрасно понимал, что молчание сегрегированного русского населения объясняется, и отсутствием европейского опыта борьбы за социальные и гражданские права, и оправданным страхом перед репрессиями властей. Кстати, правительство и партии никогда с 1991 года не стремились к диалогу с русским и русскоязычным населением. А созданный для отвода глаз при Президенте ЭР Круглый стол по проблемам нацменьшинств, нынешний глава государства просто «закрыл».

В Евросоюзе учли также, что русские убедились: безропотное принятие дискриминации гарантирует им элементарную безопасность и в их понимании относительно комфортную (по сравнению с Россией) жизнь. Что еще нужно русскому обывателю, тем более сам воспринимающий Эстонию страной пребывания, а не Родиной, хоть бы и второй. «Наголодавшись» в советское время от отсутствия нормального розничного рынка товаров и услуг, жители Эстонии (русские особенно) надолго очаровались прелестями западного потребительского мира. Они, как и эстонцы, стали рабами вещей и товаров. И пока не будет удовлетворен этот «голод», а также понимания всего общества, что жить надо в соответствии с разумными потребностями, не приходится ждать и восстановления былой духовности неэстонцев (да и эстонцев), их политической активности, ощущения себя полноценными и равноправными гражданами.

И Россия — не всем «мать-родна»

Надеяться на Россию? Она постоянно заявляет о своем стремлении содействовать своим соотечественникам. Но в целом русское население Эстонии относится к этой заботе нейтрально-скептически. Вот и лидер Центристской партии Эдгар Сависаар, которого осенью, перед местными выборами в Эстонии, встречали в Москве с распростертыми объятиями, его сподвижник Владимир Вельман, в оскорбительной форме отказавшись от участия в конкурсе на лучшего российского соотечественника в Эстонии, в номинанты которого их выдвинули услужливые процентристски настроенные русские организации.

Отчасти такое отношение обусловлено политикой «демократической» России в начале 90-х годов. Именно тогда брошенным на произвол судьбы местным русским особенно нужна была стартовая помощь — неэстонское население, лишенное политических прав и участия в реформе собственности и приватизации, оказалось в заведомо проигрышном положении по сравнению с эстонцами. В то же время российский бизнес баснословно наживался на транзите. Сначала на вывозе металлолома, потом — нефти и мазута. Но соотечественникам, ни сента, ни копейки не досталось, хотя местные русские политики годами молили об отчислениях с прибыли алчных транзитчиков на целевую помощь становления русской общины. (К слову сказать, и сегодня российский бизнес активизировался в Эстонии, забыв о своих, с апреля 2007 года, угрозах не иметь дело со страной, дискриминирующей русскоязычное население). Далее. В помощи нуждалась община в целом, но Москва, в поисках своих, надежных лоббистов, стала помогать одной из «русских» партий — Объединенной народной партии Эстонии (ОНПЭ). Ее явно переоценили, а моноэтнизм и русофобию Эстонского государства недооценили. То есть общине не помогли встать на ноги с тем, чтобы она стала впоследствии «работать» и на метрополию.

Многие годы помощь сводилась к моральной поддержке русских «порубежья». Но она не очень волновала. Зато досаждала власти, которая только пуще отыгрывалась на русских. К примеру, по инициативе России последние два года проводилась кампания в защиту Героя Советского Союза Арнольда Мери. Время от времени российская пресса осуждает (без)действие эстонских властей по делу Дмитрия Ганина, убитого 26 апреля 2007 года во время апрельских беспорядков в Таллине, возникших после осквернения захоронений советских воинов и памятника Солдату-Освободителю. Но показательно, что по совокупности местное русское население восприняло все эти благородные по сути усилия, скорее как сведение счетов с Эстонским государством за поражение России в борьбе с дискриминацией русского и русскоязычного населения.

Да и вообще, местный русский обыватель, не обвиняя и не упрекая Россию, с досадой открыл для себя, что желанная заступница не в силах воспрепятствовать ущемлению прав русского и русскоязычного населения. И оно, оставшееся один на один со своими проблемами и без возможности постоять за себя, стало приспосабливаться к унизительным условиям, продиктованным местными властями. С годами у русских Эстонии появились даже иждивенческие настроения: мол, говорит Россия о межэтническом неравноправии, так пусть сама и добивается этого.

Лет 20 назад один из лидеров местного русского общественного мнения Владимир Тарасов предупреждал, что новое поколение русских Эстонии отвернется от России, повернется лицом к Западу. Этот прогноз начинает сбываться. Всему этому могла бы противостоять грамотная российская политика в отношении своих соотечественников за рубежом. Но русские Эстонии считают, что она весьма убогая. Заставило же что-то и недавний Всемирный конгресс российских соотечественников дипломатично, но говорить о модернизации своей политики. Удастся ли она? В Эстонии пока больше скептиков. Но это — тема другого разговора.

P.S. Итак, официальный Таллин твердит: дискриминации неэстонцев нет! Но Комиссия ООН засвидетельствовала, что русские Эстонии отторгнуты на окраины социально-экономической и общественно-политической жизни страны. Именно отторгнуты, а не оказались там по собственной инициативе или вине. Именно поэтому двулична позиция Президента ЭР Тоомаса Хендрика Ильвеса, который только что изложил ее в Польше вместе с Президентом этой страны по поводу несправедливо малого представительства стран Восточной Европы и Прибалтики в различных структурах Европейского союза. Вот его слова: «Пришло время четко заявить, что мы не согласны с различным статусом членов сообщества, нас всех следует рассматривать, как равных». Но русские политики вот уже 15 лет заявляют, что русских и русскоязычных жителей Эстонии также следует рассматривать как равных с эстонцами. Наверное, пришло время уже не заявлять об этом, а реально уравнять в правах всех эстоноземельцев.

Автор: Димитрий Кленский, ИА REGNUM

Источник: Власти.нет

  • 104
  • 13.02.2010 12:45

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода